КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

И
С
Т
О
Р
И
Я

К
И
Т
А
Й
С
К
О
Й

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
И

ж

6.   «СОПЕРНИЧЕСТВО ВСЕХ ШКОЛ» в период ЧУНЬЦЮ — ЧЖАНЬГО и   
         ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ БОРЬБЫ

     Период Чуньцю (770—476 гг. до н.э.) — Чжаньго (475—221 гг. до н.э.) является периодом крупных изменений, когда в китайском обществе происходил переход от рабовладельческого к феодальному строю. Резкая смена общественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронте течения, выступавшего за свободу идей, создание новой обстановки «соперничества всех школ», представлявшихся множеством новых философов, в результате чего развитие древнекитайской философии вступило в новый, важный исторический этап.
     Наблюдавшееся в этот период на идеологическом фронте «соперничество всех школ» началось приблизительно в конце периода Чуньцю, достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось в конце этого периода. Если говорить обо «всех школах», т. е. о существовавших философских направлениях, то Бань Гу в разделе «Краткие сведения о философах»
(Чжуцзы люэ, Хань-шу, гл.30) сводит их к десяти направлениям, среди которых главными были шесть, названных Сыма Танем «шестью школами»: школа служилых людей» (жуцзя, в переводной литературе называемая школой конфуцианцев, «школа мои-стов» — моцзя, «школа даосистов» — даоцзя, «школа законников» (легистов) — фацзя, «школа номиналистов» — минцзя (часто называемая также школой софистов) и «школа сторонников учения об инъ и ян» (натурфилософы) — иньянцзя.
    
Каждое из перечисленных направлений прошло исторический путь возникновения, развития, изменения и расслоения. После создания Кун Цю (Конфуцием) «школы служилых людей» «конфуцианство разделилось на восемь течений»
(Хань Фэй-цзы, гл.19, с.351), из которых наиболее известными являются конфуцианство, представленное Цзы-сы, конфуцианство, представленное Мэном (Мэн Кэ), и конфуцианство, представленное Сунем (Сюнь Цином); Моизм, созданный Мо Ди, после его смерти «распался на три течения» (Хань Фэй-цзы, гл.19), представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. Даосизм, возникновение которого связывается с именем Лао Даня, в дальнейшем разделился, причем течение, связанное с изменениями влево, представлено школой Суна (Сунь Цзяня) и Иня (Инь Вэня), а с изменениями вправо — школой Чжуан Чжоу. Легизм также делится на ранний и поздний. Номиналисты в соответствии с особенностями их идей разделились на две школы — «школу соединения тождества и различия» и «школу разделения сущности и явления». Идеи натурфилософов, возникшие весьма рано, первоначально в основном были связаны с астрономией, составлением календаря, искусством гадания по звездам, но в середине периода Чжаньго получила широкое распространение теория Цзоу Яня «постоянной смены пяти стихий».
     Помимо перечисленных шести школ, существовали и многие другие, представленные военными философами, философами-аграриями, философами-эклектиками и т. д. Как говорится, «при разных путях не советуются друг с другом», поэтому в силу того, что каждая школа представляла различные классы и прослойки, а в политических убеждениях и научных взглядах существовали расхождения и антагонизм, это неизбежно привело к возникновению запутанной и сложной обстановки, что явилось следствием огромных перемен в обществе, нашедших свое отражение на идеологическом фронте.
     «Соперничество всех школ» имело под собой глубокие общественные и классовые корни. Начиная с периода Чуньцю стали применяться железные сельскохозяйственные орудия и быки в качестве тягловой силы на полевых работах, что способствовало развитию производительных сил и их широкому распространению. Происходило массовое бегство рабов, и вспыхивали многочисленные восстания. Развивались товарное хозяйство и ремесло. В связи с происходившими процессами стала возникать и развиваться феодальная частная собственность на землю, которая в конце концов сокрушила «государственную» земельную собственность рабовладельцев, в основе которой лежала «колодезная система».

   
ф

Ф
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е

     Начиная с 594 г. до н.э., с тех пор как в царстве Лу был «впервые введен налог с каждого му земли» (Цзо-чжуань, гл.24), до реформ Шан Яна в царстве Цинь в середине периода Чжаньго в каждом царстве в разное время и в разной степени завершилось изменение существовавшей формы земельной собственности и установление системы феодальной земельной собственности. Одновременно произошли изменения и в положении, при котором «ремесленники и торговцы питались за счет жалованья от государства» и впервые появились частные ремесло и торговля. Вслед за изменениями в экономической системе произошли серьезные изменения в классовой структуре. Большая часть рабов превратилась в класс крестьян. Одна часть рабовладельцев разорилась, пришла в упадок и даже скатилась до положения «бедняков» и «низших слуг», в то время как другая превратилась в землевладельцев. Появилось значительное количество частных ремесленников и торговцев. Часть крестьян-единоличников, ремесленников и торговцев разбогатела и превратилась в землевладельцев. Таким образом, одновременно с постепенной ликвидацией класса рабовладельцев и класса рабов появилось два новых класса — класс землевладельцев и класс крестьян. Поскольку вновь возникший класс землевладельцев был представлен различными группами населения, он делился на разные прослойки. В ходе происходившей борьбы эти прослойки одержали победу над аристократами-рабовладельцами и установили господство класса землевладельцев, но остатки рабовладельческого строя, несомненно, продолжали существовать.
     В ходе изменений, происходивших в классовой структуре, распалась система, при которой «обучение производилось в присутственном месте», вместо чего появилось большое количество «странствующих ученых, распространявших образование»
(Ши-цзи, гл.46). Это была новая, интеллигентская прослойка с широкими общественными связями, оказывавшая большое влияние на развитие общества.
     В середине периода Чжаньго в царстве Ци, вблизи столицы, существовал «дворец науки в Цзися», в котором были собраны «ученые» в количестве, « несколько сот человек, доходившем (в отдельных случаях) до тысячи». Среди них более семидесяти человек занимали высокое положение, «им были пожалованы подворья, они занимали должности старших советников и, не участвуя в делах управления, участвовали только в обсуждениях дел»
(Ши-цзи, гл.46, л.13б, 14а). Именно эти люди, овладевшие специальными знаниями в области культуры и примыкавшие к различным классам и прослойкам, являлись выразителями идей различных классов и прослоек в этот период.
     Изменение общественной формации и развитие науки выдвинули множество новых социальных проблем и философских задач. Например, управление на основе правил поведения или на основе закона, управление на основе добродетели или на основе силы и страха, древность и современность, Небо и человек, название и сущность, характер природы человека, положительные и отрицательные стороны учения о дао и дэ, происхождение мира и т. д. На все перечисленные вопросы интеллигенция, представлявшая различные классы и прослойки, высказывала различные взгляды, предлагала различные философские системы, отличавшиеся разными формами, содержанием и особенностями, вследствие чего и произошло разделение на отдельные философские школы.
     Условия, возникшие в обществе, в котором старое заменялось новым, в свою очередь создали для представителей «всех школ» своеобразную историческую арену, на которой они могли свободно «соперничать во взглядах». Вслед за крахом господства в Поднебесной рабовладельцев-аристократов, объединенных под единой властью чжоуских Сынов Неба, идеология господствующего класса постепенно утрачивала влияние и силу. Однако общество еще в течение долгого времени продолжало находиться в состоянии феодальной раздробленности, централизованная феодальная власть еще не возникла, новая идеология господствующего класса еще была не в силах занять господствующее положение, поэтому в области идеологической на какое-то время образовался вакуум.
     Именно в этих условиях «все школы» получили возможность свободно «соперничать» и в течение длительного времени «сосуществовать», что привело к необычайному повышению активности научных идей. «Соперничество всех школ» создало идеологические предпосылки для рождения феодального общества и создания единой власти класса землевладельцев. Однако только после того, как династия Цинь объединила шесть царств и создала централизованную феодальную власть, циньский император Ши-хуан в соответствии с требованиями феодального абсолютизма в политическом отношении осуществил этот же принцип и в области идеологии, в связи с чем «сжег книги и закопал живыми в землю конфуцианцев», признал господство «школы легистов», что положило конец «соперничеству всех школ».
     Происходившее в период Чуньцю — Чжаньго разграничение философских школ на фронте идеологической борьбы обобщило различные формы и особенности каждой школы, но не привело к разделению философии на материализм и идеализм. Фактически в одной и той же школе можно было наблюдать присутствие материализма и противоборствующего с ним идеализма. Например, Мэн Кэ и Сюнь Цин были последователями конфуцианства, но первый из них был идеалистом, а второй — материалистом. Аналогичное положение и в даосизме. В связи с этим необходимо проводить конкретный анализ идеологии каждого философа в отдельности и в оценке его взглядов исходить из того, как он решает основной вопрос философии.
    
Философская борьба на идеологическом фронте в период Чуньцю — Чжаньго явилась продолжением и развитием в новых условиях философской борьбы, начавшейся при династиях Инь и Чжоу, но она имела ряд особенностей по сравнению с философской борьбой, происходившей в прошлом.
     Главная особенность философской борьбы в период Чуньцю — „ Чжаньго состояла в том, что философия, начав освобождаться от «превращения идеалистической в идеологическую сферу жизни», приобрела форму сравнительно независимой идеологии. Другими словами, после периода Чуньцю материализм и идеализм начали, исходя из присущих самой философии особенностей, создавать различные идеологические системы и развернули сложную, запутанную борьбу в различных областях философии. Начиная с династий Инь и Чжоу, это явилось важным шагом вперед в развитии древнекитайской философии. Отмеченная особенность проявилась не только в том, что у философии появилось собственное поле деятельности, включая взгляд на природу, теорию познания, взгляд на историю, взгляд на развитие, теорию о природе человека и т. д., но и в том, что она выдвинула и развила целый ряд философских категорий и философских тем, например: небо (тянь),человек (жэнь), путь (дао), закон природы (ли), бытие (ю), небытие (у), предмет (у), жизненные силы (ци), темное начало (инь), светлое начало (ян), пять стихий (усин), а также название (мин), сущность (ши), знание (чжи), действие (син), форма (син), дух (шэнь), древность (гу), современность (цзинь), тождество (тун), различие (и), добро (шань), зло (э), свойство (син), искусственность (вэй), человеколюбие (жэнь), долг (и), заслуга (гун), польза (ли) и т. д. В дальнейшем почти все эти вопросы стали предметом длительных споров в истории китайской философии. Однако в рассматриваемый период центральным вопросом философской борьбы являлся вопрос отношений между Небом и человеком.
     Какова сущность Неба? Духовна она или материальна? Составляют ли «Небо и человек единство» или же «Небо и человек разделены»? Именно это является основным вопросом философии, связанным с истолкованием происхождения мира. В решении этого вопроса до периода Чуньцю как материализм, так и идеализм еще не представляли взаимно противостоящих, независимых философских систем. Хотя в конце Западной Чжоу материализм и атеизм проявлялись в форме ропота на Небо и брани по адресу Неба, однако религиозные представления о Небе не были решительно опровергнуты философией.
     Положение изменилось по окончании периода Чуньцю. Вслед за разложением рабовладельческого строя власть чжоуского Сына Неба стала существовать лишь номинально, постепенно исчезло и представление об абсолютном авторитете Верховного владыки, власть которого осуществляет правитель на земле. Одновременно в связи с развитием производительных сил и борьбой рабов и простого народа роль и место человека в обществе стали привлекать к себе пристальное внимание.
     Развитие науки и познание объективных законов природы также поднялись на более высокую ступень. Например, в области астрономии на основе длительных, систематических наблюдений за небесными телами появились одними из первых в мире записи о солнечных и лунных затмениях, кометах, темных пятнах на Солнце и т. д. Неподвижные звезды разбили на 28 созвездий, было установлено, что период обращения Юпитера равен 12 годам. Около 350 г. до н.э. была составлена первая в мире звездная карта. В области исчисления времени в период Чуньцю был создан календарь, построенный по принципу «девятнадцать солнечных лет и семь добавочных месяцев» (имеется в виду лунно-солнечный календарь, в котором смена фаз Луны согласовывалась с началом астрономического года). В этом календаре важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый Мегонов цикл), вслед за этим год разделили на 24 сезона, а продолжительность года была определена в 365,25 дня, что точно соответствует истинному положению вещей. Были приобретены также определенные знания в способах выращивания сельскохозяйственных культур, например в связях сельскохозяйственного производства с орошением, глубокой вспашкой, почвой и сезонами года. Большое развитие получила медицина, появились знаменитые врачи, такие, как Хэ, Суй, Бянь Цяо и др. Поздние моисты вели научные разработки многих проблем, связанных с оптикой, динамикой и геометрией.
     Таким образом, для зарождения и независимого развития материализма была создана социальная и научная база. Некоторые прогрессивные политики и мыслители, учитывая случаи ропота на Небо и брани по адресу Неба, имевших место в конце Западной Чжоу, выдвинули идею о том, что «небо и человек разделены». Слова Цзы-чаня «Пути Неба далеки, а пути человека близки, они не соприкасаются друг с другом»
(Цзо-чжуань, гл.48) со всей определенностью говорят об отделении Неба от человека, и, как считал Цзы-чань, между ними нет взаимной связи, поэтому Небо не может ниспосылать на человека удачу или несчастье, беду или счастье. Еще более решительно рассеивает мистический туман вокруг понятия «сроки, определенные Небом» Фань Ли, считавший, что Небо — это природное небо, подчиняющееся объективным законам. Он говорил: «Мудрый действует, сообразуясь со временем» (Го юй, гл.21), т.е. мудрый должен действовать в соответствии с объективными законами и стремиться к тому, чтобы «дела людей обязательно проверялись по небу и земле, так как только в этом случае возможно добиться успеха» (Го юй, гл.21). Приведенные слова показывают, что отношения между Небом и человеком рассматриваются с позиции, представляющей соединение примитивного материализма и примитивной диалектики.
     Вслед за крушением религиозных представлений о Верховном владыке как господствующей силе появилась рафинированная идеалистическая философия. Основоположник даосизма Лао Дань выдвинул понятие дао, рассматривая его как источник возникновения неба, земли и всего сущего, и создал объективную идеалистическую философскую систему, высшей категорией которой являлось дао. Затем Чжуан Чжоу придал объективному дао Лао Даня субъективный дух, превратив его в абсолютную «тождественность», и создал широкую систему субъективно-идеалистической философии, в основе которой лежит релятивистская теория познания.
     Мэн Кэ развил идеалистические идеи Кун Цю, наделил Небо моральными принципами и, считая, что природа таких понятий, как человеколюбие, долг, правила поведения, знание, зависит от «воли Неба», предложил свойственный субъективному идеализму путь познания, выразив его в следующих словах: «Тот, кто до конца использует свое сердце, тот познает свою природу; кто познает свою природу, тот познает Небо»
(Мэн-цзы, гл.13).
     Кун Цю и Мэн Кэ признавали необходимым «прислушиваться к воле Неба и выполнять дела людей». Таким образом, они давали идеалистическое и метафизическое объяснения отношениям между Небом и человеком.
     Появление идеалистической философии побуждало материализм дать новый ответ на вопрос об отношениях между Небом и человеком. Например, философская школа Суна и Иня критически подправляла учение Лао Даня о «дао», заменив его понятием ци (жизненная сила) и выдвинула материалистический взгляд на природу, согласно которому материальное ци (жизненная сила), или цзинци (чистая жизненная сила), является источником всего сущего, и этим подвела базу под монистическую теорию о материальности ци в древней китайской философии.
     Сюнь Куан и Хань Фэй-цзы продолжили и развили существовавшие в прошлом материалистические идеи, подвергли общей критике идеалистическую философию Цзы-сы, Мэн-цзы, Лао-цзы и Чжуан-цзы и выдвинули положение, что человек обязательно победит Небо. Этим они подвели итог борьбы материализма с идеализмом по вопросу отношения между Небом и человеком и придали законченность примитивной материалистической философии периода Чуньцю — Чжаньго.

     Одновременно в связи с коренными социальными изменениями и непрекращающимися войнами «на алтарях для жертвоприношений духам земли и злаков не приносились постоянные жертвы, а правители и их слуги не занимали постоянного места», старое сменялось новым, высшие и низшие менялись местами, отчетливо выявились различные противоречия, развитие естественных наук вело к повышению активности мышления, в связи с чем появились примитивные диалектические идеи, назначение которых было обобщить и в абстрактной философской форме отразить объективные противоречия и изменения в явлениях. Это говорит о том, что примитивная диалектика периода Чуньцю — Чжаньго отличалась от диалектических идей, высказанных в «Чжоуской Книге Перемен», и что она вышла из сферы религии.
     В примитивных диалектических идеях периода Чуньцю — Чжаньго особенно много места уделялось разъяснению общего характера противоречий в явлениях. Появились понятия .«гармо-ния (хэ)», «взаимопомощь (сянцзи)», «взаимозаконченность (сянчэн)», а также «противостояние (фанъ)», «превращение (чжуанъхуа)» и т. д., выражавшие представления о зависимости одного противоречия от другого и их взаимном превращении. Идеи примитивной диалектики в период Чуньцю — Чжаньго присутствуют как в философии идеалистов (например, Лао Даня), так и в философии материалистов (Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы, поздних моистов).

«Соперничество всех школ» на идеологическом фронте в период Чуньцю — Чжаньго и особенности происходившей философской борьбы показывают, что развитие древней китайской философии вступило в новый, важный исторический этап. Содержание и формы философской борьбы в этот период оказали глубокое влияние на всю философскую борьбу, имевшую место в периоды после династий Цинь и Хань. Отсюда следует необходимость изучения философских идей периода Чуньцю — Чжаньго как основы для изучения истории китайской философии.

____________

7. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ и ДИАЛЕКТИКА ЛАО-ЦЗЫ

   

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -