КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

И
С
Т
О
Р
И
Я

К
И
Т
А
Й
С
К
О
Й

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
И

ж

25.  РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ СУЙ — ТАН И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

     В 581 г. Ян Цзянь, лишив власти династию Северная Чжоу, объединил Китай и создал династию Суй.
В 618 г. Ли Юань и Ли Шиминь, используя плоды крестьянского восстания, вспыхнувшего в конце династии Суй, пришли ей на смену, создав династию Тан.
В 875 г. крупное крестьянское восстание, руководимое Хуан Чао, нанесло династии Тан смертельный удар, в результате которого в 907 г. династия Тан рухнула.
После этого вплоть до 960 г., Китай снова оказался раздробленным, и этот период известен в истории под названием «пять династий и десять государств».

     Эпоха династий Суй и Тан попрежнему оставалась периодом господства феодального общества в Китае. После создания династии Тан в стране в течение сравнительно длительного времени царила обстановка единства и спокойствия. Развитие производства, расцвет экономики, широкие связи с зарубежными странами превратили династию Тан в одно из сильнейших государств тогдашнего мира. Однако за фасадом процветания назревал кризис. Этот кризис особенно усилился в результате восстаний Ань-Лушаня и Ши Сымина, после которых империя Тан начала приходить в упадок. Захват власти евнухами, самовольство генерал-губернаторов в пограничных районах, хаос в обществе, эксплуатация и угнетение широких крестьянских масс усиливались с каждым днем. Обострялись социальные противоречия.
     Если говорить о политической борьбе при династиях Суй и Тан в целом, то она характеризовалась непрерывным подъемом худородных землевладельцев и падением влияния землевладельцев-аристократов. В течение какого-то времени процветали землевладельцы, представлявшие буддийское монашество, но вскоре и они также начали клониться к упадку.
     Под воздействием развития производства и широкого обмена как внутри страны, так и с зарубежными странами в период династий Суй и Тан большое развитие получили наука и культура.
В области астрономии и математики в эту эпоху Гэн Чжи, Лу Тайи и Гэн Сюнь создали небесную сферу, приводимую в движение силой воды, причем ее звездное небо было соединено с часами, благодаря чему звезды вращались в соответствии с течением времени.
Буддийские монахи И-син и Лян Линцзань создали медную небесную сферу, которая показывала скорость движения небесных тел. В примечаниях и комментариях к «Шибу суаньшу (десять математических трактатов)», составленных Ли Чуньфыном и др. в начале династии Тан, излагались способы решения алгебраических уравнений третьей степени.
В области географии при Суй был составлен «Атлас Западного края (Сиюй туцзи)», а при Тан, помимо исправления «Атласа десяти административных районов (Шидао ту)», были сформулированы «описание округов и уездов, составленное в эру правления Юань-хэ (Юань-хэ цзюньсянь тучжи)» и «Описание Западного края (Сиюй туцзи)».
Цзя Чжэнь написал семь географических сочинений, в том числе «Карту китайцев и варваров, проживающих в пределах четырех морей (Хайнэй хуаи ту)» и «Описание округов, владений, уездов и районов и варваров в четырех частях света в древности и в настоящее время (Гуцзинь цзюнь, го, сянь, дао сыи шу)».
Во всех перечисленных сочинених приводятся конкретные, впечатляющие записи и пояснения о горных и речных системах, содержатся описания образа жизни людей и их обычаев как в самом Китае, так и в Западном крае.
Сюань-цзан в сочинении «Датан сиюй цзи (Записки о Западном крае, составленные при великой династии Тан)» на основании лично увиденного и услышанного излагает важные данные о древней истории и географии Средней Азии, Индии, Пакистана, Непала и других странах.
В области медицины
появились такие работы, как «Цяньцзинь-фан (рецепты спасения жизни, стоящей тысячу цзинь золота)» Сунь Сымяо, «Вайтай бияо (Секреты правителя округа)» Ван Тао, «Мо-цзин (Трактат о пульсе)», «Чжэньфан (Способы иглоукалывания)» и «Минтан жэньсинту (Атлас человеческого тела, получен­ный в зале Минтан)» Чжэнь Цюаня.
При Тан центральное правительство создало медицинское управление и положило начало преподаванию медицины по различным специальностям; была опубликована работа «Синьсю бэньцао (Исправленное описание основных лечебных трав)», в которой дается характеристика 844 названий лекарственных растений.
     Все перечисленные научные работы стимулировали развитие философской мысли.
В области идеологии в эпоху Суй — Тан ортодоксальным считалось учение Конфуция и Мэн-цзы, но одновременно существовали буддизм и даосизм.
Особо следует отметить тот факт, что после крестьянского восстания в конце династии Суй танские правители, помимо политической силы, остро нуждались в усилении идеологического господства и добивались его различными способами. В связи с этим они активно поддерживали и пропагандировали конфуцианство, буддизм и даосизм. Конфуций был возведен в титул Вэньсюань-ван, а сочинения Конфуция и Мэн-цзы почитались как канонические. Лао-цзы получил титул императора Сюань-юань, а книги Лао-цзы и Чжуан-цзы стали обязательными при экзаменах на получение должности чиновников. Повсюду процветали буддийские монастыри и храмы, развивалось монастырское хозяйство, во всех уголках страны действовали буддийские монахи, а высшие из них поддерживали связи с носящими титулы ванов и хоу и даже принимали участие в происходившей при дворе борьбе и помогали в делах управления.

     Одной из характерных особенностей философии в эпоху Суй — Тан являлось широкое развитие буддийской идеалистической философии.
Буддизм, получивший широкое распространение в период Южных и Северных династий, достиг в эпоху Суй — Тан наивысшего расцвета. В это время внутри буддизма появилось много весьма влиятельных сект. Каждая из них располагала самостоятельными, сильными монастырскими хозяйствами, а в общественной жизни буддийские монахи превратились в земледельческую прослойку. Каждая из сект вела закулисную политическую борьбу и представляла серьезную политическую силу. Они больше не связывали себя с завезенными со стороны канонами, а вступили на путь самостоятельного развития, создав буддизм с учетом особенностей развития Китая. Влияние различных сект глубоко проникло в различные общественные классы и прослойки и оказывало сильное влияние на формирование общественного сознания.
     Все секты, говоря о психической деятельности, духовном совершенствовании и мировоззрении людей, связывали их с центральным во просом — сущностью Будды, и на этой основе разработали широкую религиозно-идеалистическую философскую систему. Они сформулировали ряд специфических терминов, понятий, категорий и с их помощью давали абстрактные, чисто умозрительные объяснения различным явлениям в мире, использовали различные схоластические доказательства для обоснования своих религиозно-идеалистических идей.
Например, секты Тяньтай-цзун и Хуаянь-цзун, отношения между относительным и абсолютным, сущностью и явлением, тождеством и различием, выдвинули ряд теоретических положений типа «в одном сердце три тысячи», «три истины гармонично соединены», «между истиной и делами нет препятствий», «между делами нет препятствий» и т.д.
Секта Чань рассматривая роль человеческих ощущений, утверждала, что все в мире иллюзия, силясь таким образом обосновывала идею, согласно которой все в мире — пустота и только «собственное сердце и есть Будда».
Секта Вэйши-цзун пропагандировала догмы индийского буддизма, но она акцентировала внимание на анализе материальных (сэфа, рупа-дхарма) и духовных явлений (синьфа), уделяя особое внимание последним. В своих анализах и доказательствах она пользовалась сравнительно высокими формами абстрактного мышления.

     Другой особенностью философской борьбы в эпоху Суй — Тан являлась ее направленность против буддистского идеализма, но критика буддистского идеализма велась не на высокой теоретической основе.
     В период династии Тан материалисты Лю Цзунъюань и Лю Юйси, по сути дела, не выступали против буддизма, а решительно боровшийся с буддизмом Хань Юй был сам идеалистом.
Хань Юй выступал против буддизма не с позиций материализма, а с позиций идеализма Конфуция и Мэн-цзы. Подвергая буддистскую философию критике, он в ходе критики не создал собственного учения, а просто противопоставил традиционный взгляд на волю Неба буддийским божествам; используя так называемую «систему преемственности истинного учения», он противопоставлял ее буддистской «системе закона»; руководствуясь учением о трех видах природы человека, выступал против буддистского учения о сущности Будды, но не смог не только нанести удар по религиозному мировоззрению буддизма, но остался на позициях идеализма. Его «система преемственности истинного пути» составлена подобно буддистской «системе закона».
Ученик Хань Юя Ли ао, написавший сочинение «Фусин шу (Книгу о восстановлении природы человека)», говорит в ней о природе человека, подражая учению о сущности Будды.
     Рассуждения Хань Юя о «системе преемственности истинного учения» и его некоторые идеи, отвергающие буддизм, но в то же время впитавшие его в себя, а также непрерывное стремление сблизить буддизм с конфуцианством явились прообразом возникшего позднее, в эпоху династий Сун и Мин, неоконфуцианства, в котором главная роль отводилась конфуцианству и которое в целом представляло сплав конфуцианства, буддизма и даосизма.

     Следующей особенностью философской борьбы в эпоху Суй — Тан являлось то, что в ней снова был выдвинут вопрос об отношениях между Небом и человеком, который стал центральной проблемой в происходивших в то время спорах. В этом вопросе материализм и атеистические идеи получили ряд новых идей и дальнейшее развитие.
     Лю Цзунъюань и Лю Юйси в области философии вели дискуссии главным образом с Хань Юем, и центральным вопросом в этих дискуссиях являлся вопрос об отношениях между Небом и человеком. По сути дела, это был старый вопрос, который, после того как Сюнь-цзы «ясно осознал разделение Неба и человека», а Ван Чун подверг критике теологию, был решен.
Тем не менее в рассматриваемый период Хань Юй в своих рассуждениях вновь поставил вопрос о воле Неба, в котором рассматривал Небо как всевышнее божество и считал, что Небо создало все предметы в мире и управляет ими. И споры между материализмом и идеализмом разгорелись с новой силой.
     Лю Цзунъюань и Лю Юйси считали Небо природным явлением, а не божеством. Исходя из представления, что Небо и человек, природа и общество руководствуются собственными законами, они выдвинули широко известные тезисы «Небо и человек не вмешиваются в дела друг друга», «Небо и человек побеждают друг друга и в то же время используют друг друга», дав, таким образом, по сравнению со своими предшественниками более глубокое решение вопроса об отношениях между Небом и человеком.
В то же время критика учения о воле Неба и верований, признававших существование душ умерших и духов, затрагивала глубокие вопросы, связанные с выяснением социальных корней и уровня достигнутых знаний, породивших эти представления, что явилось важным вкладом в развитие атеистических идей.
    
Хотя Лю Цзунъюань и Лю Юйси непосредственно не критиковали буддизм, но их материалистические воззрения на природу прямо противоположны буддийскому идеализму. Их материализм и атеистические взгляды, которые они развивали в ходе дискуссий вокруг вопроса об отношениях между Небом и человеком, фактически являлись одной из форм отрицания буддистского идеализма.

     В рассматриваемый период велись также споры о движущих силах развития человеческого общества.
     Хань Юй считал, что историю человечества творят воля Неба и «совершенномудрые». «Совершенномудрые» в соответствии с волей Неба создают «систему преемственного истинного учения», которая вечна и неизменна. Порядок или смуты, расцвет или гибель общества зависят от развития или упадка «системы преемственного истинного учения».
     С другой стороны, Лю Цзунъюань рассматривал развитие человеческого общества как естественный процесс, определяющийся не какой-то волей Неба и не зависящий от воли так называемых «совершенномудрых», а как объективно происходящий процесс. В то же время он осознавал противоречия между объективными тенденциями исторического развития и субъективными мотивами отдельных участвующих в нем лиц и то, что тенденции исторического развития всегда осуществляются как раз в борьбе противоречий.
Это новые идеи в трактовке процесса развития человеческого общества.

   
ф

Ф
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БУДДИСТСКОГО ИДЕАЛИЗМА
     Китайский буддизм, развитие которого началось при Южных и Северных династиях, в эпоху Суй — Тан достиг наивысшего расцвета. В это время в обществе появилось немало крупных землевладельцев из среды буддийских монахов, их монастыри и храмы владели обширными земельными площадями и большим количеством работающих на них людей, в их руках находились многочисленные поместья, ломбарды, рабы и рабыни, и, помимо взимания земельной ренты, они широко занимались ростовщичеством и пользовались привилегиями, освобождавшими их от уплаты налогов и отбывания трудовых повинностей.
В целях укрепления монастырского хозяйства, распространения своего религиозного влияния и завоевания господствующего положения, каждая секта искала для себя опору в той или иной господствующей феодальной клике, заводила друзей, образовывала группировки.
     Внутри самого буддизма образовались различные многочисленные секты, например Саньлунь (секта трех канонических трактатов), Люй (секта законов о воздержании), Цзинту (секта чистой земли), Ми (секта Мантры) и т.д.
Из всех этих сект наибольшим влиянием пользовались секты Тяньтай, Вэйши (секта сознания), Хуаянь (секта сутры Хуаянь) и секта Чань. Каждая из этих сект имела неофициальную политическую опору, собственное монастырское хозяйство, собственные каноны и присущую только ей систему распространения своего учения.
     Расцвет и упадок, ослабление и рост различных буддийских сект при династиях Суй и Тан были тесно связаны с происходившей в этот период классовой и политической борьбой.
В эпоху Суй — Тан, помимо основного противоречия — противоречия между крестьянами и землевладельцами, — существовало и противоречие внутри класса землевладельцев, между худородными землевладельцами и землевладельцами-аристократами. Если оценить эту борьбу в целом, то можно сказать, что в ходе ее землевладельцы-аристократы с каждым днем клонились к упадку, в то время как часть худородных землевладельцев неуклонно возвышалась и превращалась в господствующий слой.
     Эти противоречия и борьба нашли отражение и в буддизме.
Секты, опиравшиеся на аристократию, изыскивали пути к самосовершенствованию, призывали к широкому оказанию милостей, изучали схоластическую философию буддийских сутр и превратили перевоплощение в Будду в привилегию аристократических родов и высшего монашества. В течение какого-то времени учение этих сект получило широкое распространение, но затем с закатом аристократических родов потеряло влияние.
Господствующее положение заняло учение возникшей позднее секты Чань, которая опиралась главным образом на слои, вышедшие из среды худородных землевладельцев. Эта секта отвергла учение схоластической буддийской философии и выдвинула положение «внезапное прозрение позволяет стать Буддой».
      Особо следует подчеркнуть, что после разрушения изображений Будды при династии Тан в период правления императора У-цзуна и после ударов, нанесенных крестьянским восстанием под руководством Хуан Чао, монастырские хозяйства одно за другим стали разрушаться, что лишило буддийские секты материальной основы и способствовало их дальнейшему упадку. Можно сказать, что в это время преуспевала только секта Чань, предлагавшая простые пути для превращения в Будду.


     Центральным вопросом, по которому различные буддийские секты вели диспуты в эпоху Суй — Тан, по-прежнему оставался вопрос о сущности Будды.
В спорах по этому вопросу все секты, тесно связывая психическую деятельность человека, его духовное совершенствование (главным образом религиозно-моральное совершенствование) и мировоззрение, создали собственные системы философии. Каждая из этих систем являлась не только важной составной частью всей философии того времени, но и оказала глубокое влияние на философскую мысль в дальнейшем.
Последующие философы-идеалисты восприняли эти идеи и всячески углубляли их, а философы-материалисты, критически используя и переработав их, обогатили материалистическую философию. Можно сказать, что без анализа буддийской философии в эпоху Суй — Тан нельзя полностью понять историю философии Китая в период после средневековья.

СЕКТЫ ТЯНЬТАЙ И ВЭЙШИ

     Секта Тяньтай возникла при династиях Северная Ци и Южная Чэнь, оформилась при династии Суй, широко распространилась в начале династии Тан, а во второй половине правления этой династии начала терять свое влияние.
Основными представителями секты являются Хуйсы, Чжи-ай и Чжань-жань.
Главное сочинение — «Дачэн чжигуань фамынь (Путь Махаяны к познанию истины через созерцание и самопроверку)».
     Чжи-ай (531—597) — фактический основатель секты Тяньтай. В годы правления династии Чэнь он был вхож во двор и поддерживал тесные отношения с аристократами, носившими титулы ванов и гунов, во главе которых стоял сам император. После того как династия Суй уничтожила династию Чэнь, Чжи-ай активно поддерживал новую династию и завоевал любовь и доверие суйского императора Ян-ди.
     Основная идея секты Тяньтай — «в одном сердце три тысячи». Под «тремя тысячами» имеются в виду «три тысячи миров живых существ», т.е. весь мир в представлении буддизма. Секта Тяньтай рассматривала «сердце» как основу мира и считала, что в мире истинно и надежно только «сердце», а все остальное — не более как порождение «мимолетных мыслей», иллюзорно и нереально.
     Секта Тяньтай выдвинула теоретический тезис «три истины гармонично соединены». Под «тремя истинами» имеются в виду пустота, кажимость и середина.
Следует сказать, что первоначально секта пустоты (Шунья) в школе Махаяна считала, что все предметы в мире образуются путем различного рода связей (закон ниданы) и они не обладают объективной реальностью, поэтому о них и говорится как о «пустоте». Однако, поскольку предметы появляются, о них нельзя говорить как об абсолютной пустоте, но, так как предметы не обладают присущей им реальностью, они представляют иллюзорные, нереальные, кажущиеся образы, поэтому о них и говорится как о «кажущихся».
Однако это утверждение не совсем правильно. Только осознав, что предметы не обладают реальностью, не являются абсолютным небытием, обладают формой, связанной с какой-то причиной, но в то же время иллюзорны и нереальны, лишь только в этом случае можно считать, что постигнут «средний путь», т.е. истина буддизма.
Восприняв эту теорию, Чжи-ай подчеркивал, что в каждом предмете необходимо одновременно видеть пустоту, кажимость и середину, которые беспрепятственно, гармонично соединены друг с другом, а это и есть так называемое «три истины гармонично соединены». Совершенно ясно, что объективный мир существует, и, если бы Чжи-ай без обоснованно утверждал, что его нет, ему было бы трудно найти сторонников свого учения.
     Для того чтобы выявить сущность природного сердца, секта Тяньтай выдвигала принцип его воспитания — чжи-гуань. Иероглиф чжи означает «погружение в созерцание», а гуань — «внутреннюю проверку».
Секта требовала, чтобы человек добивался «прекращения течения сумасбродных мыслей» с целью сохранить присущие его телу истинную и неизменную сущность Будды (природное сердце), что позволит отказаться от борьбы в реальном мире и даст возможность добиться духовного удовлетворения.

     Секта Вэйши (секта сознания), называемая также Фасян, создана Сюань-цзаном (602—664) и его учеником Куй-цзи (632—682).
     Сюань-цзан, проявив необыкновенную настойчивость и упорство, преодолев многочисленные трудности, приехал в Индию, где учился 17 лет, добившись исключительно больших успехов в изучении индийского буддизма. Вернувшись на родину, он занялся переводом буддийских книг и одновременно создал секту Вэйши.
Его переводное сочинение «Чэн вэйши лунь (Учение о достижении сознания)» и написанное Куй-цзи сочинение эн вэйши лунь цзишу (Изложение учения о достижении сознания)» — главные книги, излагающие содержание учения секты.
     Секта Вэйши рассматривала «сознание» (
Parjanana) как источник происхождения мира, считая, что «их образы (имеются в виду образы различных предметов и явлений) вместе с изменением сознания меняются и создают кажимость»
(Чэн вэйши лунь, гл.1).
«Сознание», о котором говорит эта секта, насчитывает восемь разновидностей, связанных с глазами, ушами, носом, языком, мыслью,
manas (сознанием через мысль) и alaya (духовным сознанием мира).
Первые шесть разновидностей сознания аналогичны тому, что мы называем ощущениями, восприятием и мышлением. Объектом этих разновидностей сознания является либо «внешний мир», либо связь с «внешним миром», и каждое из них играет свою специфическую роль.
Сознание
manas, способное к размышлению и обдумыванию, стоит выше шести перечисленных разновидностей сознания и служит для поддержания связи между первыми шестью видами и восьмым видом сознания.
Сознание
alaya — главное среди восьми разновидностей сознания и распоряжается всем. Оно служит опорой для остальных семи разновидностей сознания, поэтому его и называют «основной опорой». В нем скрываются волшебные семена, поэтому его называют также цзанши (хранитель сознания) или чжунцзыши (семена сознания).
«Семена» сначала превращаются в семь разновидностей сознания, а в ходе дальнейших изменений превращаются в различные явления в мире. Восприятие и интерпретация всех возникающих явлений только через первые семь видов сознания
— не более как иллюзия. Отсюда делается вывод о том, что «сознание не имеет границ», т.е. имеется лишь субъективный дух (сознание), а об объективном мире (границы) сказать ничего нельзя.
     Секта Вэйши рассматривала все предметы в мире, вплоть до тела человека, как иллюзорные образы, порожденные «сознанием», а это есть не что иное, как субъективный идеализм. В то же время она считала, что сознание
alaya существует вечно и не уничтожается в случае смерти отдельного человека, а это есть объективный идеализм.

     Среди спрятанных в восьмой разновидности сознания семян есть семена сянфэнь (объекты) и семена цзяньфэнь (видение). В связи с этим «сознание», в которое они превращаются, делится в своей деятельности на два направления. С одной стороны, превращение семян сянфэнъ создает различные явления в мире, т.е. объекты познания, а с другой — превращения семян цзянь-фэнъ приносят «видение», т.е. способность к познанию.
     Познавательная деятельность человека, согласно учению секты, является не отношением между субъективным и объективным, а процессом, в котором «сознание» познает самого себя, т.е. «видение» сознания познает «объект».
    
Кроме того, семена делятся на семена гунсян (общие образы) и семена бу гунсян (необщие образы). Объекты, появляющиеся в результате изменения семян гунсян (общие образы), воспринимаются всеми людьми, а объекты, появляющиеся в результате изменения семян бу гунсян (необщие образы), воспринимаются только отдельным человеком.

     В процессе своего проявления разновидности «сознания» опираются и влияют друг на друга, но в конечном счете все решается восьмой разновидностью сознания.
     Взгляды, рассматривающие внешний мир как реально существующий, а познание — как отражение этой реальности, секта Вэйши считала ошибочными, неизбежно ведущими к появлению различных стремлений к борьбе, приносящими различные беспокойства и страдания. Субъективно-идеалистическая теория познания, предлагаемая сектой, позволит якобы избавиться от «ошибки, связанной с заблуждениями», освободиться от волнений, страданий и всякого рода перерождений, войти в обитель нирваны.
     В восьмой разновидности сознания спрятаны семена юлоу чжунцзы (семена страдания) и семена улоу чжуцзы (семена без страдания). Семена страдания — грязные и дурные, семена без страдания — чистые и добрые. В реальном мире играют роль и распоряжаются жизнью людей семена страдания. Это одна из основных причин того, почему человек ввергнут в море страданий. Если люди хотят стать Буддой и войти в небесное царство, они должны в течение ряда поколений заниматься самосовершенствованием, постоянно стремиться уничтожить семена страдания и увеличивать количество семян без страдания, что позволит достичь истинной и неизменной сущности Будды.

    
Секта Вэйши, пропагандировавшая идею «все — сознание», отрицала независимое существование объективного мира, заявляла, что все явления и предметы — это иллюзорные образы, порожденные сознанием субъекта. Прибегая к схоластической философии религиозно-идеалистического характера, секта доказывала, что люди в результате самосовершенствования в течение ряда поколений могут избавить душу от всякого рода перерождений, стать Буддами и подняться на Небо.

__________

26.  ФА-ЦЗАН И СЕКТА ХУАЯНЬ

   

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -