клуб бронникова
galactic.org.ua
обучение

Теоретическая база 1-й ступени

Методологический совет Клуба Бронникова
Галактического колледжа
Киев 04.02. - 11.10.2004.
.

1.1 - 1.4

1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Первая глава
Пятая часть
 
В земных условиях вещество проявляется в следующих состояниях: газы, жидкости, твёрдые тела, плазма.
Высказывается предположение, что вещество может существовать также в особом, сверхплотном состоянии (напр., нейтронном состоянии).
В лабораторных условиях созданы формы материи с неизвестными ранее свойствами - конденсат Бозе-Эйнштейна (1995г.) и Фермионный конденсат (последние годы).

Состояние (как исходный момент существования) - это проявление свойств  вещества.
 
Свойство - то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование.
То что отличает предметы друг от друга или делает их похожими.
 
Предмет - это вещь объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое выступает как ограниченное и в себе завершенное.
 
Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) - это то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.
Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т.д.

Вещью
называют отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками.
Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются её свойства, а место и роль данной вещи в определенной системе выражаются через ее отношения с другими вещами.
 
И если помнить, что термин "вещество" имеет фиктивное значение - "элементарная частица, масса покоя которой не равна нулю", то  становится заметным, что классическая физика выводит свои законы из наблюдений не за "сутью вещи", а наблюдает "предмет" (совокупность фиктивных "элементарных частиц").
 
Классическая физика считает, что одной из основных характеристик материи является "Масса" - физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи.
Соответственно, различают массу инертную и массу гравитационную (тяжёлую, тяготеющую).
 
Природа массы - одна из важнейших нерешённых задач современной физики. Принято считать (так вводится фикция), что масса элементарной частицы определяется полями, которые с ней связаны (электромагнитным, ядерным и др.).

Однако количественная теория массы ещё не создана  (Что тогда изучают в школе? Предположения? Фикции?)
Не существует также теории, объясняющей, почему масса элементарных частиц образуют дискретный спектр значений, и тем более позволяющей определить этот спектр.
 
В классической физике вещество и физическое поле абсолютно противопоставлялись друг другу как два вида материи, у первого из которых структура дискретна, а у второго - непрерывна.
Квантовая физика, внедрившая идею двойственной корпускулярно-волновой природы любого микрообъекта, привела к нивелированию этого противопоставления.
Выявление тесной взаимосвязи веществ и поля привело к углублению представлений о структуре материи. На этой основе были строго отграничены категории "вещество" и "материя" - философское значение осталось за категорией "материя", а понятие "вещество" сохранило научный смысл в физике и химии.
 
Первоначально масса рассматривалась как мера количества вещества.
В классической механике Ньютона масса входит в определение "Импульса" (количества движения) тела: импульс mор пропорционален скорости движения тела v, p = mv.
Коэффициент пропорциональности - постоянная для данного тела величина m - и есть масса тела.
Такое определение имеет ясный смысл только для сравнения однородных тел, построенных из одного материала.
 
В классической физике считалось, что масса тела не изменяется ни в каких процессах. Этому соответствовал закон сохранения вещества (массы).
Этот закон утверждал, что в любой хим. реакции сумма масс исходных компонентов равна сумме масс конечных компонентов.
 
Понятие массы приобрело более глубокий смысл в механике специальной теории относительности А. Эйнштейна, рассматривающей движение тел (так "тел" или "частиц"?) с очень большими скоростями - сравнимыми со скоростью света с ~ 315 300 км/сек..
В новой механике - она названа релятивистской механикой - связь между импульсом и скоростью частицы ("частица" чего?) даётся соотношением:

 
При малых скоростях (v << с) это соотношение переходит в Ньютоново соотношение р = mv.
  
Поэтому величину mо называют массой покоя, а массу движущейся частицы m определяют как зависящий от скорости коэффициент пропорциональности между р  и v.
Имея в виду, в частности, эту формулу, говорят, что масса частицы (тела) растёт с увеличением её скорости.
 
Масса покоя mо (масса в системе отсчёта, связанной с частицей) является важнейшей внутренней (о чем это?) характеристикой частицы. Все элементарные частицы обладают строго определёнными значениями mo, присущими данному сорту частиц.
 
Вот отсюда и пошло современное определение "Материя" - элементарная частица, масса покоя которой не равна нулю".
Получается, что не убедившись в существовании "элементарной частицы", но соединив наблюдения за поведением уже "Тела", физика в самом начале исследований пользуется "Фикцией", а через пару шагов начинает воспринимать результаты своего путешествия как "Факт".
 
Факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся),
1) в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат.
2) Знание, достоверность которого доказана.
3) В логике и методологии науки факт - особого рода предложения, фиксирующие эмпирические знание.
 
И здесь пора отметить работу еще одного фундаментального комплекса - " знание" - "отношение".
Термин "Знание" применяется, когда речь идет об определенно известных вещах, и термин "Отношение" - когда утверждение не вполне достоверно.
 
Понятие "Отношение" определяется как - момент взаимосвязи многих видов сущего, взаимоопределяемость этих существований, материальное или смысловое единство.
 
Относительный (релятивный - от лат. relativus относительный) – значит находящийся в отношении, значимый только при определенных отношениях, обусловленный этими отношениями.
Противоположность - абсолютный.
 
Следует отметить, что в релятивистской механике определение массы из уравнения движения (2) не эквивалентно определению массы как коэффициент пропорциональности между импульсом и скоростью частицы, т.к. ускорение перестаёт быть параллельным вызвавшей его силе, и масса получается зависящей от направления скорости частицы.
 
Согласно теории относительности, масса частицы m связана с её энергией Е соотношением :

 
Масса покоя определяет внутреннюю энергию частицы - т.н. энергию покоя Ео = mос2.
Таким образом, с массой всегда связана энергия (и наоборот).
Поэтому не существует по отдельности (как в классической физике) закона сохранения массы и закона сохранения энергии - они слиты в единый закон сохранения полной энергии (т.е. включающей энергию покоя частиц).
 
Приближённое разделение на закон сохранения энергии и закон сохранения массы возможно лишь в классической физике, когда скорости частиц малы (v << с) и не происходят процессы превращения частиц.
 
В релятивистской механике масса не является аддитивной характеристикой тела. Когда две частицы соединяются, образуя одно составное устойчивое состояние (тело? частица), то при этом выделяется избыток энергии (равный энергии связи)  E, который соответствует массе m = E/с2.
Поэтому масса составной частицы меньше суммы масс образующих его частиц на величину Е/с2 (т.н. дефект масс).
Этот эффект проявляется особенно сильно в ядерных реакциях. Напр., масса дейтрона (d) меньше суммы масс протона (р) и нейтрона (n).
Дефект массы, возникающий при образовании составной частицы, отражает органическую связь массы и энергии.
 
Осталось обратить внимание на понятие "Связь" и в направлении к "видению" многих процессов будет сделан существенный шаг.

1.  Шестая часть

=

Экскурс в научную область физики был предпринят с целью показать, что "Минеральный уровень" это не только "вещество" (тело, частица).
Термин "Уровень" - по сути, обозначает "Уровень бытия".

Бытие - это философская категория, обозначающая, прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: «Я есть»). При этом в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием.
Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью.

Реальное бытие
- то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность.
Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо.

Реальность (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - вещественность.
Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.
Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве.

Время - форма существования материи, заключающаяся в координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей.

Явление - философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета.

Фактически ВСЕ исследуемые наукой исходные проявления начинаются с понятия "ВЕЩЬ".
И, доверяя такой науке, мы имеем МИР, состоящий из
Элементарная частица, взаимодействуя с другими элементарными частицами, образует
Атом,  взаимодействуя с другими атомами, образует молекулы -
Вещество, проявляющееся в
Состояниях, которые проявляются в
Свойстве, присущем какому-либо
Предмету, представленному как
Вещь
- это предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.

Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками.
Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются её свойства.
А место и роль данной вещи в определенной системе выражаются через ее отношения с другими вещами.

Но чем отличается "Вещь" от "Элементарной частицы"?
Только тем, что современная наука может разложить "Вещь" на составляющие части, а "Элементарная частица", на данном этапе развития науки, не доступна разложению на части.
Но уже "атом" по сути "вещь"!
Атом обладает и "
относительной независимостью и устойчивостью существования", и "структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками" и имеет "место и роль в определенной системе отношения с другими атомами".
И атом также может быть разложен на "Элементарной частицы".

Таким образом, наука начинается с наблюдения за "Вещью" и опускается к наблюдению за "Элементарной частицей".
И куда бы ни стремилось научное изыскание, оно всегда будет иметь одну основу - РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕЛОГО НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Но "научная деятельность" - не игра на уровне "детский конструктор" - составил и закрепил части, разобрал, собрал части в другой последовательности...
Функцией Науки (греч. episteme, лат. scientia) является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.

Объект (от лат. objectum - предмет) - вещь, предмет.
Действительность - объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений.
Понятие Действительность употребляется также в смысле подлинной реальности.

Здесь уместно вспомнить, что "Реальность" - это "вещественность", что реальность приписывается "всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим", что реальность принадлежит "последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве".
"Вещь" составляет реальность научного миропонимания.

Но функция "Науки" не только в рассматривании "вещи", но и в "выработке и теоретическом схематизировании знания".

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека;
обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

Познание - это усвоение положения вещей, состояний и процессов с целью нахождения истины.

Истина - это правильное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Получается так, что "Наука" - это отражение
"Субъектом", состоящим из "Объектов" (элементарные частицы)
других "Объектов", состоящих из "Объектов" (элементарные частицы).
Если быть максимально точным, то "Наука" - это отражение "Объектом" других "Объектов".
Таким образом, Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает
- вглубь и вширь  в "Объекты",
- в элементы "Объектов" (в свою очередь состоящих из "Объектов"),
- во все более глубоком познании связей между "Объектами",
- всеобщей связи между "Объектами", которую мы называем Миром.

Здесь можно снова вспомнить, что Аристотель различал 5 «слоев» бытия:
низший (неорганический слой) - материя (Hyle),
высший - дух;
между ними расположены вещи,
живые существа (органический слой) и
душа.

И Мир представляется "всеобщей связью между объектами", как  в одном определенном "слое бытия", так и связью "объектов" внутри определенного "слоя бытия" с объектами других "слоев бытия".

 

Здесь мы подходим к границе, после которой простираются два пути.
1. Путь "Фикций".
2. Путь "Фантомов".

1.  Седьмая часть

Наука
, зародившись в древнем мире, представляла собой целостную науку.
Зачатки научного мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален и т.д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира.
В эпоху христианского средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое.
Только в конце средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание».
Эта «новая наука» начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована "закономерность природы".
Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике.
 
Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца.
С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. В результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности - как единого целого.
 
Рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Это в свою очередь отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений - в места по подготовке специалистов.
"Но наметить предметные области - значит дать не простую схему деления на специальные области, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов...
При этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет" (Хайдегтер).
 
Из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к общей для них всех цели наступил «кризис» науки, который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но главным образом кризисом самих ученых.
"Ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу...
...Впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания" (Ясперс).
 
Дополнительно проблема обострялась и ростом объема научной деятельности - с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
Сегодня это уже около 5 лет.
 
Некоторые мыслители (напр., такие, как Фр. Бэкон, Лейбниц, Даламбер, Кант, В. Вундт, Б. Эрдман и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах.
 
Возвращение назад к метафизике наблюдается с начала 20 века.
Человеческая мысль устремлена к простому, единому и целостному.
Действительность, на изучение которой направляют свои усилия многие отдельные науки, - только одна, и к ней, к ее простому и целостному, можно приблизиться лишь с помощью метафизического способа рассмотрения.
 
Математика, физика, биология, а также др. частные науки пытались вторгнуться в область метафизики для того, чтобы вновь обрести общую для всех наук плоскость, в которой можно было бы сделать попытку набросать единую, свободную от противоречий картину мира.
Возник целый ряд метафизик, опирающихся на частные науки.
Для настоящего времени характерно пронизывающее все науки стремление быть справедливыми к притязаниям метафизики, продумать все вопросы до конца и воспринимать данное как целое (а не только в отдельных его аспектах).
В самой метафизике отдавание себя со стороны познающего человека действительному составляет предпосылку всякого исследования истины.
Выполнить свою обширную задачу метафизика пытается путем описания загадочных глубин бытия и его богатого многообразия (при этом она добросовестно принимает во внимание результаты исследований частных наук) и наряду с этим - также не исключительно - путем построения и толкования связи всего сущего.
 
На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять понятие "Целостность" для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т.о., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей.
Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое
 
Часть и Целое, философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных, от лат. integer - полный, цельный, ненарушенный) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости.
Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей.

Структура (от лат. structure строение, порядок, связь) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность.

Понятие "Связь" принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых связей начинается человеческое познание.
В истории познания принцип всеобщей взаимной связи предметов и явлений выступает как один из основных вопросов.
Важный шаг в развитии представления о связи был сделан в 19 в., когда была выявлена специфика связей, присущих различным формам движения материи.
Выявление информационных связей и связей управления (с различением прямых и обратных связей) нашло отражение в развитии кибернетики, физиологии.
 
Информация (от лат. informatio ознакомление, разъяснение) - понятие используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления.
"Информация - это обозначение содержания..." (Норберт Винер)   См. Кибернетика
 
Содержание - это то, что наполняет форму и из чего она осуществляется.
 
Содержание и Форма - философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания.
 
Отношение содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным.
Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
 
Развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела.
Наиболее развитую античную концепцию содержания и формы построил Аристотель, который утверждал, что телесная вещь это оформленная "материя".
При этом, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной "материи" и нематериальной формы, обладающей независимым от "материи" существованием и восходящей к "форме форм".
 
С этого момента начинается кардинальное разделение научного сообщества, так как областью ответов на вопрос "почему" (цель) наука сама определяет свои горизонты.
Но дело в том, что "Связь" - это взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени.
А если взаимообусловленность существования "объектов" реальна и очевидна для всех (это общая реальность), то для понимания временных параметров уже требуется не просто действие органов восприятия, но и нечто большее.
Тем более что принятие "целевого"  аспекта бытия требует от исследователя отношения к "данному моменту" как к "промежуточному причинному средству" и влечет глубинный пересмотр отношения ко всему происходящему.
Но это в том случае если исследователь ставит вопрос не только о "цели" своего исследования, а и о причине (цели) изучаемого явления.
Здесь уместно повторить, что Наукой в истинном смысле является наука о мире.
Под миром понимают "все сущее, которое может находиться в мире".
Так же стоит вспомнить, что Природа (от греч. physis, от phyein возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci - то же самое).
Таким образом, наука, не ставящая вопрос "как возникло" и "почему", наукой не является. Видимо именно здесь происходит подмена понятия «наука» понятием «естествознание» и достаточностью познания мира с точки зрения "его состава, строения".

Концепция Аристотеля о Слоях бытия допускает, что "форма", представляя определенный "слой бытия", может иметь причину своего образования в любом другом слое.
И в таком Мире основным предметом науки становится не "вещь" - "форма", а "формообразующий фактор" - "содержание".
Но изучать такой Мир -
это значит отойти от фикции "Элементарная частица" и перейти к фантомам "Информация", "Содержание", "Энергия", "Поле", "Сознание" и т.д.
 
И здесь встал вопрос: "Если "материалом" для образования "формы" является "частица" то, что может является "материалом" для существования "связи"?

1.  Восьмая часть

Слово "Физика" происходит от греч. physis - природа.
Первоначально, в эпоху античной культуры наука не была расчленённой и охватывала всю совокупность знаний о природных явлениях.
 
В период расцвета греко-римского мира (6 в. до н.э. - 2 в. н.э.) зародились идеи об атомном строении вещества (Демокрит, Эпикур, Лукреций), была разработана геоцентрическая система мира (Птолемей), установлены простейшие законы статики (правило рычага), открыты закон прямолинейного распространения и закон отражения света, сформулированы начала гидростатики (закон Архимеда), наблюдались простейшие проявления электричества и магнетизма.
 Итог приобретённых знаний в 4 в. до н.э. был подведён Аристотелем.

В своей антологии о "первых родах сущего" ("Meta ta physika" - Метафизика -  то, что "за физическим") Аристотель дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Слово "мета" в древнегреческом языке означает "выше" или "над", или "на другом логическом уровне" или "за" уровнем.
Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо.
Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся.
Для Аристотеля именно "Общее" составляет предмет науки и, признавая значение опыта, он не считал его главным критерием достоверности знания и отдает первенство сверхчувственной реальности (тому, что лежит «позади» природы, но само по себе является первым).
Науку, изложенную в антологии, Аристотель называл то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью".

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:
сущность и суть бытия, в силу к-рой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина);
материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина);
движущая причина, начало движения; целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется.
 
По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство "материи" и "формы", причём "форма" - присущий самому веществу "вид", принимаемый им.
Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как "материя" и как "форма".
Медь есть "материя" по отношению к шару ("форме"), который из меди отливается.
Но та же медь есть "форма" по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди.
Вся реальность оказывалась, т.о., последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи".
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам.
В физике Аристотеля атомная гипотеза отсутствует.

Источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - Бога.
Бог Аристотеля - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.
Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность, и различал 4 рода движения:
качественное, или изменение;
количественное - увеличение и уменьшение;
перемещение - пространственное движение;
возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля - его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов.
По Аристотелю, материей жизни является тело, формой - душа, которую он назвал "энтелехией" (от греч. entelecheia завершение, осуществленность).
По Аристотелю, энтелехия есть форма, которая осуществляется в веществе; активное целесообразное начало, которое превращает сначала возможность в "действительность", а последняя приводит существование возможности к завершению.
Энтелехия как актуальная деятельность называется Аристотелем также и энергией.
Энтелехией тела, которая осуществляется в формировании, изменениях и деятельности тела, является, согласно Аристотелю, душа.
Рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы, Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению души.
Он наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами.
Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: питательную (растительную), чувствующую (животную - со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную.

В своей теории познания Аристотель утверждал, что высшие принципы научного знания  (наука как изучение "общего") недоказуемы и познаются непосредственно интуицией.

Интуиция (от лат. intuitus взгляд, вид) означает рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения.
Понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте).
 
В истории науки понятие интуиции включало разное содержание.
Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
 
Диалектика (греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, от dialegomai - веду беседу, спор), учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
Диалектика - это учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.
 
Повторим определение понятия "отражение" из третьей части этой статьи.
Отражение - это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.
Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, к-рое выступает в виде простой механической деформации (напр., отпечаток тела на песке), сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (напр., термометр), отражения света, отражения звуковых волн (напр., эхо), химических изменений (напр., цвет лакмусовой бумаги).
 
Здесь видно что "отражение" касается "Мира предметов".
И получается, что есть две физики.
 
Первая физика имеет своей целью это постижение "сверхчувственной реальности (тому, что лежит «позади» природы, но само по себе является первым)" и за ней закрепился термин "Метафизика".
 
Вторая физика - экспериментальная наука: её законы базируются на фактах, установленных опытным путём (физика "предметов").
Эта физика изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Эти законы представляют собой количественные соотношения и формулируются на математическом языке.
За этой наукой и закрепилось название "Физика".

Первая физика включает:
учение о самом сущем (онтология - учение о бытии),
сущности мира (космология),
о человеке (энтелехия) и
о существовании и сущности Бога (теология).
 
Предметом ее изучения, в частности, служат:
бытие (реальное и идеальное),
ничто (отсутствие, небытие чего-либо),
свобода (условие самоопределения),
бессмертие (существование личности или души после смерти),
Бог ("перводвигатель" мира, высшая цель),
жизнь (то, чем мир организмов отличается от всей остальной действительности),
сила (dynamis – динамика, потенция),
материя (относительное положение "материи" и "формы"),
истина (соответствие фактическому положению сущего, которое называется «истинным»),
душа (энтелехия),
становление (переход от одной определенности бытия к другой),
дух (мировой),
природа (всё сущее, весь мир в многообразии его форм).
 
Познание этих проблем определяет духовный облик человека и составляет тем самым, говоря словами Канта, «неистребимую потребность» человека.

Вторая физика включает:
физику элементарных частиц,
физику ядра,
физику атомов и молекул,
физику газов и жидкостей,
физику твёрдого тела,
физику плазмы.
 
Предметом ее изучения, в частности, служат:
механическое движение (материальных точек и твёрдых тел, сплошных сред (включая акустику)),
тепловые процессы (термодинамика),
электромагнитные явления (электродинамика (включая оптику)),
гравитационные (сильные, слабые) взаимодействия (теорию тяготения, квантовая механика и квантовая теория поля).
 
Эта физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений.
 
Повторим определение понятия "наука" из четвертой части этой статьи.
Наукой в истинном смысле является наука о мире.
В отличие от опытного знания (эмпирии - от греч. empeiria - опыт), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей.
 
По сути, единая природа - physis (Физика) имеет две научные лаборатории:
в первой базовым инструментом используется "Фантом" - относительность "материи" и "формы";
во второй базовым инструментом используется "Фикция" - элементарная частица, масса.
В первой основу исследований составляет "Мир как ЦЕЛОЕ" (система),
во второй основу исследований составляет "Мир как ЧАСТЬ" (элемент).
В первой главным звеном исследований является живой организм,
во второй главным звеном исследований является неодушевленный предмет.
 
 
Повторим определение понятия "фикция" из четвертой части этой статьи.
Фикция (от лат. fictio - выдумка, вымысел) - в научном мышлении предположение, невероятность, даже невозможность которого осознается, но оно, тем не менее, может сослужить большую службу как временное вспомогательное понятие, которое потом снова исключается из теоретического рассуждения.
 
Фантом (франц. fantome, от греч. phantasma - видение, призрак),
1) причудливое явление, призрак, привидение.
2) Модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием.
 
Фантомный образ - иллюзорное ощущение.
 
По сути, Фантомом называется то явление, которое не фиксируется современной физикой, но может быть воспринято и переживаться человеком.
Мысль, Сон, Любовь, Информация - это фантомы.
Современной физикой эти явления не фиксируются, но ведь они СУЩЕСТВУЮТ!
 
Современный физик может не признавать их существование и будет прав, так как понятие "Существование" обычно употребляется для обозначения внешнего бытия вещи.
Но то, что "Мысль", "Сон", "Любовь", "Информация" - это "НЕ ВЕЩЬ", знают все.
 
И если не "вещь" то что?
-----------------------

Схема
(греч. schema - наружный вид) - фигура; форма, набросок, образец, обобщенный образ.
Схема - метод, необходимый для того, чтобы сделать наглядным абстрактное понятие при помощи замещающих его наглядных представлений.
Схема нужна для того чтобы связать описываемое при помощи понятий всеобщее с заключенным в содержании понятия особенным.
Схема может послужить одновременно динамической и систематически упорядочивающей причины в мышлении.
-------------------------

1.  Девятая часть
 
Вопрос отношения Части и Целого, поставленный еще в античности, рассматривался во всех значительных философских учениях.
 
Идеалистические учения (Платон, средневековая схоластика, отчасти Г. Лейбниц) делали упор на несводимость целого к сумме частей. Они рассматривали в качестве подлинно целостных лишь продукты духовной деятельности ("идеализм" от греч. idea - идея как метафизическая сущность вещи), а материальные образования трактовали как механически целые, мёртвые агрегаты.
 
Материалистические (лат. materia – вещество, элементарная частица) концепции (Ф. Бэкон, T. Гоббс, Дж. Локк, франц. материалисты 18 в.) были связаны, как правило, с механистическим, суммарным пониманием целого, заимствованным из механики (а позднее - из классической физики).

Классическое естествознание стремилось познать целое лишь с точки зрения его состава, строения.
Провозглашая свой интерес к изучению взаимосвязи структур, естествознание фактически изучает различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, а основные формы всякого бытия – пространство и время так и не получили законченного теоретического обоснования.
 
Немецкая классическая философия (Ф. Шеллинг, Г. Гегель) ввела различение неорганичного и органичного (саморазвивающегося) целого; однако органичное целое связывалось лишь с развитием духа, а не материи (частиц).
В 19-20 вв. подобное толкование отношения Части и Целого развивалось в различных идеалистических концепциях (неовитализм, холизм, интуитивизм и др.).
 
Разрыв и противопоставление этих двух сторон (механическая сумма частей - на одном полюсе; духовное, мистическое целое - на другом) приводит к антиномиям (от греч. antinomia противоречие в законе), главные из которых таковы:
1. Положение - целое есть сумма частей. Противоположение - целое больше суммы частей.
2. Части предшествуют целому. Целое предшествует частям.
3. Целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его.
4. Целое познаётся через знание частей. Части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.
 
Современная наука, обобщая данные теоретических концепций и дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам (концепция интегративных уровней в теоретической биологии, исследования в генетике, экологии, физиологии, психологии, лингвистике и т.п.), не только теоретически, но и на экспериментальном материале показала, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей.
Раскрыта недостаточность материалистически-механистической концепции для решения проблемы формулы "целое больше суммы частей", поскольку она неявно исходит из предположения об аддитивности (от лат. additivus - прибавляемый, не образующие целостности суммарности) свойств целого: целостность выступает здесь как некий остаток от вычитания суммы частей из целого.
 
Решение проблемы состоит в том, что целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определённой системе связей. Эта особенность любого целостного образования, которую можно назвать свойством интегративности, позволяет понять и все остальные специфические черты целого.
К этим чертам относятся:
- возникновение нового в процессе развития;
- появление новых типов целостности;
- возникновение новых структурных уровней и их иерархичная соподчинённость;
- разделение целостных систем на неорганические и органические, основанное на том, что в неорганической системе (атом, молекула и т.п.) свойства частей хотя и отражают природу целого, но всё же определяются главным образом внутренней природой частей, тогда как в органической системе (какой являются, напр., биол. и социальные объекты) свойства частей целиком определяются свойствами целого.
 
Интеграция (от лат. integer - полный, цельный, ненарушенный) -
1) процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность;
2) объединение, соединение, восстановление единства;
3) в философии Спенсера означает превращение распыленного, незаметного состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения, в то время как дезинтеграция - превращение концентрированного в состояние распыленности, связанное с ускорением движения.
Спенсер многократно использует слово «интеграция» как равнозначащее агрегации (от лат. aggrego - присоединяю). Развитие Солнечной системы, планеты, организма, нации состоит, по Спенсеру, в чередовании интеграции и дезинтеграции.

Ново... - первая часть сложных слов со значением:
 1) новый, впервые появившийся;
 2) относящийся к новым местам, к новому месту;
 3) противоположный древнему, следующий за ним;
 4) сверх, очень (напр. Новомодный);
 5) только что начинающий, только что появляющийся, рождающийся.

Понятие «НОВОЕ» является базовым для дальнейшего изложения.

1.1 - 1.4

1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Обсуждение на  ФОРУМЕ

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -