КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

И
С
Т
О
Р
И
Я

К
И
Т
А
Й
С
К
О
Й

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
И

 
и

5.   ПОДЪЕМ АТЕИЗМА

С конца династии Западная Чжоу до начала периода Чуньцю рабовладельческий строй переживал глубокий кризис. Противоречия между чжоускими ванами и правителями пожалованных владений, противоречия между правителями пожалованных владений, классовые противоречия между рабами и рабовладельцами и противоречия между народностью хуася и племенами жунов, дисцев, исцев и маней резко обострились, а сам рабовладельческий строй начал постепенно переходить к феодальному. В условиях все усиливающегося кризиса рабовладельческого строя и приближающейся гибели Западной Чжоу жизнь народа стала невыносимой, а это неизбежно вызывало ненависть, гнев и вражду угнетаемых против почитаемого ими в качестве высшей силы Верховного императора, в результате чего возникли и получили развитие атеистические представления. В период с конца Западной Чжоу до эпохи Чуньцю подъем атеизма выражался в основном в трех направлениях.

ПРОКЛЯТИЯ ПО АДРЕСУ ВЕРХОВНОГО ИМПЕРАТОРА
     В «Ши-цзине» сохранился богатейший материал, показываю­щий, что в этот период закабаленные рабы, «не боящиеся неба» (Ши-цзин, гл.12-3), проклинали Верховного императора. Гневно порицая его, они жаловались на то, что «Всевышнее небо немилостиво, оно ниспосылает такие большие злодеяния» (Ши-цзин, гл.12-1); «Велик ты, Неба вышний свод! Но ты немилостив и шлешь и смерть, и голод на наш народ, везде в стране чинишь грабеж!» (Ши-цзин, гл.12-2); «Милость верховный влады­ка сменил на грозу; страждет от гнева его весь народ наш внизу» (Ши-цзин, гл.17-4).
Ропща, закабаленные рабы спрашивали: «Отбывая повинности, установленные чжоуским ваном, мы забросили работы по обработке наших полей, никто не поддерживает наших отцов и матерей. Далеко лазурное небо, когда мы будем жить спокойно?»
(Ши-цзин, гл.6-2). «Верховное небо, почему ты так жестоко к людям, почему ты лишило их пищи, почему везде голод, почему везде покинувшие свои дома? Почему Верховное небо так несправедливо? Почему оно так жестоко? Почему оно творит такое зло? Почему оно лишило нас полной возможности жить?» И т. д.
     Разве это были только проклятия Великого императора? Нет, «беды народа не упали с неба», «они зависят только от людей»
(Ши-цзин, гл.12-2), т.е. народ понимал, что все беды зависят не от Неба. Проклятия и брань по адресу Верховного императора были протестами и обвинениями, направленными против господства рабовладельческой аристократии. Несомненно, несмотря на проклятия Неба и брань по адресу духов, существование Верховного императора признавалось, и их нельзя рассматривать как последовательный атеизм. В то же время это сыграло заметную роль в борьбе с суевериями и являлось неизбежным этапом на пути подъема атеизма.

ПОДЧЕРКИВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
     Верившие в волю Неба считали духов за силу, распоряжающуюся всеми делами и всеми живыми существами. Но человек не воспринимался как пассивный, бездеятельный фактор.
 Цзи-лян полагал: «Народ — хозяин духов», «ныне, когда каждый в народе имеет свои желания, душам умерших и духам не хватает хозяина; хотя правитель один живет в довольстве, каким образом он заслужил счастье?» Историограф Инь говорил: «Если владение стремится к процветанию, оно должно прислушиваться к народу: если владение желает гибели, оно должно прислушиваться к духам» и за­являл о необходимости «действовать, опираясь на народ»
(Цзо-чжуань, гл.10); «для беды и счастья не существует ворот, их навлекает на себя сам человек» (Цзо-чжуань, гл.35); «счастье и беды зависят от людей» (Цзо-чжуань, гл.14); «зловещие явления возникают из-за людей. Если среди людей нет разлада, зловещие явления сами по себе не появляются» (Цзо-чжуань, гл.9).
Цзы-чань даже заявлял: «Путь Неба далек, путь человека близок, они не соприкасаются друг с другом, поэтому как можно знать о пути Неба?»
(Цзо-чжуань, гл.48), считая, что путь Неба не имеет никакого отношения к пути человека.
Однажды, когда цзиньский правитель заболел, лекарь-шаман определил, что болезнь напустили духи и души умерших вообще. Затем к больному справиться о здоровье приехал Цзы-чань, который сказал: «Если говорить о состоянии вашего тела, то оно связано с приездами во дворец (для занятия государственными делами) и возвращениями обратно, напитками и пищей, печальными и радостными событиями. Что могли сделать духи гор, рек, звезд и созвездий!»
(Цзо-чжуань, гл.41). Цзы-чань считал, что при нормальном образе жизни и питании, умеренности в радостях и гневе болезнь не могла бы возникнуть. Из всего сказанного очевидно, что, начиная от таких важных вопросов, как процветание и гибель государства, до горя отдельного человека, все зависит (по мнению Цзы-чань) от действий самих людей, а не от духов и душ умерших.
     Наиболее важными вопросами, относящимися к деятельности человека, являлись развитие производства, экономное расходование средств и устранение злоупотреблений в управлении. Например, когда во владении Лу случилась сильная засуха, правитель этого владения «хотел сжечь заколдованного Вана (калека, у которого лицо было задрано к небу)», думая вызвать этим дождь и спастись от засухи. В связи с этим Цзан Вэньчжун сказал: «Это не средство борьбы с засухой. Строить внешние и внутренние стены в городах, проявлять бережливость в пище и потреблении, сокращать расходы и равномерно распределять (среди народа) имеющееся — вот чем следует заниматься, а что может сделать заколдованный Ван?»
(Цзо-чжуань, гл.14).
     Когда циский правитель заболел и не мог поправиться в течение года, дафу сказали ему: «Вы относились к душам умерших и духам с большей щедростью, чем покойные правители, но, несмотря на это, сейчас болеете и долго не можете поправиться, а это исключительно из-за того, что жрецы и историографы плохо молятся. Правители других владений считают, что болезнь вызвана вашим непочтительным отношением к духам, поэтому вам следует убить жрецов и историографов и просить духов о прощении». Янь Ин, убеждая больного, сказал: «Этого нельзя делать». Он не говорил о болезни правителя, а остановился на делах управления, перечислил допущенные злоупотребления, из-за которых «народ страдает, а мужчины и женщины шлют проклятия», и отметил: «Пусть будут хорошие жрецы, но разве они смогут победить проклятия бесчисленного количества людей?» В конце своей речи он призвал правителя не полагаться только на жрецов, а проводить «великодушную политику, разрушить заставы, отменить запреты, снизить поборы, отменить долги»
(Цзо-чжуань, гл.49).
     Одним из основных требований атеизма является отрицание роли духов и утверждение деятельности человека. Хотя высказываемое пренебрежение к духам и уважение к деятельности человека не отрицали полностью роль духов и оставляли какое-то место «воле Неба», однако проявляемое внимание к чувствам народа и подчеркивание, что все зависит от действий людей, являлись ударом по вере в духов и способствовали развитию атеистической мысли.

ПЕРВЫЕ ОТРИЦАНИЯ УЧЕНИЯ О ВОЛЕ НЕБА
     Сомнения в учении о воле Неба и его критика нашли отклик среди просвященных деятелей внутри господствующего класса и вылились в теоретическую форму. В конце Западной Чжоу немало представителей господствующего класса связывали «приближающуюся гибель Чжоу» с волей Неба. Тем не менее Бо Янфу считал: «Когда богатства народа скудеют, чего ожидать, кроме гибели?» (Го юй, гл.1), и, говоря, что династия Чжоу «отвергается Небом», имел в виду, что ее гибель произойдет не столько по воле всесильных духов, а из-за того, что «существование государства всегда зависит от гор и рек, и, если горы рушатся, а реки мелеют, это признак гибели государства» (Го юй, гл.1). Он говорил об этом с точки зрения экономики, считая, что происшедшее землетрясение и причиненные им бедствия вызовут материальные затруднения.
     Историограф Бо, отвечая на вопрос «ждет ли дом Чжоу ги­бель?», сказал: «(Чжоуские) ваны владели землями в пределах девяти областей, получали регулярные поступления и подати, позволявшие кормить миллионы существ», но нынешний ван отказался от принципа «гармонии, приносящей всем радость» и силой добивается «объединения с лицами, взгляды которых совпадают с его желаниями», и, «хотя он не хотел бы гибели, разве сможет избежать ее?»
(Го юй, гл.16)
. Лишившись «согласия людей», невозможно «избежать гибели». Здесь дается оценка с политической точки зрения.
В обоих случаях причины надвигающейся на династию гибели ищутся в самом обществе, а не связываются с иллюзорной волей Неба.

   
 
Ф
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е

Некоторые мыслители, используя учение о темном и светлом началах и учение о пяти стихиях, объясняли путь неба как путь природы. Фань Ли, например, говорил: «Путь Неба ясен, солнце и луна являются его знаками», «светлое начало, дойдя до предела, сменяется темным, и темное начало, дойдя до предела, сменяется светлым», поэтому, занимаясь делами государственного управления или ведя войну, необходимо, «следуя постоянным законам неба и земли, двигаться вместе с ними» (Го юй, гл.21), и только в этом случае можно рассчитывать на успех.
Историограф Мо считал, что «предметы рождаются с двумя концами», т. е. в любом предмете есть две противоположные стороны, от которых происходят многие предметы — «появляются три, появляются пять, появляется удвоение», все находится в состоянии непрерывных превращений, поэтому «нет алтарей для жертвоприношений духам земли и злаков, на которых бы приносились постоянные жертвоприношения, нет правителей и их слуг, которые бы постоянно занимали свои места, и так повелось с древности»
(Цзо-чжуань, гл.53). Кроме того, Цзы-чань говорил: «Небо породило пять материалов (металл, дерево, воду, огонь и землю), которые используются народом все вместе одновременно, нельзя уничтожить ни одних из них» (Цзо-чжуань, гл.38).

Все приведенные высказывания иллюстрируют попытки вскрыть сущность природы и общества, чтобы показать закономерности мира и происходящих в нем изменений. И развитие этих попыток сформировало атеистические представления.
Возникшие в период с конца Западной Чжоу до эпохи Чуньцю атеистические представления подготовили базу для возникновения в период Чжаньго воинствующего атеизма как системы, представителями которого были Сюнь-цзы и Хань Фэй.

_________________

6.  «СОПЕРНИЧЕСТВО ВСЕХ ШКОЛ» в период ЧУНЬЦЮ — ЧЖАНЬГО и   
         ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ БОРЬБЫ

   

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -