КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

 САНЬЛУНЬ ШКОЛА  Сань-лунь цзун - "школа трех трактатов".

Одно из направлений буддизма махаяны, онтологич. связанное с доктриной мадхьямики (см. Буддизм). Назв. получила от трех соч.: "Мадхъямика-карикас" ("Чжун лунь", или "Чжун гуань лунь"- "О срединном видении"), "Двадаша-мукхашастра" ("Шиэр мэнь лунь"- "Шастра о двенадцати вратах") и "Шата шастра" ("Бай лунь" - "Шастра в ста стихах"). Два первых созданы, по преданию, Нагарджуной, к-рый считается первопатриархом С.ш.; "Бай лунь" предположительно написан его учеником Арьяведой. Эти тексты стали известны в Китае в переводе и ред. Кумарадживы (4- 5 вв.), его ученик Сэнчжао был их активным распространителем. В гос-ве Лян (502 - 57) данное направление получило одобрение императора Лянского У-ди. Монахом Саньланем в 512 была образована школа Шэлин сянчуань ("Преемственность в горах Шэ"), на основе к-рой Цзицзаном (549 - 623) создана С.ш. В соч. Цзицзана "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов") и др. даны осн. положения учения С.ш., ставшие впоследствии канонич.

Учение С.ш. основано на доктринах шуньявады (см. Буддизм). Согласно им, существование всех вещей и явлений подчиняется принципам "причинности" (юань ци [2]), концепция к-рой, в отличие от тхеравады (см. Буддизм), утверждает нереальность отдельно взятых единичностей - дхаом (см. Фа [1], п. 2), к-рые существуют лишь относительно друг друга, из чего выводится положение об их "пустотности" (кун, син кун, санскр. шуньята). Осн. концепция С.ш. включает три взаимосвязанных элемента: "устранение ложного и выявление истинного" (по се сянь чжэн), "учение о двух истинах" (чжэнь су эр ди), "срединный путь восьми "не" (ба бу чжун дао). Ложными считаются попытки анализа или признание существования единичного. По С.ш., в отличие от др. буд. школ, "устранение ложного" и "выявление истинного" происходят одновременно. "Две истины" - "мирская" и "абс." как два уровня и этапа познания не могут существовать одна без др. (см. Эр ди). Цзицзан выделил три уровня (вида) каждой из "двух истин" (сань чжун эр ди). В "мирской": утверждение "наличия" (ю, см. Ю - у); утверждение "наличия" и "отсутствия" (у [1]); утверждение и отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В "абс.": утверждение "отсутствия"; отрицание как "наличия", так и "отсутствия"; ни утверждение, ни отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В нек-рых соч. Цзицзана добавлялся четвертый уровень (сы чжун эр ди): в "мирской истине" это объединение двух первых уровней "мирской" и "абс." истин, в "абс. истине" - отрицание отрицания "неналичия" и "неотсутствия". Каждый уровень "абс. истины" отрицает соответствующий уровень "мирской", каждая последующая "абс. истина" - это предыдущая "мирская".

"Срединный путь восьми "не" означает, что "тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят".

С.ш. проповедует возможность "спасения" всех живых существ, допуская и моментальное "просветление" (у [4]), однако считает, что быстрота обретения нирваны (см. Непань) не одинакова в каждом конкретном случае. С.ш. оказала значит, влияние на становление буддизма в Китае, стала одной из осн. буд. школ в Японии (с 7 в., Санрон сю).

**Хуан Ганьхуа. Саньлунь цзун // Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Chen K. Truth and Logic In San-lun Madhyamika Buddism // International Philosophical Quarterly. 1981. Vol. XXI. №3.

А.А. Маслов

ЦЗИЦЗАН прозв. Цзясян даши ("великий учитель [из монастыря] Цзясян")
549, Цзиньлин (совр. Нанкин), - 623

Буд. монах, основоположник Саньлунь школы. Долгое время жил в монастыре Цзясянсы в Хуэйцзи (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), затем в монастырях Хуэйжисы в Янчжоу и Жияньсы в Чанъане (совр. Сиань пров. Шэньси), где и основал школу Саньлунь, завершив комментарий на три ее основополагающие трактата и систематизировав ее догматику. Осн. соч. - "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов"), "Эр ди и" ("Значение двух истин"), "Чжун [гуань] лунь су" ("Коммент. на "Рассуждения о срединном [видении сути]") и др. Сформулировал положение о "двух истинах" (эр ди) как основе догматики школы Сан-лунь, толкуя в этом свете филос. идеи шуньявады (см. Кун). Выдвинул учение о "трех видах двух истин" (сань чжун эр ди, эр ди сань гуань). Рассматривал "пустоту-шунью" (кун) как некую "педагогич. истину", "лекарство для лечения болезней живых существ". Считал равноценными все "три колесницы" (сань чэн), или пути "спасения": мирян-шраваков, идущих к "просветлению" с помощью наставника; аскетов-пратьекабудд, самостоятельно стремящихся к "просветлению"; бодхисаттв, близких к тому, чтобы стать буддой. Из учеников Ц. наибольшую известность получили Хуэйюань, Чжиба, Чжимин, Хуэйхао.

*Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (по Указателю).

Хэ Чэнсюань

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -