|
Цель - представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление
которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть
антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт).
С ней
сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения
некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется
возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно-обусловленные
явления природы (см. Целесообразность), что считается невозможным, напр.,
в детерминизме и материализме. Вопрос о том, имеется ли в области биологического
субстанция, полагающая цель, является спорным (см. Энтелехия, Виртуальности
гипотеза). Кант в своей «Критике способности суждения» называл понятие цели
«чужаком в естествознании». Объяснение явлений природы при помощи целей
называется телеологией. См. также Целесообразный.
Целесообразность (лат. finalis направленный к определенной цели) - целевая
определенность (в противоположность каузальности - причинной определенности),
целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную
причину (causa finalis, см. Конечная цель).
Целесообразность возможна,
поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым
поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим
сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может
приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится
целесообразным); см. Каузальность.
Целесообразный - устройство или поступок, которым присуща некоторая цель.
Целесообразные поступки и устройства, не относящиеся к области человеческой
жизни (а также и высших животных) называют «целенаправленными». Целесообразным
является также определенный вид связи, взаимодействия, взаимозависимости
функций, который служит сохранению организма. Вплоть до кон. 19 в. такое понятие
целесообразности считали, исходя из каузально-механической картины мира,
пригодным лишь для описания фактов, встречающихся в биологии. Но с тех пор стало
ясно, что объективная целесообразность является contradictio in adjectio и что даже неживой
предмет, для того чтобы быть целесообразным, нуждается в некоторой инстанции,
дающей цель, которой этот предмет должен служить. При любых условиях
целесообразное событие является событием конечным. Очевидная целенаправленность
развития органических особей - явное стремление к совершенной форме - не
поддается причинному объяснению на основе понятия наследственности; ср.
Энтелехия, Неоламаркизм.
По мнению Ницше, целесообразность в природе есть
дело случая.
Целевая деятельность - высшая степень ценности акта (жизнь, сознание,
деятельность, страдание, сила, свобода воли, провидение), который придает
ценность личности, обусловливает ее этическую ценность.
Целевая деятельность
содержит в себе в качестве моментов остальные акты ценности, но в первую очередь
она является индифферентной (так же как и сам акт ценности) по отношению к
ценности цели или отсутствию таковой (следствие человеческой свободы).
«Благо не
является ни идеальным бытием ценности, ни ее сущностью, оно не есть также чистое
реальное существование полноценного, но лишь телеология ценностей в реальном
мире или выбор их по принципу величины ценности» (N. Hartmann. Ethik, 1935). См. Этика.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|