ИНТЕРАКТИВ ЛАБОРАТОРИЯ
galactic.org.ua
ФИЗВОКАЛИЗ

РЕЗОНАНСНАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА ПЕНИЯ
Музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни


РЕЗОНАНСНАЯ ТЕОРИЯ ПЕНИЯ
-


Физвокализ

Искусство тоже лечит!

Музыкотерапия

Профессор В.П. Морозов
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Институт психологии Российской Академии наук
Доклад посвящен краткому изложению основных положений «Резонансной теории искусства пения». Сопровождается звуковыми и визуальными иллюстрациями.

Вокальное искусство – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества. Миллионы людей поют в разных жанровых видах вокального искусства (академическое, оперно-концертное, камерное, эстрадное, народное, церковное, сольное, ансамблевое, хоровое, детское, профессиональное любительское пение). И слушателями – благодаря глобальному развитию средств массовой коммуникации – радио, ТВ, звукозаписи – являются все люди, населяющие планету Земля.

Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс. Таким образом, вокальное искусство – сильнейшее средство гуманизации общества. Это понятный всем на земле музыкальный язык «эсперанто», язык добрых чувств и эмоций, способствующий межнациональному взаимопониманию и единению людей.

Наряду с этим вокальное искусство (особенно оперно-концертного академического жанра) представляет весьма большие трудности для профессионального овладения. Причина кроется в исключительной сложности работы голосового аппарата певца.

Известный дирижер ГАБТ СССР Борис Хайкин назвал вокалистов «особым цехом музыкантов», и это вполне справедливо, поскольку инструменталисту дается уже готовый и настроенный музыкальный инструмент, а вокалист должен сам создать и настроить свой «живой музыкальный инструмент» – голосовой аппарат – и постоянно поддерживать его в профессиональной форме и совершенствовать. Подчиняется же этот инструмент не только музыкальным, но и физиологическим, психологическим и даже медицинским законам. Поэтому у вокалистов особые проблемы и трудности по части теории и практики формирования и профессионального использования своего «живого музыкального инструмента».

Народная артистка СССР З. А. Долуханова пишет: «Практическая вокальная педагогика всегда будет трудным искусством, так как сталкивается с огромными индивидуальными различиями учеников и их разнообразными реакциями, и поэтому педагог обязан знать объективную, научно доказанную на сегодняшний день картину верного звукообразования».

Современная вокальная наука за последнее десятилетие шагнула далеко вперед, располагает принципиально новыми представлениями о природе певческого голоса.

Автором этих строк разработана новая, так называемая «Резонансная теория искусства пения» (РТИП). Основы данной теории изложены в только что вышедшей из печати монографии: В.П. Морозов. «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники». Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Институт психологии РАН, Центр «Искусство и Наука». М., 2002, 496 с. с илл.

Это – первая в нашей стране монография, посвященная детальному научно-экспериментальному изучению важнейшей роли резонансной системы певца в формировании высоких профессиональных качеств его голоса: силы, красоты тембра, полетности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности.

Традиционная, так называемая миоэластическая теория голосообразования, а также нейрохронаксическая теория Рауля Юссона (R. Husson) основную роль в образовании певческого голоса придавали особенностям работы гортани и голосовых связок певца. Исследования автора однако показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата.

Автором показано, что рациональная организация певцом резонансной системы, значительно (в десятки и сотни раз!) повышает эффективность голосообразования, т.е. коэффициент полезного действия голосового аппарата, без каких-либо дополнительных усилий со стороны гортани и тем самым является как бы «даровым источником» акустической энергии голоса. Выдающиеся певцы (как показал анализ их высказываний) именно из этого источника черпают силу, красоту и неутомимость своего голоса.

«У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса… Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом», – утверждал известный итальянский вокальный педагог и певец Дженарро Барра. «Голос, лишенный резонанса – мертворожденный и распространяться не может», – эти слова принадлежат другому выдающемуся итальянскому певцу – Джакомо Лаури-Вольпи. Он писал также, что секретом разонансного пения владел великий Шаляпин, с которым он пел на сцене театра «Ла Скала».

Весьма важно, что резонаторы у лучших певцов выполняют важнейшую защитную роль по отношению к гортани и голосовым связкам, что и придает их голосу выносливость и долговечность.

В монографии впервые рассматривается СЕМЬ важнейших функций певческих резонаторов: энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная и активизирующая (глава 3), объясняются акустико-физиологические механизмы взаимодействия резонаторов с работой гортани и певческого дыхания (глава 4). Наконец, впервые подробно рассматриваются  психологические основы резонансного пения (глава 5) и формулируются пять основных принципов резонансной техники выдающихся мастеров вокального искусства.

Резонансная теория искусства пения – научно-практи­ческая теория. Ее основные положения взяты из практики выдающихся певцов и педагогов, научно объяснены и направлены на совершенствование практических методов работы над голосом. РТИП не только объясняет феномен резонансного пения, но и указывает пути овладения резонансной певческой техникой.

Автор книги – известен читателям по его ранее изданным книгам: «Вокальный слух и голос» (1965), «Тайны вокальной речи» (1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Занимательная биоакустика – рассказы о языке эмоций» (1983, 1987), «Художественный тип человека» (1994), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов» (2001) и др.

Исследования проведены с применением современных методов акустики, физиологии, психологии и новейших компьютерных технологий. Применение указанных методов позволяет не только произвести детальный анализ певческого голоса и выявить его характерные акустические свойства, обуславливающие его высокие эстетические качества (наличие высокой и низкой певческих формант и др.), но и как бы реконструировать особенности вокальной техники звукообразования, в частности – оценить степень активности резонансной системы поющего, например, таких выдающихся мастеров, как Шаляпин, Карузо и др. Равным образом, компьютерный анализ позволяет выявить и недостатки голоса и механизмов его образования у молодых неопытных певцов.

Резонансная теория искусства пения (РТИП) – результат обобщения более чем 40-летнего опыта автора по исследованию певцов голоса разных профессиональных и возрастных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рей­зена, И. Петрова-Краузе, И. Архиповой, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти и многих других. Монография содержит высказывания этих выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а также практические выводы для вокальной педагогики и методологии.

Книга адресована широкому кругу специалистов по теории и практике искусства пения – вокальных педагогов, певцов, дирижеров хоров, музыковедов, психологов, лингвистов, фониатров, а также всех, интересующихся искусством пения.

На основе РТИП автором разработан и применяется эффективный комплексный метод диагностики вокальной одаренности, включающий компьютерный анализ голоса и обследование с помощью специально разработанных тестов (на эмоциональный слух, вокальный слух и др.).


Функции звукообразования резонирование

Далее смотрите

Искусство тоже лечит!

Музыкотерапия

Физвокализ

 

 

ТРАНС - ТЕХНОЛОГИИ - ЭКСПЕРТ-ОПЕРАТОРСТВО - ЯСНОВИДЕНИЕ - МАТРИЦА - ФИЗВОКАЛИЗ -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -