|
Благо (в
этике и
философии) - то, что имеет
ценность, то, что заключает в себе определённый положительный
смысл.
Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр.,
честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не
только вещи), которые нужно уважать как владение других;
любовь к ближнему
предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость -
ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является
нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.
Вопрос о благе ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и
человеческого существования как вопрос о высшем благе (термин введён
Аристотелем, лат. summum bonum), в зависимости от к-рого определялась
соотносительная ценность всех других благ.
Антич. философия усматривала высшее благо в блаженстве -"эвдемонии",
содержание к-рой трактовалось различно представителями разных направлений: как наслаждение
(киренаики, Эпикур) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей,
разумной природы над низшей (Аристотель, стоики) и т.д.
Платон называет "благом " "единое " как основу
всякого бытия. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т.п.), внешние
(богатство, честь, слава и т.п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т.п.).
В ср.-век.
схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии на основе принципов христ. теизма, в качестве
высшего блага. выступает Бог, являющийся источником всех благ и конечной целью человеческих устремлений.
Новоевропейская философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как
благо (Т. Гоббс, Б. Спиноза: Б.
есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно).
Другим характерным явлением новоевропейской этики
является утилитаристское истолкование блага, сведение его к полезности.
Кант различает
высшее благо и совершенное благо: первое - это добрая воля, нравств. добродетель, второе требует соединения
добродетели с блаженством.
В дальнейшем понятие блага постепенно утрачивает своё значение и с сер. 19 в. вытесняется понятием
ценность. В более узком, собственно этич. смысле слова понятие благо синонимично понятию добра (см.
Добро и зло).
Блага материальные рассматриваются в экономике в двух аспектах: с точки зрения их
полезности (способности удовлетворить определенную человеческую потребность) и с точки зрения вклада
человека в их произ-во, чему соответствуют понятия ценности: потребительная стоимость и стоимость.
Обычно из материальных благ выделяют потребительские блага, удовлетворяющие многообразные
человеческие потребности, к-рые охватывают товары и услуги.
Благоразумие - такое состояние
духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить
наплыв душевных чувств ради внутренней
гармонии; у Платона благоразумие - одна
из четырех осн. добродетелей (см. Кардинальные добродетели). См. также
Аффект.
Благочестие - определяемость нашего настроения и наших поступков представлением
о присутствии или действии некоего всемогущего, управляющего мировыми событиями
существа или принципа, которое (представление) наполняет наше
сознание.
С точки
зрения психологии религии различаются типы благочестия, к которым можно свести,
напр., различные представления о благе.
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|