клуб бронникова
galactic.org.ua
обучение

Теоретическая база 1-й ступени

Методологический совет Клуба Бронникова
Галактического колледжа
Киев 04.02. - 11.10.2004.
.

продолжение
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Первая глава
Первая часть

Материалом статьи послужили теоретические клубные занятия Киевского Клуба Бронникова
На лекциях принято, что ученики
фиксируют для себя материал в виде схем.


Человек - организм

Организм (organizmo - устраиваю, сообщаю стройный вид) - отдельное живое существо, рассматриваемое как биологическая система.
 
Система
(греч. systēma - целое, составленное из частей; соединение) - совокупность функционально связанных между собой элементов, представляющих собой единое структурное целое.
 
Функциональная система - совокупность взаимодействующих элементов (частей), имеющую входы и выходы для обмена со средой веществом, энергией, информацией.
 
Для достижения полезных для организма результатов в функциональную систему избирательно объединяются элементы разных уровней.
Организм человека в каждый данный момент времени представляет слаженное взаимодействие - интеграцию по горизонтали и вертикали различных функциональных систем на основе их иерархического, многосвязного одновременного и последовательного взаимодействия, что в конечном счете определяет нормальное течение физиологических процессов.
 
На первой ступени Метода Бронникова рассматриваются пять уровней организма человека:
 - минеральный,
 - клеточный,
 - организменный,
 - интеллектуальный,
 - общественный.
 
Морфогенез (от греч. morphe - вид, форма и genesis - происхождение, начало) - формообразование, возникновение новых форм и структур можно показать так:
 - на основе минерального уровня (атомы, молекулы) формируется клеточный уровень,
 - на основе клеточного формируется организменный,
 - формирование организменного уровня создает условия (нервная система, органы восприятия, головной мозг) для существования интеллектуального уровня,
 - интеллект (intellectus - ум, рассудок) позволяет индивидууму АКТИВНО взаимодействовать с окружающей средой (природа, люди) - общественный уровень.
 
Все выше сказанное всем известно - Инь и Ян объединяются, начинается деление клеток, образуется тело, издаются звуки, речь, и вот особь уже так организовалась (обезьяна так не может), что Интернетом может пользоваться СОЗНАТЕЛЬНО (знает какую кнопку нажать и этот текст более или менее может понимать).
В общем, не просто зверюшка получилась, а ЧЕЛОВЕК!

И почти у всех ЧЕЛОВЕКОВ две руки, два глаза и почему-то один нос - ТИПОВОЙ ПРОЕКТ!
Есть даже такой термин - Морфогенетические поля,
1) области зародыша, в которых происходит развитие зачатков тех или иных органов или их систем.
Например, морфогенетическое поле (или просто поле) зачатка конечности - территория, в пределах которой данный зачаток развивается как в норме, так и после удаления значительной части его материала, при подсадке чуждого индуктора или другого недетерминированного чужеродного материала и других экспериментальных воздействиях.
2) Векторные (градиентные) поля - это поля в пространстве, порождаемые развивающимися зачатками и определяющие их морфогенетические движения в ближайший период развития.
 
Обезьяна не поймет (функции другие), а человеку загадка ясна - функциональная система формируется не хаотично, а по ПЛАНУ!
И даже помехи (экспериментальные воздействия) преодолеваются.
И стохастические (случайные) влияния не нарушают общего плана, его общих "направляющих линий".
 
Рассматривая системные отношения, гениальный нейрофизиолог П.К. Анохин отмечал: "...Система может быть образована только в том случае, если имеет место некий системообразующий фактор, который неорганизованное, хаотическое множество взаимодействующих компонентов переводит на уровень системы, т.е. в упорядоченное множество.
 
 ...упорядоченность во взаимодействии множества компонентов системы устанавливается на основе степени их содействия в получении целой системой строго определенного полезного результата.

Можно пойти еще дальше и поставить чисто риторический вопрос: откуда управляющая система «узнает», каким именно объектом ей надо управлять....

 ...И не обстоит ли дело так, что уже начальные процессы формирования самой управляющей системы находятся полностью под управлением будущего, необходимого в данный момент организму результата?"

Отметим схему развития функциональной системы:
ПЛАН (системообразующий фактор) и уже потом МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ.
 
Так как далее предполагается говорить о функциях мозга, то имеет смысл показать еще одно проявление "Плана" на примере развития нервной системы.
 
Нейрон (от греч. neuron - жила, нерв) - нервная клетка, имеющая отросток - аксон (длина может превышать 1 м), по которому посылает нервные импульсы к концевому нервному окончанию - синапсу.
Синаптическое окончание заполнено медиаторами.
 
Медиаторы  (нейромедиаторы) (от лат. mediator — посредник) - это химические вещества, молекулы которых способны реагировать со специфическими рецепторами клеточной мембраны и изменять ее проницаемость для определенных ионов, вызывая возникновение (генерацию) потенциала действия — активного электрического сигнала. Выделяясь под влиянием нервных импульсов, медиаторы участвуют в их передаче с нервного окончания на рабочий орган и с одной нервной клетки на другую.
Интересно, что в процессе развития организма медиаторы возникают значительно раньше нервной системы.
-----------------------------------
Статьи П.К. Анохина
Статья "Синапс"
Статья "Нейрон" + уникальный видеоролик "Формирование нейронных функциональных систем". (8мб)
 ---------------------------------

1.  Вторая часть


Образ (shape, form, image, mode) - форма отражения объекта в сознании человека, формирование в сознании модели воспринимаемого объекта.
 
С первого взгляда кажется, что современное толкование понятия "Форма" (лат. forma) - "прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания" - входит в противоречие с толкованием этого термина Платоном, который употреблял его в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений.

Но ведь если учесть, что Морфогенез - это "формообразование, возникновение новых форм и структур", то вполне можно допустить, что "Форма" как  "внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания" – это проявленная структура системы, а
"Форма" как "«идея», «эйдос», обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом" - это уже взгляд на план и системообразующий фактор.

Ну а как понять "отражения объекта в сознании", да еще "в сознании человека"?
Получается что с "человеком - системой" еще разбираться и разбираться, а оно еще некое "сознание" имеет.

Сознание
- в психологии это совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание», лат. conscientia) того, что Я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание).
Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание).

Да тут просто непаханая целина, перемежающаяся с дебрями!

Псих -  (психо-; греч. psyche душа, дух, сознание) - составная часть сложных слов, означающая «относящийся к психике».

Душа (греч. psyche, лат. anima) - в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи.

Дух - 1) перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов «spiritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни);
2) душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело (метафизика рассматривает вопрос, является ли душа субстанцией?).

Дух имеет свои закономерности для себя
, его вообще нельзя понять. Он автономен, и для него нет границ.
Абсолютный дух
, независимый от какого бы то ни было земного носителя, тождественен с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.

Дух выступает в трех формах бытия
:
Личный дух (дух отдельного индивида),
- личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения.
Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа.

Объективный дух (общий дух)
-
как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов).
То, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого формируется личность.
Объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе, общее духовное достояние (прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме - религия, миф, философия).
В наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического.
Объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным и объективированным духом.
Объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека, с объективированным духом - посредством истории духа.

Объективированный дух (совокупность завершенных творений духа).
- в объективированном духе - в произведениях науки и искусства - мы снова познаем живой дух отдельного индивида, который их создал;
он говорит с нами через эти произведения, поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие.

Употребляемое в настоящее время философское понятие духа противопоставляется понятию "Природа".
Природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом.
«Кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; кто рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен предполагать дух или втайне подразумевать его. Мысль нельзя отделить от того, о чем думаешь, желание - от того, что возбуждает его» (Гёте).

Природа (от греч. physis, от phyein возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci - то же самое) - то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком.
С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле "природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально - бытие вообще: Она есть все" (Гёте).

Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры (или цивилизации).

Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность.
Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления (природу).
Дух, имея свои закономерности, не является противником души, но душа (как понятие жизненной энергии отдельного человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы.
Дух изначально автономен, и для него нет границ.
Душа - в отличие от личного духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа - (от лат. vita жизнь) - жизненная сила, сила жизненной функции).
Душевные переживания связаны с телом; это выражается в том, что они полно могут развиться только тогда, когда находят выражение в теле.
Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью.

Душевное включено в процесс развития органического и может рассматриваться как передаваемое по наследству.
Личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни.
Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические.

1.  Третья часть

Аристотель различал 5 «слоев бытия»
 низший (неорганический слой) - материя (Hyle),
 высший - дух;
 между ними расположены вещи,
 живые существа (органический слой) и
 душа.
  
Низшие слои являются носителями высших.
Например, неорганический слой (материя) является носителем органического слоя (организмы), в котором материя служит базой. Но, так как каждый слой бытия имеет свой собственный комплекс свойств, высшие слои остаются свободными, поскольку по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства (образ всадника и лошади).
Например, слой неорганического сильнее органического (оказывает большее воздействие и является более долговечным), но органическое свободно по отношению к неорганическому благодаря новым свойств м - как функциональная система, организм имеет  свое направление и свою величину (растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу).
  
Может ли взаимодействие компонентов, взятое само по себе, создать что-то системное?
Может ли вообще «взаимодействие компонентов» быть основой какого-то системного процесса на неорганическом уровне?
  
Взаимодействие - процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимная обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
"Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546).
  
Понятие взаимодействия находится в глубокой связи с понятием структуры. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определённый тип целостности.
  
Ответ ясен - взаимодействия на уровне неорганического слоя могут приводить к формированию системы как «упорядоченного взаимодействия множества компонентов».
  
 И чем тогда отличается слой неорганического от органического?
  
 Поскольку организм формируется на основе неорганического слоя (материя),
 он связан с прошлым (материя существует до своего включения в организм),
 а поскольку уже сам организм, функционируя, создает другое бытие, он вступает в будущее.
  
Этим неотъемлемым свойством живого организма ("другим бытием"), является раздражимость - допсихическая форма отражения, выступающая как средство регулирования приспособительного поведения организма.
  
Отражение - это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.
Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации (напр., отпечаток тела на песке), сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (напр., термометр), отражения света, отражения звуковых волн (напр., эхо), химических изменений (напр., цвет лакмусовой бумаги).
  
 Но т.к. отражение - всеобщее свойство материи то, что же отличает органическое от неорганического?


1. 
Четвертая часть

Чем же отличается характер "взаимодействия - отражения" на уровнях неорганического и органического?
  
Неорганический слой представлен химическими элементами и образуемыми ими простыми и сложными веществами (кроме соединений углерода, составляющих, за немногими исключениями, предмет органической химии).
В конечном счёте вещество слагается из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю.
  
Элементарные частицы (в точном значении этого термина) - первичные, далее неразложимые частицы, из которых, по предположению, состоит вся материя.
Понятие "элементарные частицы" сформировалось в тесной связи с установлением дискретного характера (от лат. discretus - разделённый, прерывистый) строения вещества на микроскопическом уровне.
Обнаружение мельчайших носителей свойств вещества - молекул и атомов - и установление того факта, что молекулы построены из атомов, позволило описать все известные вещества как комбинации конечного, хотя и большого, числа структурных составляющих - атомов.
Выявление в дальнейшем наличия составных слагающих атомов - электронов и ядер, установление сложной природы ядер, оказавшихся построенными из двух типов частиц (протонов и нейтронов) дало основание предполагать, что цепочка составных частей материи завершается дискретными бесструктурными образованиями - элементарными частицами.
Такое предположение, вообще говоря, является экстраполяцией* известных фактов и сколько-нибудь строго обосновано быть не может.
Нельзя с уверенностью утверждать, что частицы, элементарные в смысле приведённого определения, существуют.
Протоны и нейтроны, напр., длительное время считавшиеся элементарными частицами, как выяснилось, имеют сложное строение.
Не исключена возможность того, что последовательность структурных составляющих материи принципиально бесконечна. Может оказаться также, что утверждение "состоит из..." на какой-то ступени изучения материи окажется лишённым содержания.
От данного выше определения "элементарности" в этом случае придётся отказаться.
  
* Экстраполяция (extrapolio -  приближённое определение, от лат. extra - сверх, вне и  polio - приглаживаю, выправляю, изменяю) - распространение выводов по одной части явления, на другую его часть.
  
Существование элементарных частиц - это своего рода постулат, и проверка его справедливости - одна из важнейших задач физики.
Постулат
(от лат. postulatum - требование), предложение, в силу каких-либо соображений "принимаемое" без доказательства, но, как правило, с обоснованием, причём именно это обоснование и служит обычно доводом в пользу "принятия" постулата.
Доводом в пользу "принятия" постулата могут быть утверждения, доказать которые нельзя вообще.
Таким образом, понятие - "элементарная частица", по сути, является фиктивным. Наука просто не располагает возможностями определить конечность вещества - ни в сторону микро, ни в сторону макро.

продолжение
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Обсуждение на  ФОРУМЕ

   

Фикция (от лат. fictio - выдумка, вымысел) - в научном мышлении предположение, невероятность, даже невозможность которого осознается, но оно, тем не менее, может сослужить большую службу как временное вспомогательное понятие, которое потом снова исключается из теоретического рассуждения.

Наукой в истинном смысле является наука о мире.
В отличие от опытного знания (эмпирии - от греч. empeiria - опыт), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей.
 
Но Мир – это "вещь"?
 

 


 


Уважаемый читатель!
Вы в самом начале - это первая страница статьи.
Общедоступная часть этой статьи заканчивается (стр. 8.1 - 8.2) следующими словами:
 

 

"Задача этой статьи проста - предоставить общеизвестные теоретические научные данные для тех, кто готов развивать себя - свои способности, свои возможности в восприятиях и управления собственным организмом. Если сказать проще - начать осознавать процессы своей жизни.

Применяемый нами алгоритм обучения прост:
- получил (ощущение),
- зафиксировал (функция внимания),
- воспроизвел (сознательно вызвал ощущение - функция управления),
- осознал.

Текст этой статьи является теоретическим приложением к практическим занятиям учеников Киевского клуба Бронникова.
Наши практические занятия создают условия для "получения", "фиксации", "воспроизведения".
Теоретические занятия Методологического совета создают условия для "осознания".
Если мы действительно хотим развиваться, то одно не возможно без другого.
Поэтому девятая и дальнейшие главы этой статьи будут описывать уже конкретно практические аспекты Метода Бронникова и ряда других практик.
Таким образом, от рассмотрения "общеизвестного" мы переходим к рассмотрению "известному для практиков" - "индивидуальному".

В связи с этим доступ к следующим главам возможен только для участников программы Киевского клуба Бронникова "ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСС 1-й ступени Метода Бронникова" (условия для участия здесь)"

 

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -