.

ПОИСКИ ТВОРЧЕСТВА: Информационно-психологические воздействия на политическое поле России
(выдержки из книги)

 Серавин Александр Игоревич
 www.seravin.narod.ru

 1
 2
 3

 4


Держи вора!
Кто громче всех кричит «Держи вора»? Сам вор. Вот и некоторые «политики» набирают дивиденды за счет огульной критики своих оппонентов. Конечно, бывает и иначе: человеку есть что сказать, а ему не позволяют.

Здравствуйте, вы девушек не вызывали
Подсыпание юных красоток в штаб конкурентов.

Поздравление от..
В одной кампании, где за место в Госдуму боролся обрусевший кавказец, к 8 марта все женщины округа получили от его имени поздравления, в которых он советовал им иметь интимные отношения с сексуально стойкими кавказцами, а не со спившимися в своей массе славянами.
Верхом цинизма является от имени «заказанного» кандидата поздравить с чем-нибудь покойников. После чего в «заказанный» штаб начинают приходить письма от избирателей: «Извините, но Федор Федорович проголосовать за вас не сможет так как он умер три года назад… Вдова Федора Федоровича».

Использование административного ресурса для построения собственной кампании согласно современным избирательным технологиям
Именно к такому методу прибегают все чаще в последнее время кандидаты от власти: ведение кампании отдается команде специалистов, в распоряжение которой предоставляется весь комплекс административных ресурсов. В этом случае стартовое преимущество кандидата по ресурсному обеспечению используется наиболее грамотно.

Сбор подписей
Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) введен в практику российских избирательных кампаний в 1993 г. К настоящему времени в России он превратился в довольно неприглядный процесс. Большинство собираемых подписей «выбивается» либо за счет использования административного ресурса, либо за счет настырности нанятых за немалую плату профессиональных сборщиков, или рисуются. Поэтому фактор поддержки кандидата как таковой тут фактически отсутствует. Во многом из-за этого в последнее время явно обозначилась тенденция заменить сбор подписей залогом.
Тем не менее, сбор подписей за выдвижение кандидата (партии) продолжает оставаться важным мероприятием оргмассового направления. Хотя бы потому, что он дает прекрасный повод начать агитацию за кандидата. Опытные избирательные технологи не обращают никакого внимания на запрет агитации в период сбора подписей и используют его на полную катушку. Естественно, призыв «Голосуйте за Сидорова!» меняется на другой: «Сдавайте подписи в поддержку выдвижения Сидорова!» И органы, надзирающие за исполнением законов о выборах, в этом случае ничего поделать не могут.

Программный
Гипертрофирование роли программы партии или кандидата в избирательной кампании. Избиратели при этом рассматриваются как своего рода экзаменационная комиссия, обязанная тщательно изучить программы всех кандидатов и расставить им оценки. В соответствии с таким подходом разработка стратегии избирательной кампании подменяется разработкой программы, а тактика сводится к тому, чтобы максимально подробно изложить эту программу избирателям,
В последнее время до широкой политической общественности дошло, что объем и научное содержание программы практически никакого отношения к количеству голосов, полученных на выборах, не имеют.

Массовое досрочное голосование
Организация массового досрочного голосования.

Физиологическое отвращение
Стиль материалов по кандидату-противнику выдерживается так, чтобы вызывать у избирателя физиологическое отвращение. В репортаже о манифестации оппозиции находчивый журналист вмонтировал кадры с лицами людей, имевших явные признаки дебилизма или сумасшествия. Из репортажа получалось, что эти люди якобы участвовали в митинге и «с восторгом» слушали выступавших лидеров оппозиции. Надо сказать, что именно эти кадры производили самое сильное впечатление. Лишь случай, точнее, порядочность одного из коллег позволила обнаружить эту подтасовку до выхода в эфир, и больные люди – «оппозиционеры» на телеэкран не попали. При разбирательстве репортер заявил, что он взял эти кадры будто бы «случайно, в спешке» из другой кассеты с материалом, рассказывавшим о клинике для душевнобольных.

Буклеты
Буклеты, предназначенные для прямого распространения и безадресной рассылки. По сути, это та же листовка А4, но изготовленная на более качественной бумаге и сложенная в два-три раза.

Мы вместе
Глава администрации Хабаровского края как «черный PR» расценил регистрацию избирательного блока с названием «Блок губернатора». По его мнению, данный блок, созданный региональными отделениями ЛДПР и «Союза офицеров», уже самим названием приписывает своим кандидатам несуществующую поддержку со стороны губернатора, тем самым злоупотребляя «всенародным доверием». Однако краевая избирательная комиссия, сверясь с законодательством, не нашла в регистрации блока с таким наименованием каких-либо нарушений и ответила отказом на требование губернатора об отмене регистрации. Тем не менее представителя главы администрации не удовлетворил такой ответ, и он заявил о намерении опротестовать решение Избиркома через суд.

Рекламные щиты (постеры)
Постеры – своего рода аналог клипов-афиш. Постеры наиболее широко используются в средних по масштабу кампаниях. Их требуемое количество можно определить ориентировочной нормой: один постер на 2-5 тыс. избирателей (в зависимости от структуры округа и, в первую очередь, от количества точек, пригодных для размещения).

Рекламный подход
Рекламный подход особенно часто применяется, когда руководство избирательной кампании попадает в руки специалистов по рекламе и различных PR - агентств. В его основе лежит убеждение, что реклама кандидата в принципе не отличается от рекламы любого другого товара - сникерсов, памперсов и т.д. Задача избирательного штаба состоит в том, чтобы создать привлекательный «имидж» кандидата (партии) и затем максимально технологично «продать» этот имидж избирателям. Понятно, что такой подход вообще не предполагает наличия в избирательной кампании какой-либо содержательной стратегии.
У рекламного подхода есть определенные преимущества. Во-первых, он дает высокую технологичность тактической составляющей избирательной кампании, в особенности ее части, связанной со СМИ и наружной рекламой. При слабом технологическом уровне кампании у конкурентов, применение эффективных рекламных технологий сравнимо с использованием автоматического оружия против луков и стрел. Обладая таким техническим превосходством кампанию можно выиграть и без какой-либо осмысленной стратегии.
Во-вторых, как это ни парадоксально, отсутствие стратегии у избирательной кампании часто далеко не так пагубно, как выбор неверной стратегии. Отсутствие стратегии в первую очередь грозит неэффективной растратой ресурсов кандидата и его команды, тогда как при стратегии ошибочной указанные ресурсы будут целенаправленно расходоваться на то, чтобы не приобретать, а терять голоса.
 

   
   
 


 

Хорошая режиссура
Безусловно, эта технология встречается и у нас, но позволю себе привести красивый пример технологии из истории американской предвыборной борьбы – дебаты кандидатов на пост президента США Ричарда Никсона и Джона Кенеди. Победил Кенеди. Никсон проиграл, потому что не обращал внимания на «мелочи». Его посадили под софиты, источающие жар. Через несколько минут Никсон стал потеть и вытирать лоб. Реакция телезрителей: волнуется. У Никсона – тонкая кожа. Яркий свет софитов «пробивает» ее, и Никсон кажется небритым. Реакция зрителей: Никсон не уважает зрителей. Перед Никсоном поставили семь телекамер, не предупредив, какая из них главная. Никсон смотрел то в одну, то в другую. Реакция зрителей: глаза у Никсона бегают, совесть, видимо, нечиста.

Равные возможности
Нарушение избирательными комиссиями права на равные возможности для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении массовых мероприятий.

Волшебный автобус
Неправомерные действия по доставке избирателей для участия в голосовании.

Как вы думаете, кто победит?
Выставляется пикет, на котором прохожий должен проголосовать за одного из кандидатов, но напротив нашего кандидата проголосовавших гораздо больше.

Отождествление
Отождествление является, пожалуй, самой распространенной стратегической идеей, которая используется в той или иной форме чуть ли не во всех кампаниях, в т.ч. и в негативных. Так, любой кандидат, баллотирующийся от федеральной партии или движения, автоматически отождествляет себя с ними. То же самое происходит, когда кандидат выступает как представитель известного федерального или регионального лидера, или пытается заручиться поддержкой уважаемых людей и общественных организаций.

Теракт
Накануне президентских выборов Кажегельдина удалось нейтрализовать: сначала избили нескольких его соратников, затем было организовано покушение на него самого. Венцом травли стал судебный процесс по факту участия Кажегельдина в несанкционированном собрании движения «За честные выборы». Его приговорили к штрафу — этого по казахстанским законам достаточно, чтобы лишить человека права баллотироваться в президенты.
В результате кажегельдинское движение «За честные выборы» оказалось под запретом.

Бровь Будды
После того как рейтинг противника вырастет или выйдут его первые материалы, замерить слухи о нем и по ним сделать листовку, тем самым усилить слухи, иногда это подкрепляется граффити.

Спекуляция компроматом
Выборы-1998 по сравнению с выборами-2002 в плане использования компромата были образцом нравственности. Поскольку в нынешнюю избирательную кампанию в Верховную раду использовались приемы, опробованные в России, это дало повод подозревать в изготовлении и вбросе компрометирующих сведений - российских политтехнологов.
Несмотря на то, что политолог Николай Томенко обещал, что в канун выборов появится компромат личного характера на лидеров "Нашей Украины" Виктора Ющенко, "За единую Украину!" Владимира Литвина и СДПУ(о) Виктора Медведчука, пиарщики системно прошлись только по блоку Ющенко. Таким образом, лидер "Нашей Украины" за два года до президентских выборов получил бесплатный тренинг по проблемным местам своей биографии.

Приведение из факса
На все факсы фирм округа приходит «официальный» документ избирательной комиссии по поводу снятия кандидата конкурента.

Не нужно лишних на участках
Воспрепятствование присутствию наблюдателей и представителей средств массовой информации при установлении итогов голосования.

Выбить на старте
Выдвижение одной инициативной группой избирателей более одного кандидата.

Несуществующие участки
Голосование за несуществующих избирателей. Наиболее распространенный метод. Придумываются лишние квартиры в доме, угловые дома фигурируют дважды, замужние женщины голосуют дважды - по девичьей фамилии и по новой. В Тольятти как-то вообще было несколько несуществующих избирательных участков.

Нам нужны свои люди в комиссиях
Увольнение с работы члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в период избирательной кампании.

Телефонный звонок
А) Телефонный «социологический» опрос программирующего характера. Пример: Группа обзванивает людей и предлагает ответить на вопросы программирующего характера.
Б) Телефонный опрос в ночь перед выборами. Пример: Группа обзванивает людей и задаёт эмоционально важный вопрос.

Семейный договор
Нанимается по договору один член семьи, с тем чтобы к дню выборов сагитировал членов своей семьи.

Альтернатива
Зачастую финансовым группам безразлично, какая персона победит на выборах, но интересно, чтобы победил «их» кандидат. Тогда проводится ряд исследований перед выборами в которых выявляются фавориты. С каждым фаворитом проводятся переговоры о сотрудничестве, и финансовая группа в любом случае получает «своего» депутата.

Нагнетание психологической напряженности
Если хотят заставить конкурентов нервничать, делают заявку на выставление пикетов в местах проживания конкурента и руководителя его штаба. Только ставят в этих пикетах крепких парней или обеспечивают прикрытие охраной.

Ничего не было
Невыполнение правоохранительными органами обязанностей по пресечению противоправной агитационной деятельности и т.п.

Пересчет
Непредоставление избирательной комиссией информации о принятом решении провести повторный подсчет голосов, практика показывает, что возможны колебания до 10% голосов.

Контрход
Одной из важных разновидностей негативных стратегий является кампания, построенная на контрходе. Необходимым условием реализации подобных кампаний является наличие мишени для критики: сильного и хорошо известного конкурента, но обладающего при этом и достаточно мощным отрицательным образом.

«Медвежий угол»
На одних выборах во Владивостоке сознательно располагали избиркомы в труднодоступных местах с целью понижения явки населения, а на думских выборах в Башкирии, невозможно было найти нарезку округов и ЦИК-и.

Листовки ниоткуда
Создается мифическая организация, которая ведет «независимую» кампанию за честные выборы, выпуская материалы по срыву выборов.

Полиграфия задним числом
За месяц до начала кампании выпускается различная агитационная полиграфия, которая распространяется во время избирательной кампании.
 

   

 1
  2
 3

 4

Рекомендовано к прочтению
Распространяются официальные бумаги, настоящие или подложные, с указанием за кого голосовать.

«Люди-бутерброды»
«Люди-бутерброды»: двухсторонние или односторонние плакаты, надетые на агитатора. Иногда делают подобные плакаты от руки, создавая впечатление, что человек сам, под влиянием искреннего порыва их изготовил и вышел на улицу, это будет довольно убедительно и дешево. Во всяком случае убедительнее рекламы на автобусах и автомобилях, которая используется гораздо чаще.

Тайм-аут
Непредоставление избирательной комиссией данных об итогах голосования.

продолжение
 

 
   


КОНЦЕПЦИЯ
СЕКТОВЕДЫ
МАХИНАЦИИ
ФАЛУНЬГУН
ПОЛИТЭКОНОМИЯ
ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ТИБЕТ
ФОРУМ