клуб бронникова
galactic.org.ua
обучение

Теоретическая база 1-й ступени

Методологический совет Клуба Бронникова
Галактического колледжа
Киев 04.02. - 11.10.2004.
.

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.2 - 7.4

8.1 - 8.2

Седьмая глава
Третья часть

Психика
(греч. psychē душа, дух, сознание; душевные свойства, душевное состояние; psychikos относящийся к душе, к душевным свойствам; синоним - психическая деятельность) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психология
- (греч. psyche душа, дух, сознание и logos наука), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Психея (Yuch) - представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки; то ее преследовал Эрот, то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь.
Апулей в своих “Метаморфозах” сделал Психею и Эрота героями народной сказки.
В сказке говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых краше всех была младшая - Психея. Слава о ее красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Олимпийскую Венеру. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота (Купидона), она показала ему красавицу и велела ему вселить в нее любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей.
Между тем Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал ее руки. В горе обратился ее отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привел Психею в указанное место и оставил ее одну.
Вдруг дуновение ветра перенесло ее в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она сделалась женой какого-то таинственного незримого существа.

-
 

 
Эрот и Психея.
Римская мраморная копия с греческого оригинала 1-ой пол. 2 в до н.э. Капитолийские музеи. Рим.
 

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об ее благополучии, решили извести ее и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест ее с ее плодом (Психея была уже беременна), и убедили ее, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.
Доверчивая Психея послушалась, и, зажегши светильник, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Купидоном; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорбленный вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от нее, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного.

Долго ходила Психея по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Венерой, которая долго искала случая отомстить Психеи и послала уже разыскивать ее Меркурия.
В это время больной от обжога Эрот лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Венеры, которая, ища ей смерти, придумывала разные неисполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотого руна с бешенных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Прозерпины ящик с чудесными притираниями.
Благодаря чужой помощи, Психея сделала все, что велела ей Венера, пока, наконец, не выздоровел Купидон. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с помощью его добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов.
Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утес, прыгнув с него в расчете, что Зефир унесет их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилось Наслаждение (Voluptas).

Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души.
В 17 - 18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике.
Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
В 19 в.возникает психомеханика - вульгарно-материалистические представления, согласно которым психическая деятельность, сознание человека сводятся непосредственно к физическим процессам.
В середине 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология.
В 1870 - 1880-х гг. психология складывается как самостоятельная область научного знания, отличная от философии и физиологии.

Согласно данным современной психологии, основными компонентами психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животного и деятельности человека.
Потребности порождают цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека на удовлетворение соответствующих нужд.
В целом различные психические компоненты поведения образуют своего рода структуру, придающую ему устойчивость. У человека эта структура выступает в виде психического склада личности (ее способностей, характера, темперамента, ценностных ориентаций и т.п.), который определяет своеобразие конкретных психических проявлений. Несмотря на то, что особенностями основных психических процессов (ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств) являются их внутренний характер, недоступность непосредственному объективному наблюдению, существует возможность их постижения как реальности, независимой от субъективного самоотчета о них, обусловленная возникновением и развитием этих процессов в объективной системе отношений с другими людьми.

Важнейшая цель психологии - изучение психики человека и ее высшей формы - сознания.
Человек в процессе деятельности предвидит ее результаты. Это предвидение имеет форму образа или цели, которые направляют действия человека. В сознании человека благодаря его общению с другими людьми представлены также их интересы и устремления. Совокупность психических процессов, не представленных в сознании относится к сфере бессознательного.

Деятельность (activity) - проявление активного сознательного отношения к чему-либо.
Включает в себя цель, средства, условия, результат и сам процесс деятельности.
Единицей деятельности является действие.
Способы осуществления действий - операции.
Выделяют различные формы деятельности: духовную, психическую, физическую, продуктивную (творческую), репродуктивную и др.

Цель - осознаваемая или неосознаваемая идеальная модель результата поведения и его конкретная потенциальная или актуальная причина.
1.Конечная причина бытия, то, ради чего нечто существует - causa finalis (Аристотель, 4 в. до н. э.).
2.То, к чему стремятся, чего хотят достичь. Намерение, замысел.
3.Один из атрибутов поведения живых систем. Цель в физиологии - нереализованная часть программы функциональной системы (например, наличие мотивации), в соответствии с которой организм мобилизует комплекс реакций, направленных на достижение полезного результата (по П.К. Анохину).
Идеальное предвосхищение результата действий (управления).

Идеал (фр. ideal - относящийся к идее), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Идея
(греч. idea),
1) первоначально в древнегреческой философии “то, что видно”, “видимое”, затем “видимая сущность”, прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие.
По Канту, идеи — понятия разума, которым может не быть соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, Бог).
2) Мысль, представление.
3) Намерение, план.

Бытие
, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно (существовать, обретаться, находиться где-то, присутствовать).
Не сводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

Идеализация
, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, “точка”, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”).
Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.

Подведем предварительный итог выше сказанному.

Бытие

Идея

  Психика  
(субъект)

Действительность

Субъект (от латинского subjectus - находящийся в основе) - активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
Учение психологии о субъективной душевной жизни очень запутано. Главная причина этого заключается в том, что психологи не проводят должного разграничения между природою субъекта и его самопознанием.

Природа субъекта открывается из рассмотрения общего характера душевной жизни, как жизни сознания.
Жизнь сознания, взятая в целом, имеет три специфических особенности.

1) Наше ясное сознание узко: в один момент времени мы можем созерцать только один предмет.
Это не значит, что предмет созерцания должен быть прост или что впечатления не могут доходить до сознания иначе, как только по одному зараз. Мы можем сразу сознавать несколько впечатлений: для этого нужно только, чтобы различные впечатления были объединены в каком-либо отношении и представляли собой один предмет созерцания. Наши созерцания исходят из единого начала, которое, как единое, в один момент времени может иметь дело только с одним предметом.
Но что это за начало? Нужно ли считать его простым явлением, которое сменяется с каждым новым предметом созерцания? Или нужно видеть в нем реальную основу всей душевной жизни? Ответом на этот вопрос служит другая особенность нашего сознания.

2) Жизнь нашего сознания течет без скачков и перерывов. В ней нет ни одного явления, которое возникало бы ex abrupto или стояло бы особняком. Новые явления развиваются на почве предшествующих и как бы подводят им итог; новые впечатления сознаются всегда в связи с наличным предметом созерцания и им определяются. Поэтому созерцаемые нами в предметах качества и количества всегда бывают относительные, а самые предметы созерцания, последовательно проходящие пред нами, образуют собой одно непрерывное целое, как бы один объект. Этот объект, однажды поставленный нами в созерцании, не снимается никогда: он принимает только различные формы, постепенно делаясь из неопределенного и простого все более раздельным и сложным.
Созерцание его не прекращается, нужно думать, и во время сна. Этим объясняется, почему пробуждение служит не началом новой жизни сознания, а естественным продолжением прежней. Но если все предметы созерцания, с которыми мы имеем дело в течение своей жизни, образуют собой одно непрерывное целое, то и все акты созерцания от начала до конца нашей жизни служат проявлением единого начала, лежащего в основе всей душевной жизни.

3) Последнюю особенность сознания составляет его произвольность. Чем больше человек развивается, тем сложные делаются предметы его созерцания, тем больше подробностей он может сразу обнять своим сознанием. Но, вследствие узости сознания, количество одновременно созерцаемых подробностей обратно пропорционально степени ясности их сознания.
Вследствие этого параллельно с развитием человека должно было бы происходить, по-видимому, постепенное потемнение сознания. В действительности, однако, этого не бывает. Чтобы лучше рассмотреть какой-либо предмет, человек по произволу сужает сферу своего созерцания. Такое сужение известно под названием - внимание.
Не всякое внимание сопровождается сознательным усилием воли. На этом основании принято говорить о непроизвольном внимании, в отличие от произвольного. Если, однако, присмотреться к условиям так называемого непроизвольного внимания, то его произвольный характер сделается ясным.
Непроизвольное внимание привлекается предметами, которые:
а) отвечают преобладающим в нас интересам,
б) имеют связь с волнующими нас чувствованиями или
в) легче всего могут быть усвоены. Последнее бывает, когда предметы, подлежащие усвоению, уже знакомы или когда их действие сильно или продолжительно. Все эти условия однородны: интересы и чувствования указывают на запросы воли; к естественным потребностям воли относится и легкость изучения.
Воля и ее запросы составляют, следовательно, последнюю основу не только произвольного, но и непроизвольного внимания.
Но от внимания зависит направление нашей сознательной жизни. Следовательно, наша сознательная жизнь определяется в своем течении не внешними факторами, которые ее возбуждают, а нашими внутренними потребностями, запросами и целями. И значит, реальная основа или субъект душевной жизни есть начало самопроизвольное, развивающее деятельность для удовлетворения своих потребностей.

-

Познание свое мы начинаем не с себя самих, а с внешнего мира, с окружающих тел. Поэтому и свои душевные процессы первоначально мы познаем не в чистом виде, а в связи с телесными явлениями.
Имеются наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. Сам этот внешний мир находится к наблюдающему субъекту в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. На основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир.
Наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении.

Отношение научного мира к вопросу о соотношении между физическими и психическими процессами в организме можно ориентировочно разделить на два крайних направления.
Для научного материализма, опирающегося на результаты нейрофизиологических исследований, характерна редукция психического к физическому. Ученые, стоящие на данных позициях, а таких, по-видимому, большинство, считают, что все психические процессы являются производными физических процессов, происходящих в нервной системе.
Представители противоположного направления не ограничивают своих взглядов узкими рамками материализма, но и не исключают того, что нервная система с ее физическими процессами является лишь исполнительным механизмом еще не познанных наукой процессов более высокого уровня иерархии сущего.

7.
Четвертая часть


Действительность
- в метафизическом смысле бытие того сущего, к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. В нем. языке термин «действительность» (Wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен Мейстером Экхартом. В нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. - с реальностью. В нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности - тем, что в ней содержится также и возможное.

В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность».
Если же  подчеркивается противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование».

Современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность.

Макрокосмическая действительность
равнозначна физической действительности (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики.
Но макрокосмическая действительность обнаруживает свое наличие и свои свойства только через раздражители.
Следовательно, физика имеет дело не с самой физической действительностью, а только с ее проявлениями (видимостью).
Таким образом, о существовании физической действительности мы узнаем через:
во-первых, Явление - это то или иное обнаружение предмета, проявление внешней формы его существования;
во-вторых, Видимость (от лат. visio - созерцание) - отражение, образ, кажимость;
в-третьих, Созерцание - это прежде всего внутренний процесс образования форм. Это и непосредственно зрительное восприятие предметов, и вообще весь мир непосредственных восприятий.

Микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно.
Собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле.
Переживаться
может только внутренний мир
и только в внутреннем созерцании существует видимость всего данного, которое, в свою очередь, принадлежит к сфере макрокосмоса.

Но нельзя "встречающееся" ставить наряду с внешним миром.
С одной стороны, чувства, настроения, симпатии, голод и жажду нельзя представить иначе, как приходящими извне (чувство «лишает меня обладания, одолевает меня»). С другой стороны, внутренний опыт может быть неидентичным с объективной действительностью.
И хотя в психологии внутренний мир и внешний мир не различаются, но различают созерцательную видимость (образ отражения, иллюзия и т.п.) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо действительно существующего.

Также нельзя живо представляемое ставить наряду с внутренним миром.
Представления и мысленные объекты, которые формируются во внутреннем мире, противостоят человеку, хотя и особенным образом, как вещи от него независимые, и могут быть отнесены им к объектам его размышлений.

Припоминаемое образует действительность в третьем смысле. Она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное Я. Подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся.
Действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (интенция - от лат. intentio намерение, стремление).
Как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке Я может указывать также и на действительность в первом смысле.

Соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле (Внешний мир - Психофизический уровень). Существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений.
Например, различие между "нечто" и "ничто" (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т.д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным (стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым»).

Действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам.
Кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств.

Здесь уместно подвести промежуточный итог сказанному в предыдущих главах.
Первое - имеется два типа реальности: существование сознания конкретного человека и реальность существования всего остального, последняя реальность не абсолютна, а только относительна.
Второе - тело человека функционирует как механизм и подчиняется всем законам природы.
Третье - самоорганизация живого организма обеспечивается управляемыми процессами.
Четвертое - управление в системах организма осуществляется автоматически.
Пятое - структура автоматического управления должна иметь виртуальные конструкции команд управления.
Шестое
- виртуальные конструкции команд управления формируются на основе поступающей информации о действительности.
Седьмое - управление организмом может быть сознательным, не автоматическим.

Тело человека функционирует как механизм и подчиняется всем законам природы.  Но непосредственный опыт человека утверждает, что - "Я управляю действиями моего тела и могу предсказать результат своего управления".
Единственный возможный вывод из этих двух утверждений может быть следующий: «я», т.е. любое индивидуальное создание, это нечто, способное управлять движениями атомов в соответствии с законами природы.


Как сделать первый шаг в этом направлении?
Зная свои системы обеспечения поступления информации о действительности,
Вы можем контролировать управление своим организмом, свое бытие, свою жизнь.
Следовательно, начинать надо с сознательного изучения своих чувств.
Тем более, что кроме Вас это ни кому не дано.
Ведь это Ваш внутренний Мир.

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12 2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2

8.1 - 8.2

 Обсуждение на  ФОРУМЕ

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -



advanced training course
atraining.ru