|
 |
Руководитель
исследований
академик РАН
Бехтерева Наталья Петровна |
© 2002 г. Н. П. Бехтерева1, Л. Ю.
Ложникова2,
С. Г. Данько1, Л. А. Мелючева1, С. В. Медведев1*,
С. Ж. Давитая3.
Поступило в редакцию 08.08.2001 г.
В работе представлены первые результаты
изучения явления так называемого альтернативною или прямого видения зрячих и
слабо видящих лиц и ряда проявлений мозговой активности. Целью работы
являлась попытка верифицировать сами факты альтернативного (прямого) видения
и проверка возможности измерения связанных с ними физиологических параметров
(физиологических коррелят).
В настоящем сообщении приводятся результаты визуального наблюдения поведения
лиц, предъявляющих способность видеть с закрытыми глазами, и
электрофизиологического исследования (ЭЭГ, вызванные потенциалы) мозга этих
лиц. Для обнаружения мозговых коррелят феномена проводилось сравнение
спонтанной электрической активности мозга (ЭЭГ) при рассматривании
изображений и сравнение вызванных потенциалов (ВП) при выполнении испытуемым
однотипных заданий на классификацию предъявляемых изображений в состоянии
обычного зрительно восприятия и в состоянии т.н. альтернативного видения.
В исследовании принимали участие 7 учащихся старших классов средней школы,
прошедших обучение по методу В.М. Бронникова. Все испытуемые
продемонстрировали возможности альтернативного видения в различных условиях
испытаний. Данные ЭЭГ подтверждают перестройку мозга на другой режим
функционирования при проведении функциональных проб с "рассматриванием"
предметов с завязанными глазами. Наиболее демонстративны изменения
b-активности. При исследовании ВП выявлены факты
статистически достоверных различий ВП в условиях классификации изображений
без маски и в маске. Эти различия индивидуальны и нестационарны по своим
проявлениям. В обсуждении подчеркивается предварительный характер
исследования, выявленные сложности применения инструментальных методик. В то
же время результаты исследования признаются положительными как в отношении
существования явления, так и в отношении возможности изучения его
объективных коррелят. Дискутируется предположение об участии "кожного
зрения", а также активации резервов мозга в реализации исследуемого явления.
*Экспериментальная проверка существования
эффекта.
_____________________
В последнее время
в ряде городов России и государств СНГ проводится обучение так называемому
альтернативному или прямому видению зрячих, слабо видящих и слепых лиц по
методике В.М. Бронникова [1, 2].
Возможность прямого видения, естественно, вызывает большие сомнения, как
относительно самого существования феномена, так и относительно его
физиологического объяснения. Авторы считают целесообразным представить
первые результаты своих исследований по изучению самого явления и некоторых
его мозговых коррелят.
Настоящая работа представляет собой пилотное и сугубо предварительное
качественное исследование, не претендующее на выявление каких-либо
количественных закономерностей. Это связано прежде всего с неоднородностью
контингента испытуемых и трудностью работы с ним. Целью исследования явилась
попытка верифицировать сами факты альтернативного (прямого) видения и
возможность измерения связанных с ними физиологических параметров
(физиологических коррелят).
В настоящей статье приводятся результаты визуального наблюдения за
поведением лиц, претендующих на способность видеть с закрытыми глазами, а
также результаты электрофизиологического исследования (ЭЭГ, вызванные
потенциалы) мозга этих лиц.
Для обнаружения мозговых коррелят феномена проводилось сравнение спонтанной
электрической активности мозга (ЭЭГ) при рассматривании изображений и
сравнение вызванных потенциалов (ВП) при выполнении испытуемым однотипных
заданий на классификацию предъявленных изображений в состоянии обычного
зрительного восприятия и в состоянии так называемого альтернативного
видения.
МЕТОДИКА
В исследовании принимали участие 7 учащихся старших классов
средней школы, прошедших обучение так называемому альтернативному или
прямому видению по методу В.М. Бронникова. Характеристики испытуемых
приведены в таблице.
Испытуемые,
прошедшие обучение альтернативному видению по методу В.М. Бронникова
Инициалы испытуемого |
Возраст, лет |
Срок после прохождения обучения* |
Состояние здоровья |
I этап |
II этап |
III этап -прямое
видение
|
В.Б. |
17 |
8 лет |
8 лет |
8 лет |
Здоров |
Л.А. |
15 |
6.5 лет |
6.5 лет |
6.5 лет |
Врожденная дегенерация зрительных нервов. 1
1осттравмати-ческая катаракта правого глаза, зрение 0. Левый глаз слабое
зрение. До обучения - 0.01 Д, после обучения - 0.2 Д. |
Н.М. |
13 |
2 года |
1 год |
6 мес. |
Врожденная глаукома левого глаза.
Нейродермит. |
В.М. |
16 |
2 года |
1 год 3 мес. |
6 мес. |
Периодическое нарушение терморегуляции (в
течение 2-3 дней) на фоне перевозбуждения. |
Б.Л. |
13 |
2 года |
1 год 3 мес. |
6 мес. |
В анамнезе однократно проявление судорожного
синдрома в возрасте 5 лет. |
К.З. |
13 |
6 мес. |
5 мес. |
4 мес. |
Практически здорова. Январь 2001 г. -
сотрясение головного
мозга легкой степени. |
Ж.Н. |
10 |
6 мес. |
5 мес. |
4 мес. |
Внутричерепная гипертензия легкой степени.
Февраль 2001 г. -сотрясение головного мозга легкой степени. Апрель 2001
г. -
перелом левого локтевого сустава. |
* Обучение альтернативному зрению по методу
В.М. Бронникова состоит из трех этапов. Каждый этап включает 10 занятий по 2
часа в течение месяца.
На лицо всем испытуемым накладывали черную
маску, изготовленную из непрозрачной материи и закрывающую лицо, начиная со
лба до губ, и предлагали прочесть текст из предложенной наблюдателем книги,
брошюры, разового текста-объявления.

Рис. 1. Проведение визуального исследования с
испытуемой К.З. с
использованием маски из термопласта. |
С целью проверки наличия данного феномена
С.В. Медведевым был проведен эксперимент с двойным слепым контролем. Для
испытуемой К.З. были изготовлены две идентичные "слепые" маски из
термопласта, закрывающие часть лица от линии волос вверху и до линии верхней
губы внизу, а также до ушей - сбоку. Одна маска была дана К.З. для
тренировки, другая находилась в лаборатории. Было сказано, что на экране
компьютера будут появляться буквы, цифры или знаки, которые нужно будет
называть. На самом деле в эту последовательность были замешаны фотографии
физиологических экспериментов, приборов, которые испытуемой были неизвестны.
Различные стимулы были замешаны в случайном порядке, неизвестном
присутствующим, наблюдавшим за ходом эксперимента. Изображение предъявлялось
на 15-дюймовом жидкокристаллическом цветном экране портативного компьютера с
помощью программы Power Point. Всего было
предъявлено 48 изображений. Компьютер располагался так, чтобы никто из
присутствующих не мог видеть изображения. Никаких гладко-отражающих
поверхностей сзади компьютера не было. Все наблюдатели находились не ближе 3
м от испытуемых. Двое наблюдателей вели раздельно протокол. На испытуемую
одевалась маска, лежавшая до этого в лаборатории, к которой испытуемая и
никто из группы ее обучающих ранее не имели доступа. Межстимульный интервал
варьировал в пределах 5-10 с.
Для регистрации ЭЭГ применялся электроэнцефалограф фирмы
Nihon Kohden. Отведения ЭЭГ осуществлялись посредством 19 мостиковых
электродов, расположенных в стандартных отведениях системы 10-20. В качестве
референтных использовались объединенные электроды, размещаемые на мочках
ушей. Испытуемые лежали на удобной кровати при обычном естественном
освещении в комнате. Регистрация биопотенциалов проводилась в покое при
закрытых глазах, при открывании глаз, при фотостимуляции, гипервентиляции и
мысленном воспроизведении зрительных образов и реальном рассмотрении
предметов и текста в тех же условиях. Испытуемому предлагалось "включать"
альтернативное видение, что контролировалось возможностью чтения и опознания
рисунков при наличии маски на лице, препятствующей обычному зрению.
Сравнивали ЭЭГ при "включенном" и "выключенном" альтернативном видении.
При
проведении регистрации вызванных потенциалов (ВП) испытуемый располагался в
кресле перед столом, на котором на расстоянии 120 см от лица испытуемого
располагался монитор компьютера. На экране в случайном порядке равновероятно
предъявлялись 20 различных черно-белых изображений, 10 из которых относились
к классу объектов живого мира (слон, стрекоза, улитка и т.д.), 10 - к
неживым объектам (телефон, стол, авторучка и т.д.). Время экспозиции
изображения составляло 100 мс. Через секунду после окончания экспозиции
предъявлялся знак вопроса, служивший разрешительным знаком для моторной
реакции испытуемого. Испытуемый должен был реагировать нажатием находящейся
в руке кнопки 1 раз в случае, если перед этим предъявлялся живой объект, и 2
раза, если предъявлялся неживой объект. В паузах между экспозициями в центре
экрана предъявлялось изображение точки, на которой испытуемый должен быть
фиксировать взор. Пробы следовали с интервалом, случайно варьировавшим в
пределах 5.5-6.5 с. Всего в одном сеансе исследования предъявлялось 240 или
480 проб.
Электрическая активность с поверхности головы отводилась так же, как и при
исследовании ЭЭГ. Отводилась также электроокулограмма (ЭОГ) посредством
электродов, размещаемых в подглазье и височном углу левого (у испытуемой
Н.М. правого) глаза.
Усиление ЭЭГ и ЭОГ осуществлялось в полосе пропускания 1.5-100 Гц при
частоте дискретизации 250 Гц. Электрическая активность, ЭОГ и сигналы кнопки
вводились в регистрирующий компьютер при визуальном контроле качества
сигналов и правильности реагирования испытуемого. По окончании записи для
обработки методом синхронного накопления оставлялись пробы, не содержащие
выраженных потенциалов ЭОГ или других видимых артефактов.
При проведении исследовании ВП использовался аппаратурно-программый
комплекс, разработанный в ИМЧ РАН (программисты В.А. Пономарев, Р.А.
Бразовский, В.А. Поляков). Программное обеспечение позволяет, наряду с
синхронным накоплением вызванных реакции. осуществлять автоматизированную
оценку и представление статистической достоверности отличия отсчетов
усредненного ВП от среднего значения процесса на престимульном интервале на
основе непарного критерия Стьюдента, и различий отсчетов сравниваемых ВП,
полученных при различных условиях регистрации, на основе парного критерия
Стьюдента. Вычисление разностных ВП и статистическая оценка разностей
(сравнение ВП) в имеющейся системе возможны только для процессов,
зарегистрированных в одном сеансе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Визуальное наблюдение
Все 7 человек легко читали в маске, плотно закрывающей глаза,
практически любой предъявленный текст, лишь иногда на незнакомых словах
имели место короткие паузы, также испытуемые свободно передвигались в
помещении, обходя препятствия (кресла, стулья).
Испытуемая К.З. в "слепой" маске из термопласта уверенно, без задержки
называла знаки, а также описывала картинки на экране компьютера, о
существовании которых она не была предупреждена. По результатам экспозиции
отмечено 100%-ное опознание предъявлений в файлах, а также совпадение
записей двух протоколов. Протоколы подписаны участниками исследования и
хранятся в архиве Института мозга человека РАН.
Электроэнцефалограмма
Испытуемая К.З. На ЭЭГ, снятой при закрытых глазах без
маски, регистрируется практически нормальная биоэлектрическая активность.
a-Ритм хорошо модулирован, имеет частоту 10 колебаний в секунду (кол/с).
Небольшим отклонением от нормы является заострение а-колебаний и наличие
острых волн с периодом а-колебаний в задних отделах полушарий, что
предположительно может быть связано с перенесенной несколько месяцев назад
черепно-мозговой травмой. Реакция на стандартные функциональные пробы в
норме.
Испытуемой на глаза накладывается "глухая" черная маска. Характер ЭЭГ не
изменился. Дано задание: "включить" альтернативное видение и представить
себе экран с черной точкой посредине. ЭЭГ стала на 15—20% ниже по амплитуде,
пространственное распределение ритмов, по-прежнему, в норме, ни заострения
а-ритма, ни усиления острых волн не наблюдается. При выполнении задания:
"рассмотреть" картинку на обложке книги и прочитать текст под ней, на ЭЭГ,
записанной от передних отделов мозга, появилась и далее сохранялась до
окончания пробы высокоамплитудная острая в-активность с частотой 28-30
кол/с. Постепенно по ходу выполнения задания в-ритм распространился на все
отделы височных долей обоих полушарий. В левой теменно-затылочной области
наблюдалось усиление медленных волн. После успешного выполнения задания и
"отключения" альтернативного зрения по просьбе исследователя на ЭЭГ
полностью исчез острый в-ритм, ЭЭГ вернулась к исходному состоянию (рис. 2).

А - фон,
Б - "включение" прямого видения,
В - рассматривание картинки,
Г - прямое видение "выключено".
Испытуемый В.Б. В начале исследования
В.Б. насторожен, внимательно рассматривает аппаратуру. На ЭЭГ регистрируется
низкоамплитудная (от 12 до 20 мкВ), уплощенная, дезорганизованная
биоэлектрическая активность. Через несколько минут испытуемый привыкает к
условиям записи, успокаивается, амплитуда биоэлектрической активности
увеличивается. Появившийся а-ритм имеет правильное пространственное
распределение, частоту 10 кол/с. Единичные низкоамплитудные медленные волны
наблюдаются во всех отведениях ЭЭГ, чаще - в переднецентральных отделах,
справа больше, чем слева.
После одевания маски и предложения "включить" альтернативное зрение на ЭЭГ
наблюдалась короткая (до 4 с) реакция десинхронизации биоэлектрической
активности, небольшое усиление в-активности в височных отделах, затем
короткая (1-2 с) вспышка а-активности, за которой последовал ответ - "есть".
Предъявление черной точки, нарисованной на листе бумаги, заметных изменений
в ЭЭГ не вызвало. Рассматривание обложки книги с картинкой и чтение текста
сопровождалось кратковременным уменьшением амплитуды биоэлектрической
активности. Устойчивых изменений ЭЭГ во время выполнения заданий с
использованием альтернативного видения не наблюдалось.
Запись ЭЭГ проводили многократно. Каждый раз изменения на ЭЭг были
минимальными и транзиторными.
В один из дней В.Б. пришел на запись ЭЭГ усталый после большой нагрузки
(длительная напряженная работа, переезд из другого города). Все тесты он
выполнил как обычно, но на ЭЭГ в правой височной области появилась
низкоамплитудная в-активность с частотой 20-28 кол/с. При попытке
рассмотреть картинку на обложке книги амплитуда в-ритма в правой височной
области увеличилась до 50 мкВ. Затем появился острый в-ритм с частотой 28
кол/с в переднецентральных отделах обоих полушарий. Изображение испытуемому
казалось размытым, он не мог определить его. При этом характер ЭЭГ
изменился: постепенно снизилась частота в-ритма до 20-22 кол/с. почти вдвое
снизилась его амплитуда. В затылочных отделах увеличилась амплитуда а-ритма,
появились вспышки острых а-колебаний. В.Б. нервничал. Он не предполагал, что
может произойти сбой в работе. Он еще и еще раз брал книгу и пытался
рассмотреть рисунок. В ЭЭГ появилась 0-активность с
частотой 4.5- 5 кол/с и затем - вспышки пароксизмальной активности в
0-ритме. Во вспышках в височных отделах появились единичные
деформированные комплексы "острая волна-медленная волна". Затем во всех
отведениях ЭЭГ появились пульсовые колебания, что косвенно свидетельствовало
о сильном эмоциональном напряжении с сосудистой реакцией.
После нескольких дней отдыха В.Б. в маске с закрытыми глазами легко выполнял
все тесты, легко определил рисунок на обложке книги и быстро читал вслух
незнакомый текст. Никаких изменений в ЭЭГ, по сравнению с исходной, при этом
не наблюдалось.
Испытуемая Ж.Н. а-Ритм неустойчив. Низковольтные медленные волны
наблюдаются во всех отведениях ЭЭГ. На эти волны накладываются волны более
высокой частоты и меньшей амплитуды. По амплитуде и периоду медленные волны
преобладают в теменно-височно-затылочных отделах обоих полушарий, имеют
частоту 2-3 кол/с, слева выражены немного больше, чем справа.
Деформированные комплексы "острая волна-медленная волна" наблюдаются в
височно-затылочных отделах, слева больше, чем справа. В фоновой записи
вспышки пароксизмальной активности регистрируются в средних и задних
отведениях ЭЭГ, на фоне стандартных функциональных нагрузок они
распространяются в передние отделы мозга вплоть до лобных. В
переднецентральных отведениях во вспышках преобладает 0-активность
с частотой 5-6 кол/с. В височно-затылочных наблюдаются а- и
-колебания с
включением комплексов "острая волна-медленная волна". Изменения на ЭЭГ,
по-видимому, связаны с перенесенной травмой и наличием внутричерепной
гипертензии.
После одевания маски и просьбы "включить" альтернативное зрение на ЭЭГ
наблюдалось небольшое уменьшение амплитуды биоэлектрической активности. При
рассматривании рисунка на обложке книги и чтении мелкого текста в
передне-центральных и височных отделах обоих полушарий появился острый
в-ритм с частотой 28-32 кол/с, локальный очаг медленных волн и комплексов
"острая волна-медленная волна" в левой теменно-височно-затылочной области
стал более четким. Все тесты испытуемая выполняла быстро и без ошибок. После
"отключения" по просьбе экспериментатора альтернативного зрения ЭЭГ
возвращалась к исходной.
Испытуемая Н.М. На ЭЭГ регистрируется диффузно измененная
биоэлектрическая активность. а-Ритм деформирован, заострен, имеет частоту 9
кол/с. Медленные волны преобладают в правой височной области. Острые волны и
единичные деформированные комплексы "острая волна-медленная волна"
наблюдаются в теменно-затылочных отделах обоих полушарий, справа больше, чем
слева. Вспышки пароксизмальной активности регистрируются в передних и задних
отделах головного мозга.
После одевания маски и "включения" альтернативного зрения в ЭЭГ, по
сравнению с исходной, уменьшилась выраженность медленных волн и активности
типа "острая волна-медленная волна". Все тесты выполнялись быстро, без
устойчивых изменений на ЭЭГ. При рассматривании яркой картинки на обложке
книги в ЭЭГ наблюдалась преходящая реакция десинхронизации биоэлектрической
активности. Кратковременное (около 2 с) увеличение низкоамплитудной
в-активности с частотой 28 кол/с появлялось в момент начала чтения мелкого
текста в книге.
Испытуемый В.М. Испытуемый в лаборатории впервые, откровенно
боится исследования.
На ЭЭГ преобладают низковольтные медленные волны 0- и
-диапазона, на
которые накладывается деформированный, неустойчивый а-ритм. В правой
теменно-затылочной области наблюдаются единичные комплексы "острая
волна-медленная волна". В височных отделах обоих полушарий (S
> D) регистрируется острый в-ритм с частотой 22-28
кол/с.
После одевания маски и "включения" альтернативного видения на ЭЭГ
практически полностью исчезал а-ритм, что сохранялось и при выполнении
тестов. Во всех отведениях доминировали медленные волны, в
переднецентральных отделах мозга - в виде вспышек. В ходе исследования
пациент увлекся работой и полностью забыл свой страх. Из ЭЭГ полностью исчез
в-ритм и больше не появлялся ни при "включении" альтернативного видения, ни
при чтении в маске незнакомого текста, ни при описании предъявленного
рисунка.
Испытуемый Б.Л. На ЭЭГ регистрируется деформированный а-ритм,
имеющий правильное пространственное распределение, частоту 10 кол/с.
Единичные комплексы "острая волна-медленная волна" наблюдаются в
задневисочных отделах обоих полушарий, справа больше, чем слева. Грубых
патологических изменений на ЭЭГ нет.
Определение рисунка и чтение в плотной маске с закрытыми глазами проходили
быстро, четко, без ошибок и как-то очень обыденно. При этом видимые
изменения на ЭЭГ отсутствовали.
Испытуемый Л.А. На ЭЭГ регистрируется низкоамплитудная
дезорганизованная биоэлектрическая активность с амплитудой 20-25 мкВ. а-ритм
деформирован, неустойчив, перемежается с острыми и медленными колебаниями.
Медленные волны регистрируются во всех отведениях ЭЭГ, преобладают в правой
теменно-височной области. На фоне стандартных функциональных нагрузок в
правой височной области наблюдаются единичные комплексы "острая
волна-медленная волна".
После одевания маски и "включения" альтернативного зрения через З с в ЭЭГ
появилась короткая вспышка острого в-ритма с частотой 28 кол/с и отчет -
"готов". Амплитуда в-ритма снизилась. Рядом с испытуемым на кровати лежала
приготовленная книга. Он взял ее без команды и сразу начал быстро читать
вслух. При этом в ЭЭГ усилился острый в-ритм. Испытуемого попросили прочесть
тот же текст без маски. Читал он медленно, часто сбивался, путал слова,
объясняя это тем, что он плохо видит мелкий текст. При таком чтении на ЭЭГ
в-ритм полностью исчез.
Исследования биоэлектрической активности при выполнении различных тестов
проводили 4 раза. Пациент с врожденной дегенерацией зрительных нервов быстро
привык к условиям работы. Самостоятельно приходил на исследование и уходил,
свободно ориентируясь в помещении. При выполнении одних и тех же тестов
выраженность и частота в-ритма на ЭЭГ постепенно уменьшались (от 28 до 20
кол/с).
При всей разнородности ЭЭГ обследованных лиц при пробах на альтернативное
зрение и особенно при чтении наблюдалось выраженное снижение а-ритма и
появление, главным образом в передних отделах мозга, в-активности с частотой
более 20 кол/с. У испытуемого В.Б., владеющего альтернативным зрением уже 8
лет, появление в-ритма в сходных условиях наблюдалось только в неоптимальном
физическом состоянии.
продолжение статьи 
|