|
|
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
ШАХМАТИСТА
Предлагаем
вашему вниманию вводную статью из готовящегося к печати
учебника-исследования Ю.Ремизова «Играйте как Морфи».
Главное в таланте Пола Морфи —
это «абсолютное зрение» (по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов),
то есть он прекрасно видел в позиции все взаимосвязи, взаимозависимости
фигур, все детали. Высказывание по этому поводу удалось найти у
Г.Левенфиша, не только прекрасного гроссмейстера, чемпиона СССР 1935 и
1937 годов, но и замечательного теоретика и шахматного педагога: «Основное
в шахматах — это процесс «видения». Сначала надо учиться видеть все, что
находится под ударом у себя и у противника, потом двойные удары и,
наконец, то гармоническое взаимодействие своих и чужих фигур, которое
приводит к комбинации. Одаренные от природы шахматисты проходят этот
процесс «видения» удивительно быстро, иногда в течение 2-3 месяцев, другие
затрачивают на него годы». («Шахматы в СССР» №6/1940, стр.163). Здесь
можно придраться лишь к выражению «взаимодействие своих и чужих фигур»,
которое следует разделить. Взаимодействие осуществляется своими фигурами,
а с чужими фигурами идет противодействие.
Мышление шахматиста преимущественно
является наглядно-действенным. В психологии наглядно-действенное мышление
определяется как вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие
предметов, преобразование ситуации в процессе действий с предметами
(вначале в уме, а затем перевод в реальное действие).*
Наглядно-действенное мышление — это
оперативное мышление, которым в большой степени должны обладать, к
примеру, авиадиспетчеры, шоферы и многие другие специалисты, особенно в
форс-мажорных, стрессовых ситуациях. Шахматистам свойственны, конечно, и
другие виды мышления. Для сравнения перечислим еще несколько.
В некоторых отношениях противоположными
наглядно-действенному являются наглядно-образное мышление и
словесно-логическое. Мысль в первых двух видах мышления словесно не
оформляется, не закрепляется, работает в кратковременных, неопределенных
формах: «это», «так», «здесь», «сразу» и т.п.
Различаются также такие
противоположенные пары мышления: теоретическое и практическое
(эмпирическое), аналитическое (логическое) и интуитивное, реалистическое и
аутистическое (эгоцентристкое), продукцивное и репродукцивное (создающее
что-то новое). Но наглядно-действенное
мышление для шахматистов является базовым, действующим в каждом моменте
партии; быстрота и продуктивность его особенно необходимы в условиях
цейтнота. Наглядно-действенное мышление состоит из нескольких фаз, из
которых «видение» является важнейшим. «Видение» несколько предшествует
действию в уме, а затем составляет с ним единое целое.
Можно быть более развитым
интеллектуально и художественно, быть выше противника в стратегическом
плане и за счет этого где-то переигрывать игрока, который является более
ровным в «видении». Сравните с игрой компьютера или, огрубляя, с
арифметическими действиями; стратег может что-то недоглядеть, какая-то
деталь может выпасть из его оперативной памяти: из-за меньшего объема
внимания, меньшей его концентрации, которую надо удерживать длительное
время.
Вообще для человека непросто
совмещать такие не очень совместимые вещи, как концентрация внимания и в
то же время сохранение большого объема внимания. «Видение» ухудшается с
возрастом, при усталости, болезни, в момент стресса. Так, у М.Эйве,
сильнейшей стороной игры которого была тактика, к матч-турниру 1948 года
качество «видения» стало давать сбои, и он неожиданно для всех оказался
заметно слабее конкурентов.
Только в
соединении с хорошим «видением» (предваряющим широту и глубину мышления)
стратегическое мастерство дает стабильно высокие спортивные результаты.
Наглядно-действенное мышление было особенно хорошо развито у таких великих
мастеров прошлого, как А.Филидор и Х.Р.Капабланка. Современных великих
затрагивать не будем, заметим только, что появление в наше время высоких
результатов у очень молодых шахматистов (Э.Бакро, Р.Пономарев, А.Грищук,
Т.Раджабов, С.Карякин и некоторые другие) связано в первую очередь с
ранним приобщением к шахматам, с ранним развитием «видения».
«Видение» не тождественно известному
понятию «комбинационное зрение»; оно шире и включает в себя
«комбинационное зрение». Комбинация проходит на некотором ограниченном
участке доски и требует концентрации внимания на определенном объекте,
например, короле противника. Комбинация длится короткое время. «Видение»
же предполагает наличие большого объема внимания (по всей доске),
схватывания и удержания в голове всех объектов, деталей позиции в течение
длительного времени (например, полагает возможность создания обширного
цугцванга).
«Видение» нарабатывается в
процессе шахматной практики. Его важнейшими условиями являются хорошая
память и большой объем внимания. На наработку хорошего «видения» и должно
быть главным образом направлено обучение в младшем школьном возрасте,
сенсорно предрасположенного к восприятию огромного числа конкретных
данных. Но что интересно (и немаловажно знать тренерам): объем внимания,
как утверждают некоторые психологи, мало поддается регулированию при
обучении и тренировке. Итак, у одних
шахматистов «видение» хорошее, у других — менее хорошее, а у редких людей
бывает исключительно сильным от природы.
Х.Р.КАПАБЛАНКА — Ф.ЕЙТС Нью-Йорк
1924
Здесь
Капабланка провел не очень бросающийся в глаза круговой маневр конем с
выигрышем пешки а5. 40.Nc3 Rc5 41.Ne4
Rb5 42.Ned6 (выигрывало пешку и 42.Ra1) 42...Rc5 43.Nb7 Rc7
44.Nb:a5. По сравнению с другими
шахматистами Капабланка, знаменитый своими «маленькими комбинациями» (в
данном случае — маневр), подобных вещей видел за партией гораздо больше.
Именно благодаря такому «видению» он и был сильнее вех.
Итак, «видение» — это видение
подвижности всех фигур, что является основой для нахождения более сложных
маневров и комбинаций. У Морфи «видение» тоже было развито в
исключительной степени, которое (повторю) можно назвать «абсолютным
зрением».
Смотрите статью Феномены ''видения'' с закрытыми глазами:
проблемы и результаты исследований
|
|
|