с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


БЛАГО - БЛАГОРАЗУМИЕ -БЛАГОЧЕСТИЕ

 


Благо этике и философии) - то, что имеет ценность, то, что заключает в себе определённый положительный смысл.
Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр., честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость - ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

Вопрос о благе ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и человеческого существования как вопрос о высшем благе (термин введён Аристотелем, лат. summum bonum), в зависимости от к-рого определялась соотносительная ценность всех других благ.
Антич. философия усматривала высшее благо в блаженстве -"эвдемонии", содержание к-рой трактовалось различно представителями разных направлений: как наслаждение (киренаики, Эпикур) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоики) и т.д.
Платон называет "благом " "единое " как основу всякого бытия. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т.п.), внешние (богатство, честь, слава и т.п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т.п.).

В ср.-век. схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии на основе принципов христ. теизма, в качестве высшего блага. выступает Бог, являющийся источником всех благ и конечной целью человеческих устремлений.
Новоевропейская философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как благо (Т. Гоббс, Б. Спиноза: Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно).
Другим характерным явлением новоевропейской этики является утилитаристское истолкование блага, сведение его к полезности.
Кант различает высшее благо и совершенное благо: первое - это добрая воля, нравств. добродетель, второе требует соединения добродетели с блаженством.

В дальнейшем понятие блага постепенно утрачивает своё значение и с сер. 19 в. вытесняется понятием ценность. В более узком, собственно этич. смысле слова понятие благо синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

Блага материальные рассматриваются в экономике в двух аспектах: с точки зрения их полезности (способности удовлетворить определенную человеческую потребность) и с точки зрения вклада человека в их произ-во, чему соответствуют понятия ценности: потребительная стоимость и стоимость. Обычно из материальных благ выделяют потребительские блага, удовлетворяющие многообразные человеческие потребности, к-рые охватывают товары и услуги.

Благоразумие - такое состояние духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить наплыв душевных чувств ради внутренней гармонии; у Платона благоразумие - одна из четырех осн. добродетелей (см. Кардинальные добродетели). См. также Аффект.

Благочестие - определяемость нашего настроения и наших поступков представлением о присутствии или действии некоего всемогущего, управляющего мировыми событиями существа или принципа, которое (представление) наполняет наше сознание.
С точки зрения психологии религии различаются типы благочестия, к которым можно свести, напр., различные представления о благе.

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум