КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ВЕРОВАНИЯ

"ЦЗЯГУВЭНЬ"- письмена на костях.                   подготовил Юрий Коваленко
 

Древнейшие из дошедших до нас памятников китайской письменности восходят к доисторической эпохе Шан-Иньского царства, или шанского племенного союза 1766-1122 гг. до н. э. Первоначальное название династии Шан (1766-1154 гг. до н. э.) было изменено в 1401 г. до н. э. на Инь.

Реально существующие письменные памятники представлены: надписями на щитках панцирей черепах, костях животных, на ритуальных бронзовых сосудах, на яшме и керамических изделиях.
 

  

  


В 1899г. близ г. Чжандефу (ныне г. Аньян провинции Хэнань), у деревни Сяотунь, крестьяне во время пахоты нашли в земле черепашьи панцири и кости животных с вырезанными на них иероглифическими знаками. Вначале землепашцы приняли их за "кости дракона" и использовали для приготовления целебных лекарств".
Вскоре выяснилось, что это были гадательные надписи или оракульские словеса - "буцы". Их датировка падает на время между правлением императора Пань Гэна (1401-1374 г. до н. э.) и годами царствования Чжоу-вана (1300-1228 гг. до н. э.). Точная датировка каждого документа невозможна так как в них фиксируются не годы, а дни, и только встречающиеся имена правителей - ванов и других известных в истории людей дают основание для "привязки" текстов к тому или иному периоду.

Для гадания, чаще всего на лопаточных костях вола, вырезались соответствующие иероглифы, делались углубления или отверстия и по соотношению трещин, которые в результате нагревания расходились из углубления или отверстия, толковалось соответствующее предсказание. Считалось, что возникающая трещина и была ответом "потусторонних сил
 

Обожествленные предки заняли ведущее место в системе сакрального культа и в практике ритуала. "Ди" - "владыка" или "Шан Ди" - "верховный владыка" видимо мыслился первопредком, соединенным с живущими потомками непрерывными линиями кланового родства.


Существовала тенденция обращаться к потусторонним силам перед тем, как принять какое - либо решение:
" Прикажет владыка быть дождю?"
 "Прикажет император быть ветру?"
"Пошлет владыка голод?", "Не убегут ли рабы?"
 "Совместно ли обрабатывать поля?"
"Воспрепятствует небесный владыка неурожаю и голоду?"
"Хороший урожай, когда небесный владыка посылает дождь. Разве не для хорошего урожая небесный владыка посылает дождь?"
 "Мы спрашиваем оракула в день куай-цзы: "будет какой-либо дождь? Дождь с востока? Дождь с запада? Дождь с севера? Дождь с юга?"
"Ван отправится сеять просо - будет урожай? Ван не отправится сеять просо - не будет урожая?"
"Ван поедет ловить рыбу - будет удача? Ван не поедет ловить рыбу - удачи не будет?"
"Выступаю против. Поможет мне владыка?"
"Если пойти походом на Хун, поможет нам небесный владыка?"
"У выполнит дело вана или У не станет его выполнять?" "Гадаю, доставят с юга черепашьи панцири?"
 

 

Некоторые тексты, видимо, выполняли функцию передачи информации в потусторонний мир:
"Приносится в жертву раненый раб"
"Сжигается раб, чтобы на землю снизошел дождь"
"При гадании приносится в жертву духам четырех сторон - один человек, две собаки, один бык"
"Приносится в жертву Цзу Дину и Фу Цзя два вождя племени цян"

 


Некоторые тексты напоминают хроникальные записи:
"Ван решил создать поселение"
"Ван построил это поселение"
"В Цзин получен урожай"
"В день исы Ван гадал: к нынешнему жертвоприношению Шан соберет урожай? Ван гадал и сказал: "Счастье! Восточное племя соберет урожай. Счастье! Западное племя соберет урожай. Счастье! Северное племя соберет урожай. Счастье!"
"Ван направился собирать урожай на поле Цзе" "Ван приказал всем обрабатывать поле"
"Гадание подтвердило, что надсмотрщикам пора отдать приказ убирать поле"
"В день исы гадали на панцире; великий приказ вана ЧжунЖэням гласит: "Совместно обрабатывать поля! Будет собран урожай!"
"Одиннадцатая луна. В день инь гадали на жемчуге; Ван поехал, Чжуны сеяли просо в Цзюн"
"В Шан (в центральных землях) получен урожай, на восточных землях получен урожай, на южных землях получен урожай, на западных землях получен урожай, на северных землях получен урожай"
"Прибыли люди с юга, доставившие черепашьи панцири..."
"Гадание показало, что правильно отпустить рабов, а не приносить в жертву"
"Ван отправился походом на Люй и приказал снарядить много рабов для битвы с Люй"
"Приказываю До Цзы Цзу вместе с Цюань Хоу напасть на Чжоу. Выполните дело вана"
"В день цзяшень гадали на черепахе, захватили много рабов и раковин"
"В день цзяшень отправились в поход, захватили пленных - десять и шесть человек".
 

 

Хорошо организованный и обладающий высоким статусом, благодаря личному участию в нем правителя, ритуал "Бу" способствовал развитию и закреплению своеобразной "религиозной логики" поклонения предкам. Ранняя китайская культура характеризуется волей к порядку,
освещенному перешедшими на иной план бытия предшественниками.
Гармоническая правильность, упорядоченность, систематизация и соответствие правилу становятся высшей ценностью в обществе древнего Китая.
Жаловаться на тривиальность большинства суждений гаданий - значит не понимать природу культуры Шан.
__________

концепция - организации - история - верования - философия - искусства - цигун - ушу - лингвистика - стратагемы
 
- КЛУБ БРОННИКОВА - ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ - ИНТЕРАКТИВ ЛАБОРАТОРИЯ - АДВОКАТ КЛУБ -
- КОНЦЕПЦИЯ - ОБУЧЕНИЕ - НОВОСТИ - ПРЕССА - ВЕРНИСАЖ - БИБЛИОТЕКА - СЛОВАРЬ - ГОСТЕВАЯ - ФОРУМ -


Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/icgroup/.system/tmp) in Unknown on line 0