Профессор В.П. Морозов
Московская
государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Институт
психологии Российской Академии наук
Доклад посвящен
краткому изложению основных положений «Резонансной теории искусства пения».
Сопровождается звуковыми и визуальными иллюстрациями.
Вокальное
искусство – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов
всего мира вид музыкального творчества. Миллионы людей поют в разных жанровых
видах вокального искусства (академическое, оперно-концертное, камерное,
эстрадное, народное, церковное, сольное, ансамблевое, хоровое, детское,
профессиональное любительское пение). И слушателями – благодаря глобальному
развитию средств массовой коммуникации – радио, ТВ, звукозаписи – являются все
люди, населяющие планету Земля.
Ввиду широчайшей
популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей,
равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее
действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и
физического оздоровления широких народных масс. Таким образом, вокальное
искусство – сильнейшее средство гуманизации общества. Это понятный всем на земле
музыкальный язык «эсперанто», язык добрых чувств и эмоций, способствующий
межнациональному взаимопониманию и единению людей.
Наряду с этим
вокальное искусство (особенно оперно-концертного академического жанра)
представляет весьма большие трудности для профессионального овладения. Причина
кроется в исключительной сложности работы голосового аппарата певца.
Известный
дирижер ГАБТ СССР Борис Хайкин назвал вокалистов
«особым цехом музыкантов»,
и это вполне справедливо, поскольку инструменталисту дается уже готовый и
настроенный музыкальный инструмент, а вокалист должен сам создать и настроить
свой «живой музыкальный
инструмент» – голосовой
аппарат – и постоянно поддерживать его в профессиональной форме и
совершенствовать. Подчиняется же этот инструмент не только музыкальным, но и
физиологическим, психологическим и даже медицинским законам. Поэтому у
вокалистов особые проблемы и трудности по части теории и практики формирования и
профессионального использования своего
«живого музыкального
инструмента».
Народная
артистка СССР З. А. Долуханова пишет:
«Практическая вокальная
педагогика всегда будет трудным искусством, так как сталкивается с огромными
индивидуальными различиями учеников и их разнообразными реакциями, и поэтому
педагог обязан знать объективную, научно доказанную на сегодняшний день картину
верного звукообразования».
Современная
вокальная наука за последнее десятилетие шагнула далеко вперед, располагает
принципиально новыми представлениями о природе певческого голоса.
Автором этих
строк разработана новая, так называемая «Резонансная теория искусства пения»
(РТИП). Основы данной теории изложены в только что вышедшей из печати
монографии: В.П. Морозов. «Искусство резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники». Московская государственная консерватория им.
П.И. Чайковского, Институт психологии РАН, Центр «Искусство и Наука». М., 2002,
496 с. с илл.
Это – первая в
нашей стране монография, посвященная детальному научно-экспериментальному
изучению важнейшей роли резонансной системы певца в формировании высоких
профессиональных качеств его голоса: силы, красоты тембра, полетности, четкости
дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности.
Традиционная,
так называемая миоэластическая теория голосообразования, а также
нейрохронаксическая теория Рауля Юссона (R. Husson) основную роль в образовании
певческого голоса придавали особенностям работы гортани и голосовых связок
певца. Исследования автора однако показали сильную зависимость работы гортани,
как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом
системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового
аппарата.
Автором
показано, что рациональная организация певцом резонансной системы, значительно
(в десятки и сотни раз!) повышает эффективность голосообразования, т.е.
коэффициент полезного действия голосового аппарата, без каких-либо
дополнительных усилий со стороны гортани и тем самым является как бы «даровым
источником» акустической энергии голоса. Выдающиеся певцы (как показал анализ их
высказываний) именно из этого источника черпают силу, красоту и неутомимость
своего голоса.
«У нас в пении
нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса…
Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом», – утверждал известный итальянский
вокальный педагог и певец Дженарро Барра. «Голос, лишенный резонанса –
мертворожденный и распространяться не может», – эти слова принадлежат другому
выдающемуся итальянскому певцу – Джакомо Лаури-Вольпи. Он писал также, что
секретом разонансного пения владел великий Шаляпин, с которым он пел на сцене
театра «Ла Скала».
Весьма важно,
что резонаторы у лучших певцов выполняют важнейшую защитную роль по отношению к
гортани и голосовым связкам, что и придает их голосу выносливость и
долговечность.
В монографии
впервые рассматривается СЕМЬ важнейших функций певческих резонаторов:
энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная
и активизирующая (глава 3), объясняются акустико-физиологические механизмы
взаимодействия резонаторов с работой гортани и певческого дыхания (глава 4).
Наконец, впервые подробно рассматриваются психологические основы резонансного
пения (глава 5) и формулируются пять основных принципов резонансной техники
выдающихся мастеров вокального искусства.
Резонансная
теория искусства пения – научно-практическая теория. Ее основные положения
взяты из практики выдающихся певцов и педагогов, научно объяснены и направлены
на совершенствование практических методов работы над голосом. РТИП не только
объясняет феномен резонансного пения, но и указывает пути овладения резонансной
певческой техникой.
Автор книги –
известен читателям по его ранее изданным книгам: «Вокальный слух и голос»
(1965), «Тайны вокальной речи» (1967), «Биофизические основы вокальной речи»
(1977), «Занимательная биоакустика – рассказы о языке эмоций» (1983, 1987),
«Художественный тип человека» (1994), «Искусство и наука общения: невербальная
коммуникация» (1998), «Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся
певцов» (2001) и др.
Исследования
проведены с применением современных методов акустики, физиологии, психологии и
новейших компьютерных технологий. Применение указанных методов позволяет не
только произвести детальный анализ певческого голоса и выявить его характерные
акустические свойства, обуславливающие его высокие эстетические качества
(наличие высокой и низкой певческих формант и др.), но и как бы реконструировать
особенности вокальной техники звукообразования, в частности – оценить степень
активности резонансной системы поющего, например, таких выдающихся мастеров, как
Шаляпин, Карузо и др. Равным образом, компьютерный анализ позволяет выявить и
недостатки голоса и механизмов его образования у молодых неопытных певцов.
Резонансная
теория искусства пения (РТИП) – результат обобщения более чем 40-летнего опыта
автора по исследованию певцов голоса разных профессиональных и возрастных
категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина,
С. Лемешева, И. Козловского, М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, И. Архиповой,
Е. Образцовой, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас,
П. Доминго, Л. Паваротти и многих других. Монография содержит высказывания этих
выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а также
практические выводы для вокальной педагогики и методологии.
Книга адресована широкому кругу специалистов по теории и практике искусства
пения – вокальных педагогов, певцов, дирижеров хоров, музыковедов, психологов,
лингвистов, фониатров, а также всех, интересующихся искусством пения.
На основе РТИП
автором разработан и применяется эффективный комплексный метод диагностики
вокальной одаренности, включающий компьютерный анализ голоса и обследование с
помощью специально разработанных тестов (на эмоциональный слух, вокальный слух и
др.).
|