|
Витальность (от лат. vita жизнь) - жизненная сила; (большая или меньшая) сила
жизненной функции.
Витальный - жизненный, полный жизни, напр. жизненная
энергия; витальные ощущения - см. Общее чувство.
Витализм (от лат. vitalis - жизненный) - взгляд, согласно которому в организмах
имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны
зависеть все проявления жизни.
Появился витализм впервые во Франции и в самой
резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813).
Витализм отбросил объяснение
жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического
понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все
больше и больше в область, которая была еще не доступна для физико-химического
анализа.
В 20 в. Рейнке, Дриш («Philosophie des Organischen», 1928) и др.
создали критический неовитализм. В этой теории, основанной на опытах по механике
развития, рассматриваются «проспективная потенция элементов зародыша» (Дриш; см.
Эквипотенциальность) и роль нефизического и непространственного целесообразно
действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией.
Неовитализм
отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов,
приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную
закономерность.
Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль,
Конрад-Мартиус, Икскюлъ и др.;
противником витализма среди прочих является Берталанфи.
См. Все жизнь, Видовая душа, Вирус,
Виртуальности гипотеза.
Неовитализм - термин,
который впервые ввел в 1856 Вирхов, желая подчеркнуть отличие своей теории от
прежних форм витализма. Принимая принцип каузальности и понятие закона,
характерное для естественных наук, неовитализм пытается обосновать идею о том,
что в жизни организмов действует особая сверхмеханическая, сверхматериальная
жизненная закономерность. Представители неовитализма: Икскюлъ, Решке, Дриш и
др.
Витальная душа - см. Душа.
(А - В) словарь (Г - Я)
|
|
|