КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

И
С
Т
О
Р
И
Я

К
И
Т
А
Й
С
К
О
Й

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
И
 
и

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ПЕРИОД ДИНАСТИЙ  ШАН и ЧЖОУ

     Китай — одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.

     Уже в первобытном обществе появились первые ростки философии.
Люди в первобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремились понять мир природы, что послужило основой для зарождения материалистических взглядов и религиозных представлений. Орудия труда, оружие и предметы повседневного обихода, находимые в могилах, относящихся по времени к первобытнообщинному строю, свидетельствуют о том, что у людей первобытного общества уже появилось представление о бессмертии души и они считали, что после смерти душа продолжает существовать, должна заниматься трудом, жить и охранять себя. Кроме того зародилось представление о необходимости поклонения духам предков.
Представление о существовании души у человека было распространено и на животных, растения и весь мир природы; считалось, что все в природе имеет свою душу, что все природные тела и явления: небо, земля, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и т. д., находясь в распоряжении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли тотемизм и поклонение многим богам.
     Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философских идей. Философия, как теория познания окружающего мира, как сравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме, возникла только в рабовладельческом обществе.

   
 

Ф
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е

     Приблизительно в XXI в. до н.э. в Китае возникла династия Ся, при которой начался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.
В настоящее время об истории династии Ся мы знаем очень мало, но, основываясь на сравнительно надежных письменных памятниках и материалах, относящихся к этому периоду и добытых в результате раскопок, можно говорить, что при династии Ся в жизни общества произошли резкие изменения.
Это выразилось,
          во-первых, в появлении классов и образовании государства.
«Юй собрал владетельных князей (чжухоу) у горы Тушань, куда явились правители десятков тысяч владений, принеся с собой яшму и полотно»
(Цзо-чжуань, гл.58).
«В прошлом, когда Юй собирал всех духов на горе Куайцзи, Фанфын явился позже других, за что Юй убил его и выставил труп для всеобщего обозрения»
(Го юй, гл.5).
Похоже, что Юй был общим вождем, возглавлявшим различные родо-племенные объединения, это подтверждает создание династии Ся, при которой господствовал рабовладельческий строй. Юй передал власть своему сыну Ци, что явилось началом системы наследственной преемственности власти.
     Археологические находки, памятники культуры типа Эрлитоу в западной части провинции Хэ-нань свидетельствуют о том, что в период властвования династии Ся и близкого к нему времени в могильных захоронениях умерших хозяев имели место и случаи захоронения вместе с ними их рабов. Отсюда очевидно, что в описываемое время уже существовали классы, эксплуатация и государство.
          Во-вторых, произошло стремительное развитие материальной и духовной культуры. По преданиям, древние роды «делали оружие из камня», а при императоре Хуан-ди «делали оружие из яшмы», в то время как при Юйе — основателе династии Ся — «оружие делали из бронзы»
(Юэцзюэ шу, гл. Цзибаоцзянь).
Итак, в рассматриваемый период уже имелись изделия из бронзы. В период династии Ся начинает появляться письменность. Как «Го юй», так и «Цзо-чжуань» приводят ссылки из «Книги дома Ся (Ся-Шу)» свидетельствующие о том, что в это время уже имелись книги. Среди памятников культуры из Эрлитоу обнаружено небольшое количество мелких изделий из бронзы, а на керамической посуде начертаны многочисленные письменные знаки, что, в общем, совпадает с сохранившимися записями в письменных памятниках.
Использование металла и появление письменности являются прогрессом, имеющим чрезвычайно важное историческое значение.

В соответствии с происшедшими переменами при династии Ся появляются и философские идеи. Насколько позволяют судить имеющиеся в настоящее время материалы, они, в общих чертах, развивались в двух направлениях.
          Во-первых, наблюдается развитие религиозных представлений. В письменных памятниках отмечается: «Юй сделал посуду для жертвоприношений», причем дошел в этом до «чрезвычайной роскоши» (Хань Фэй-цзы, гл.3). Конфуций также говорил о Юйе так: «Он с пренебрежением относился к напиткам и пище, но проявлял величайшую почтительность к душам умерших и духам; не заботился о своей одежде, но всячески стремился придать красоту траурной одежде и головному убору»
(Лунь юй, гл.19).
         
Во-вторых, появились представления, направленные на смягчение классовых противоречий. В «Книге дома Ся» говорится: «Кого поддерживать народу, кроме добродетельного правителя (имеется в виду правитель дома Ся)? С кем, кроме народа, правитель будет защищать государство?»
(Го юй, гл.1). Как явствует из приведенного источника, прилагались все усилия для доказательства того, что отношения между правителем и управляемыми им людьми тесно взаимосвязаны, и это подчеркивалось, очевидно, для того, чтобы скрыть классовое противостояние и смягчить классовые противоречия.
«Рабовладельческий строй в Китае почти за девятьсот лет своего существования, вплоть до появления династий Шан (приблизительно 16—12 вв. до н.э.) и Западной Чжоу (приблизительно 11—8 гг. до н.э.), достиг большого развит»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.185). Далее Энгельс указывает: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира».
В период династии Ся в общественном производстве, помимо скотоводства важное место начинает занимать земледелие.
При династии Шан произошло дальнейшее, еще более глубокое, разделение земледелия, ремесла и скотоводства, что способствовало развитию товарообмена, а это привело к быстрому развитию общественного производства и культуры. Дальнейшее развитие получило производство бронзы, в большом количестве стали отливаться не только ритуальные сосуды, оружие и предметы обихода для рабовладельцев, но и начали появляться в небольшом количестве бронзовые орудия труда, а вслед за этим появились изделия из железа и в сельскохозяйственном производстве начал применяться рабочий скот.

При Западней Чжоу произошло еще большее развитие производительных сил. Увеличилось производство бронзы, более широко стали применяться изделия из железа, возросло количество ремесел, улучшилась по сравнению с прошлым техника производства, более совершенной стала система "колодезные поля"  в земледелии, получила более широкое развитие система орошения, увеличилось количество сельскохозяйственных культур, повысилась техника обработки почвы, возросли масштабы применяемого коллективного труда в сельском хозяйстве. Вслед за развитием производства был достигнут прогресс в области науки и техники, немало ценных результатов было достигнуто в астрономии, искусстве составления календаря, математике, метеорологии, разработке 24 сельскохозяйственных сезонов года, географии, науке о Земле, механике, физике, химии, медицине и многих других областях науки.

Политическая система при династиях Шан и Чжоу с каждым днем становилась все более совершенной. В соответствии с развитием родового рабовладельческого строя образовались крупные и мелкие кланы аристократов-рабовладельцев, во главе которых при династии Шан стоял правящий род Цзы, а при династии Чжоу — правящий род Цзи. Шанские и чжоуские ваны являлись верховными правителями. Как говорится в «Ши-цзине»: «Под всем небом нет земли, которая не принадлежала бы вану; до самого края земли нет никого, кто не был бы слугой вана» (Ши-цзин, гл.13—1). Это показывает, что основой рабовладельческого строя при династиях Шан и Чжоу являлась государственная собственность на землю и рабов, т.е. собственность правителя. Правитель государства в свою очередь распределял земли, лежавшие за пределами его владения, и рабов в собственность или пользование аристократов-землевладельцев, являвшихся либо его сыновьями, либо внуками и другими родственниками, осуществляя на деле систему пожалованных владений, предусматривавшую «вручение народа и вручение земли». Правители пожалованных владений делили полученную ими землю на многочисленные участки, организовывали рабов и принуждали их заниматься коллективным трудом, в чем, в частности, и состояла суть системы колодезных полей.
     В соответствии с требованиями кровных родовых отношений рабовладельцы-аристократы разработали родовую систему, согласно которой подчеркивались различия между родом правителя и родами его сыновей, между родами сыновей от старшей жены и наложниц, между родами, относящимися к прямой и женской линиям, поддерживалась система рангов, определявшая зависимость людей друг от друга, а также была разработана система потомственного наследования занимаемых постов и получаемого жалованья, предоставлявшая привилегии рабовладельцам-аристократам разных рангов. Такая запутанная и многоступенчатая система служила основой государства при рабовладельческом строе и поддержания порядка в обществе.

Рабовладельческий строй при династиях Шан и Чжоу представлял систему жестокой эксплуатации и угнетения. Не только земля и средства производства находились в собственности рабовладельца, но и рабы рассматривались как его частная собственность, которых он мог использовать на работах, продавать, дарить, убивать, хоронить вместе с умершими хозяевами в могилах или использовать как скот при жертвоприношениях. В ответ на такое бесчеловечное отношение рабы уклонялись от работ, приводили в негодность средства производства, убегали, поднимали восстания и т. д., выражая таким образом свой протест.
     Условия общественной жизни при династиях Шан и Чжоу придали философии того периода две резко выраженные особенности.
          В первую очередь в сфере идеологии главное место занимало религиозное мировоззрение. При династии Шан высшим божеством, создавшим все и распоряжавшимся всем, считался Шанди (Верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о «воле Неба».
Философия и разрабатывалась и развивалась в форме религии, религиозные идеалистические взгляды занимали господствующие позиции, а материалистическая философия еще не выделилась из сферы религии. Сложилось положение, о котором К. Маркс говорит: «Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим, с одной стороны, уничтожает религию как таковую, а с другой стороны, по своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере» 
(Маркс К., Э в г е л ь с Ф., Соч., т.26, ч.1, с.23.).
Хотя в то время уже существовали теория о светлом и темном началах, учение о восьми триграммах и учение о пяти стихиях, содержащих положения примитивного материализма и спонтанно возникшей диалектики, и хотя предпринимались попытки объяснить изменения в предметах на основании противостояния светлого и темного начал, объяснить появление всего сущего на основе многочисленных предметов из мира природы, все же эти идеи были скованы религиозными представлениями.
Только после того, как в конце Западной Чжоу получили развитие атеистические представления, эти идеи постепенно обрели жизнь и силу.
          Далее философия при династиях Шан и Чжоу была тесно связана с политико-моральными представлениями. В этот период получили развитие не только политические но и моральные категории, в которых отражались и выражались права и обязанности людей, добрые и дурные поступки.
Как указывается в главе «Поднебесная» в сочинении «Чжуан-цзы», философия в этот период
«считала Небо главным, добродетель—основой»
(Чжуан-цзы, гл.8)
. Это свидетельствует о том, что в то время философия, религия и мораль были тесно связаны друг с другом.
Иньский правитель Пань-гэн, предостерегая народ, говорил: «(Для меня) нет далеких и близких, тот, кто совершит преступление, будет наказан смертью, тот, кто проявит добродетель, будет прославлен за сделанное добро»
(Шан-шу, гл.9).
Еще более ценили «добродетель» чжоусцы, выдвинувшие положение: «Проявлять добродетель и остерегаться наказаний»
(Шан-шу, гл.14).
Подобные представления о вознаграждении за добрые и наказании за дурные поступки показывают, что в эпоху Шан и особенно при династил Чжоу уже сложилась начальная политико-моральная философия.

По своему содержанию морально-этические нормы быстро усложнялись. В соответствии с потребностями родового рабовладельческого строя, его иерархической системы, системы пожалований и системы потомственного наследования понятие «правила поведения» превратилось в наиболее важную норму оценки поведения, призванную защитить положение стоящих на иерархической лестнице в соответствии с рангами. «Династия Инь следовала правилам поведения династии Ся; династия Чжоу следовала правилами поведения династии Ины» (Лунь , юй, гл.2). Так, отбрасывая одно и добавляя другое, правила поведения передавались от династии к династии и в своем развитии превратились в сложнейшую систему.
Помимо «правил поведения
»
, важное место занимала «сыновья почтительность» — продукт родовых кровных связей. Встречающиеся в «Ши-цзине» слова «пусть помощники правителя обладают сыновним долгом и добродетелями» (Ши-цзин, гл.17-4) выражают требование проявлять родственные чувства к тем, к кому их следует проявлять, и уважать тех, к кому следует проявлять уважение, что предусматривается родо-иерархической системой.

Указанная особенность была присуща не только философии в период династий Шан и Чжоу. Почти вся древне-китайская философия была тесно связана с политико-моральными взглядами, и эта связь неотделима от родо-иерархической системы и системы потомственного наследования, в течение продолжительного времени сохранившихся как при рабовладельческом строе, так и в феодальном обществе. Особенно ярко это проявилось в учении школы служилых, более двух тысяч лет занимавшем господствующее положение в обществе, главное направление которого было тесно связано с философией, носившей политико-моральный характер. Исходя из сказанного, можно утверждать, что рассматриваемая особенность философии при династиях Шан и Чжоу, в разных формах и разном содержании, проявлялась в любом периоде развития древней философии в Китае.

____________

2 . РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О ВОЛЕ НЕБА
В ПЕРИОД ДИНАСТИЙ  ШАН  и
ЧЖОУ

   

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -