|
ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ galactic.org.ua КИБЕРНЕТИКА
АФОРИЗМЫ |
|
||
|
|
|
Винер о науке вообще и кибернетике в частности "Научное исследование заключается в интерпретации для
удобства нашего понимания устройства мира, который был создан без принятия
во внимания наших удобств, да и самого существования". "Лучшей материальной моделью
кошки является другая, а желательно, та же самая кошка." "Современный физик является
последователем квантовой теории в понедельник, среду и пятницу. Во
вторник, четверг и субботу - он занимается гравитационной теорией
относительности. По воскресенья - ни тем, не другим, а просто молится
своему Богу, чтобы кто-нибудь, желательно он сам, смог связать оба подхода
воедино". "Нынешний век - век связи и
управления". "Задача кибернетики состоит в том, чтобы
развить язык и технологию, которая позволит нам на самом деле решить
проблему связи и управления в общем виде, а также определить спектр идей и
приемов, позволяющих классифицировать их частные проявления в рамках
отдельных концепций". "Одна из главных обязанностей математика,
выступающего в роли советника, заключается в предостережении от слишком
больших ожиданий". "Машина, созданная для
принятия решений, будет в буквальном смысле "озадачена", если не будет
обладать способностью к обучению. "Мы изменили свою окружающую среду до такой степени, что
должны измениться сами, для того, чтобы выжить... Прогресс открывает не
только новые возможности, но и новые ограничения". "Вполне
вероятно, что 95% оригинальных научных работ принадлежит меньше чем 5%
профессиональных ученых, но большая часть из них вообще бы не была
написана, если бы остальные 95% ученых не содействовали созданию общего
достаточно высокого уровня науки". "Великие
администраторы, не уверенные в собственных интеллектуальных силах, могут
возвыситься, только низведя своих научных подчиненных до собственного
уровня". Винер о личности и информации "Организм противостоит хаосу, разрушению и
смерти, как сообщение - воздействию шумов".
"Нервная система и
автоматическая машина имеют фундаментальное сходство - и то, и другое
является устройствами для принятия решений на основании решений, принятых в
прошлом". "По крайней мере, одно совершенно ясно, физическая
индивидуальность личности не связана с материальным носителем...
Биологическая индивидуальность организма, похоже, скрывается в некотором
продолжительном процессе и в памяти организма о событиях предшествующего
развития...
"Индивидуальность - это
пламя, а не камень; форма, а не материальное наполнение. Эта форма может
быть передана по каналам связи, изменена или скопирована". "То, что мы пока не можем телеграфировать схему человека из
одного места в другое, связано, в основном, с техническими трудностями..."
"Уже сейчас технология передачи сообщений позволяет расширить человеческие
возможности восприятия и воздействия до масштабов всего земного шара.
Различие между перемещением материальных объектов и передачей сообщений, в
теоретическом плане, не является принципиальным или непреодолимым. Однако
эта тема затрагивает глубинные вопросы человеческой индивидуальности и
требует определения того барьера, который отделяет одного человека от
другого, что является древнейшим вопросом, стоящим перед человечеством".
"Таким образом, машина может сгенерировать сообщение,
"Я говорю здесь о машине, но
не только о машине из меди и железа... нет особой разницы, если эта машина
изготовлена из плоти и костей".
"На сколько простирается возможность
сбора и восприятие информации, на столько распространяется, в некотором
смысле, и физическое присутствие. Наблюдать и отдавать команды всему миру
- это почти то же самое, что и быть везде."
"Разнообразие и вероятностная возможность свойственны человеческому
восприятию и являются ключами к пониманию наиболее значимых человеческих
взлетов и достижений. Разнообразие и возможность образуют саму природу
человеческого организма".
"В вероятностном мире мы уже не
имеем больше дела с величинами и суждениями, относящимися к определенной
реальной вселенной в целом, а вместо этого ставим вопросы, ответы на которые
можно найти в допущении огромного числа подобных миров".
"Таким образом, связь и управление являются сущностью
внутренней жизни человека, в не меньшей мере, чем его общественной жизни".
"Информация - это обозначение содержания, черпаемого нами из
внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приведения в
соответствии с ним нашего мышления". Винер о религии и обществе
"Смысл этой трагедии
заключается в том, что мир - это не маленькое уютное гнездышко, созданное
для безопасного существования, а огромное и, зачастую враждебное
пространство, в котором мы можем много достичь, только определив для себя
Богов; и введение этого определения содержит в себе неизбежное
наказание". "Все большие успехи точных наук связаны с
такими областями, где явление отделено достаточно резко от наблюдателя...
В общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем
очень трудно свести к минимуму. Здесь, обычно, наблюдатель оказывает
значительное влияние на явление, привлекающее его внимание. При всем
уважении к разуму, умению и честности намерений ... антропологов, я не
могу поверить, что любое исследованное ими сообщество останется тем же
самым после этого исследования. "В мире, управляемом иррациональным Богом, подверженным
неожиданным причудам, мы были бы вынуждены ожидать каждую новую катастрофу
в состоянии озабоченной пассивности". "Границы человеческого общества простираются
до тех пределов, в которых возможна эффективная передача
информации". "Механизмы функционирования общества могут быть поняты
только через изучение принципов передачи информации, при этом в будущем,
все большее значение будут приобретать послания или команды от человека к
машине, от машины к человеку, и, наконец, от машины к
машине". "Удел информации в типично американском обществе в том,
чтобы стать предметом купли-продажи". "Целостность и
единство информационных каналов крайне важна для функционирования
общества, и она ставится под угрозу ценой и сложностью коммуникаций. С
кибернетической точки зрения правоохранительные и юридические органы
государства производят слишком сильный "шум", представляя интересы
различных групп и слоев общества. Информация не имеет хозяина, как это
подтверждают сложности с соблюдением авторского законодательства. Кроме
того, информация быстро утрачивает свою ценность в быстро изменяющемся
мире". "В жизни государства крайне мало действительно
гомеостатических процессов". "Здесь нет никакого гомеостаза. Мы
должны проходить циклы бумов и спадов в деловой жизни, последовательную
смену диктатуры и революции, войны, в которых все теряют и которые столь
характерны для современности". "Редко можно встретить, чтобы большое количество
вполне разумных и беспринципных людей играло вместе. Там где собираются
мошенники, всегда есть дураки; а если имеется достаточное количество
дураков, они представляют собой более выгодный объект эксплуатации для
мошенников. Психология дурака стала вопросом, вполне достойным серьезного
внимания мошенников". "Постоянный гомеостаз общества не может быть достигнут в
предположении логически жесткой завершенности Марксизма, как не может он
быть достигнут и в случае аналогичного предположения применительно к
теории свободного предпринимательства и мотивации за счет прибыли. Важен
здесь не сам выбор механизма развития общества, а именно то, что он
рассматривается как нечто завершенное, конкретная форма уже не важна".
"Человеческое сообщество является гораздо
более продуктивной структурой, чем, например, сообщество муравьев; именно
поэтому человек, будучи поставлен в условия, когда его вынуждают выполнять
одни и те же действия вновь и вновь, не сможет быть ни хорошим муравьем,
ни человеком. Те, кто пытаются организовать нас для постоянного выполнения
индивидуальных функций в жестких рамках личных ограничений, обрекают
человечество на замедленное развитие. Они, тем самым, лишают человека
возможности к адаптации, ограничивая допустимый набор методов и
существенно снижая шансы на длительное существование такого
общества". "Не имеет значения, будет ли
военизированная группировка, к которой человек себя относит, следовать
заветам Игнатия Лойолы или Ленина, если главным приоритетом для него
является принадлежность к стороне, которая считает себя безусловно правой,
а не личная свобода и, даже, право на наивность". "Власть
и стремление к власти являются грустной реальностью, которая может
принимать различный облик". "Современный человек, особенно
современный американец, слишком хорошо знает "как" делать что-либо
("know-how"), но почти ничего не знает о том, что надо делать
("know-what")". "Вера, с которой мы воспринимаем команды из
вне, не является верой; и общество, которое основывается на такой
псевдо-вере, безусловно обречено разрушить себя из-за паралича,
обусловленного невозможностью нормально развивать науку". "Любой
религиозный порядок, основанный на военной модели подвержен искушению
впасть в Манихейскую ересь". "Фашистская уверенность в
применимости модели большого муравейника вытекает из глубокого непонимания
природы, как человека, так и муравья". Винер об информации и энтропии "Действительно жить -
это значит жить, располагая правильной информацией. Таким образом, связь и
управление являются сущностью как внутренней жизни человека, так как и
общества". "Я никогда не представлял себе логику,
знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину; я
мог понять эти явления только как процесс, с помощью которого человек
организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с
внешней средой. "Мы - словно мельничные
колеса в вечно текущей реке. Мы - не материальные существа, а вечно
повторяющие себя самих схемы. Схема является посланием и может быть
передана как послание". "Жизнь - это островок
"здесь-сейчас" в умирающем мире. "В то
время как энтропия является мерой дезорганизованности, информация,
переносимая некоторым потоком посланий, определяет меру организованности.
Фактически, мы можем определить информацию, содержащуюся в послании, как
отрицательную энтропию или отрицательный логарифм вероятности. При этом,
чем больше вероятность послания, тем меньше информации оно содержит".
"Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком
дезорганизованности, который, в соответствии со вторым законом
термодинамики, стремится свести к тепловой смерти - всеобщему равновесию и
одинаковости. То, что Максвелл, Больцман и Гиббс в своих физических
работах называли тепловой смертью, нашло своего двойника в этике
Киркегора, утверждавшего, что мы живем в мире хаотической морали. В этом
мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные
островки порядка и системы". "Лучшее на что мы
можем надеяться, говоря о роли прогресса во вселенной, в целом идущей к
своей гибели, так это то, что зрелище наших устремлений к прогрессу перед
лицом гнетущей нас необходимости может иметь смысл очищающего ужаса
греческой трагедии". "Никакое поражение не может лишить нас
успеха, заключающегося в том, что в течение определенного времени мы
пребывали в этом мире, которому, кажется, нет до нас никакого дела".
"Но пока мы еще не являемся очевидцами
последнего этапа конца света. На самом деле у этого этапа не может быть
очевидцев". "Мы в самом прямом смысле являемся
терпящими кораблекрушение пассажирами на обреченной планете. Но даже во
время кораблекрушения человеческая порядочность и человеческие ценности не
обязательно должны исчезнуть, и мы должны сохранять их, пока остается хоть
какая-нибудь возможность. Пусть мы погружаемся, но лучше, если это
произойдет с сознанием собственного достоинства". "Хватит
ли у нас мужества встретить неизбежный закат нашей цивилизации, как у нас
хватает мужества встретить свою личную неизбежную судьбу?"
"Чем больше мы получаем от мира, тем меньше остается, и в
долгосрочной перспективе нам придется платить по долгам в тот момент
времени, когда это будет наименее удобно для нашего
выживания". "Я повторяю, жить эффективно, это значит
быть подверженным постоянному потоку влияния внешнего мира и самим
оказывать активное влияние на окружающий мир, в котором мы лишь
промежуточный этап. "Мы живем только благодаря изобретениям,
причем не только тем из них, которые уже были сделаны, но, в большей
степени, благодаря нашей надежде на новые, еще не сделанные изобретения в
будущем". "Физическое функционирование живого
организма и наиболее современных коммуникационных машин примерно одинаковы
в стремлении контролировать уровень энтропии при помощи обратной связи. "Как уже говорилось, природная
усредненная тенденция к беспорядку или, иными словами, к возрастанию
энтропии в замкнутых системах, выражается во втором законе термодинамики. "В физике идея прогресса противопоставляется энтропии,
хотя между ними нет абсолютного противоречия". Винер о себе. Личное и профессиональное. Мой бред
представляет собой специфическую смесь депрессии и беспокойства,
озабоченность логическим состоянием моей работы. Я не могу разделить
ощущения боли и затрудненного дыхания, чувства, вызываемые бьющимися на
ветру занавесками в окне, и отдельными, еще не решенными пунктами в той
задаче, над которой я сейчас работаю. Я не могу сказать, что боль
проявляет себя как математическое напряжение или, что напряжение ума
символизирует собой боль, просто они сливаются слишком тесно, для того,
чтобы такое сравнение имело значение. Хотя, когда я думал на эту тему
позднее, я понял, что практически любой жизненный опыт может олицетворять
собой математическую задачу, которая пока еще не решена и не прояснена
окончательно. "Профессор -
это человек, который может говорить на любую тему - примерно минут
пятьдесят". Неотъемлемой чертой ученого, равно как умного, честного писателя, как и умного, честного представителя духовенства, должно быть стремление подвергнуть экспериментальной проверке еретические или запретные мнения, даже если в конечном итоге их придется отвергнуть.
|
|
|
- человек -
концепция
- общество -
кибернетика
- философия -
физика
- непознанное
главная
- концепция -
история
- обучение -
объявления
- пресса -
библиотека
- вернисаж -
словари
китай клуб
- клуб бронникова -
интерактив лаборатория
- адвокат клуб -
рассылка
- форум