Б

- СЛОВАРЬ - ГЛАВНАЯ - КАРТА - ЭТНОКЛУБ - ВЕРОВАНИЯ - ЦИГУН - ПРЕССА - ГОСТЕВАЯ - КЛУБ БРОННИКОВА - АДВОКАТ КЛУБ - ССЫЛКИ -

 
 
     
   


БУДДА

(санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет),
1) В буддизме — существо, достигшее состояние высшего совершенства.
2) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.) после обретения им особого духовного опыта (дара). Одно из его имен  — Шакьямуни, «отшельник из шакьев»)
Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой — 483 (+ 3) до н. э. и короткой — 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.
Жизнь
Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, буквально — Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на пали Суддходана, буквально — Имеющий рис), мать — Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали — Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и сать отшельником под своим родовым именем Гаутама (на пали Готама, буквально — Лучший из пастухов; так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи) *.
Просветление
В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению)*; стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша)* от цепи перерождений (сансара)*, что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение)*. Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар).
Проповедь
Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на пали дхамма, тибет. chos)*. Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей — это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды —одно из начал, объединяющих буддизм.
Учение о будде
Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина будды, согласно которой будды — это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь)*. Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону.
В писаниях Великой колесницы (махаяна)* доктрина будды получила значительное развитие. Здесь будда — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время будда — это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя)* Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной.
Писания Алмазной колесницы (ваджраяны)* дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-будде)* — мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).

БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.
Основателем считается Будды Шакьямуни ( до обретения им особого духовного опыта Сиддхартха Гаутама) проповедовавший в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.
Основные направления: хинаяна и махаяна.
Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др.
В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма).

В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»:
существуют страдание,
его причина,
состояние освобождения и
 путь к нему.

Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.

Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.
В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России.
Согласно этому правилу,
1) Есть Будда —просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.
2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной,определяющее все процессы, происходящие в мире, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту). Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали — Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на пали — Сутта-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака, на пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.
3) Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.
САНГХА - единое сообщество монахов-буддистов, живущих в разных странах («сангха четырех сторон света»).

Направления в буддизме и особенности их учений
Многочисленные формы современного буддизма можно разделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, поведенческими и др. особенностями — хинаяну, махаяну и ваджраяну.
(1) Хинаяна (Малая колесница)
 Буддийский идеал «освобождения» принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, — идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.
Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады — исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений, Срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирских желаний (ради этого священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д.), другая — в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман)* и отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом)*. Будда советовал избегать обеих крайностей, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни, способствующего «истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби», является непривязанность, отрицание собственного Я (анатман)* и, следовательно, Моего.
Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице —
учение о «четырех благородных истинах»:
1) существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха);
2) причина страдания — жажда чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения;
3) страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается;
4) Восьмеричный путь (он же Срединный), включающий в качестве ступеней созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.
Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) выступают как объекты углубленных раздумий и медитаций*, которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании.
Состояние абсолютного покоя, нирваны — конечная цель религиозного пути, предполагающего, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи (в Малой колеснице только они считались членами сангхи, общины).

Будда учил, что в мире нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ, вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы* как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее благоприятна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.

В отличие от других религий Индии, буддизм отрицал существование вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Согласно школам хинаяны, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе индивида, ибо над законом кармы не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: «Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить» (Дхаммапада, 165). Кармическая причинность раскрывается в учении о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), характеризующем прошлую, настоящую и будущую жизни индивида.
Среди крупнейших представителей хинаяны — мыслители 5 в. Буддхагхоша и Васубандху.
(2) Махаяна (Великая колесница)
Самые ранние тексты махаяны — сутры Совершенствования мудрости (Праджня-парамиты, 1 в. до н. э. — 1 в. н. э.; уже со второй половины 2 в. переводились на китайский язык). Согласно легенде, их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми, и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна(историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные комментарии. То же произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв. Тексты махаяны записывались на санскрите; со 2 по 11 вв. они активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку; с 8 в. переводились на тибетский язык и в 14 в. были упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны не совпадают и включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны, поскольку махаяна признает бесконечное многообразие путей и способов освобождения.
В центре доктрины махаяны — учение о небесных и земных бодхисаттвах.
Первые — это существа, уже обретшие Просветление (бодхи), но давшие обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны.
Земные бодхисаттвы — это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне — 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется, в частности, свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство «пустотности» (шуньята).
Эта великая Пустота (шунья)*, которую можно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное, начиная с сансары и нирваны, является
Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Избавление от Иллюзии — это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды. Дхарма-кайя — Тело Закона, которое есть Будда и Пустота.
Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны.
(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)
Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных (огромное значение здесь придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики. В своем учении ваджраяна почти идентична махаяне, однако считает возможным обрести Просветление именно в этой жизни; разработала многоуровневую систему йоги.
Существуют
три внешние системы тантризма:
1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи,
2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума,
3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума,
и
три внутренние системы тантризма:
1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела,
2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты,
3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.
Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии.
Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.

Космология
Уже самые ранние палийские тексты представляли мироздание постоянно меняющимся циклическим процессом. В каждом цикле (кальпа) выделяются четыре последовательные временные стадии (юга): созидание мира, его становление, убыль и распад (пралая), длящиеся многие тысячи земных лет, а затем повторяющиеся в очередном цикле. Вселенная описывается в виде вертикали 32-х миров, или уровней сознания пребывающих на них существ: от тварей ада (нарака) до неких недоступных нирванических обитаний просветленных умов в нирване. Все 32 уровня существования сознания подразделяются на три сферы (дхату или авачара).
Нижняя сфера страстей (кама-дхату) состоит из 10 уровней (в некоторых школах — 11): ад, животный уровень, преты (голодные духи), человеческий уровень, а также 6 видов божественного. Каждый из них имеет свои подуровни, напр., на уровне ада как минимум 8 холодных и 8 горячих адов; классификации человеческого уровня сознания строятся на возможности изучать и практиковать Закон Будды.
Средняя сфера — сфера форм и цветов (рупа-дхату), представлена 18 небесными мирами, населенными богами, святыми, бодхисаттвами и даже буддами. Эти небеса являются объектами медитации (дхьяна), во время которой адепты могут духовно посещать их и получать наставления от их обитателей.
Верхняя — сфера — вне форм и цветов (арупа-дхату), состоит из 4 нирванических «пребываний сознания», доступных тем, кто обрел Просветление и может обитать в бесконечном пространстве, в бесконечном сознании, в абсолютном ничто и в состоянии вне сознания и вне его отсутствия. Эти четыре уровня являются и четырьмя видами наивысшей медитации, которые Будда Шакьямуни освоил в состоянии Просветления.
Циклы космических катаклизмов охватывают лишь 16 нижних миров (10 из сферы страстей и 6 из рупа-дхату). Каждый из них в период гибели распадается вплоть до хаоса первостихий (земли, воды, ветра, огня), в то время как обитатели этих миров с присущим им уровнем сознания и кармы в виде «самоблестящих и самодвижущихся» мельчайших «светлячков» переселяются на небо света Абхасвара. (17-й мир, не подвержен вселенскому распаду) и пребывают там вплоть до восстановления космических и земных условий, годящихся для возвращения на их уровень. При возвращении они проходят долгую биологическую и социально-историческую эволюцию, прежде чем станут такими, какими были до переселения на Абхасвару. Движущей причиной этих изменений (как и всего космического цикла) является совокупная карма существ.
В буддизме, особенно в махаяне, развивается традиция опровержения идеи Бога-творца (ниришвара-вада) логическими средствами; сама эта идея считается допустимой лишь на обыденном уровне сознания. Буддисты приняли и «расселили» на нижних небесах своей вселенной всех богов индуизма, а также и других религий, в частности, в 20 в. — христианства: Иисуса Христа назвали великим небесным бодхисаттвой, воплощавшимся на земле. Некоторые национальные школы буддизма отождествляют высших будд поздней махаяны и ваджраяны с главными местными богами. Напр., в японской школе сингон будда Вайрочана отождествлен с главной богиней-прародительницей синтоизма Аматэрасу. Тем самым сохраняются обе культовые системы и устраняется раздор между религиозными общинами.
Буддийские представления о земном мире (горизонтальная космология 6 нижних уровней сферы страстей) весьма мифологичны. В центре земли возвышается огромная четырехгранная гора Меру (Сумеру), окруженная океанами, горными цепями с четырьмя материками (по сторонам света) и островами за ними. Южный материк — это Джамбудвипа, или Индостан, с прилегающими землями, известными древним индийцам. Ниже поверхности океанов располагались 7 подземно-подводных миров, самый нижний из которых — ад. Выше поверхности, на горе Меру живут божества, на ее вершине — небесные дворцы 33-х ведических богов во главе с Индрой.
Длительность жизни на каждом уровне вселенной различна: самая короткая жизнь у людей и животных, а выше и ниже она удлиняется, время как бы замедляет свой бег. Например, 50 человеческих лет — это одни сутки богов сферы страстей, голодные же духи (преты) живут 500 земных лет.


БОДХИ, духовное пробуждение (санскр. и пали)
Просветление
В буддизме основная религиозная цель, достижение которой знаменует не только обретение сверхзнания, сверхъестественных способностей (таких, как ясновидение, яснослышание и т. д.), но и является предпосылкой конечного освобождения в нирване (для будд и архатов в раннем буддизме, а также в тхераваде). В буддийских текстах различаются, по меньшей мере, три вида бодхи:
1) шравака-бодхи — Просветление архата (монаха высшей степени святости), идеал тхеравады;
2) пратьека-бодхи — Просветление будд-одиночек, нашедших собственный путь освобождения и не обучающих ему другие существа;
3) ануттара-самьяк-самбодхи — совершенное подлинное Просветление будд и бодхисаттв, идеал махаяны. Бодхисаттва из сострадания остается в мире и производит просветленное сознание (бодхи-читта), которое, словно свет, помогает другим существам идти к нирване или достигать состояния будды.
Буддисты уже в древности создали важнейшее учение о 37 навыках, способствующих Просветлению (бодхи-пакшья-дхарма), а также ряд других учений о спасении, число которых росло вплоть до средневековья. Например, обладатель Бодхи отличается внешними физическими признаками, а также владеет 10 силами, которые различны у будд и бодхисаттв. В Китае толкователи идеи Просветления дополнили учение новыми положениями. Так, если в Индии считалось, что Бодхи достижимо лишь постепенным эволюционным путем многих перерождений и свершений, то китайцы Дао-шэ (4-5 века), Хуэйнэн (638-713) и другие буддисты школы чань учили о возможности мгновенного Просветления (это же признали и тибетские мастера наивысшей формы тантры в 8 веке). Буддисты Китая и Дальнего Востока делают упор на возможность обретения Бодхи в качестве милости, дарованной Буддой Амитабхой (школы «Чистой земли» и японский амидаизм), и объясняют Просветление как прямую интуицию подлинной природы, подлинного единства. В японской школе Тэндай учат о 52-х стадиях приближения к
Бодхи.

БОДХИСАТТВА (санскр. — тот, чья сущность — просветление).
В
раннем буддизме и в книгах школ Хинаяна (Малой колесницы) наименование Будды Шакьямуни до Просветления, в том числе во всех предыдущих рождениях.
В
Махаяне (Великая колесница) бодхисаттва — это:
1) класс небесных существ, достигших Просветления, но продолжающих перерождаться в самсаре, помогая другим освобождаться. Выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В  махаяне в основе идеала Бодхисаттва  — космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.
2) особый класс монахов (и даже мирян), давших обет достигнуть Просветления из сострадания к другим существам, а не для себя.
Бодхисаттва Великой колесницы проходит последовательно 10 стадий (бхуми) духовного роста, на которых постепенно обретает 10 видов власти (над собственными жизнью, умом, поведением, осознанным будущим рождением, наклонностями, деяниями, овладевает Законом, сверхъестественными способностями, медитацией, знанием) и 10 видов силы: терпимость, интуицию, отречение, сосредоточение, добродетель, практику, а также врожденную, аналитическую, созерцательную и умственную силы.
В ранней махаяне идеал бодхисаттвы затмевал идеалы нирваны и будды, поскольку именно бодхисаттвы считались «делателями будд», остающимися в стороне от конечного освобождения. Такой эпитет получили Авалокитешвара (воплощение сострадания) и Манджушри (воплощение мудрости). Они стали первыми небесными просветленными существами, разделив участь Майтрейи.
Вступлению на Путь бодхисаттвы предшествует «выращивание» в собственном сознании трех корней блага:
1) порождение в сострадательном уме воли к Просветлению;
2) полная чистота намерений и волевых усилий;
3) отказ выделять «Я» и «мое».
В тибето-монгольском буддизме многие исторические лица — цари, главы буддийских школ, настоятели монастырей и т. д. — стали пониматься как постоянно вновь рождающиеся живые воплощения бодхисаттв — персонажей книг махаяны и ваджраяны. Постепенно была создана особая процедура выбора и поиска таких вновь рождающихся воплощений.


МОКША (санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д.

САМСАРА (сансара) (санскр.), одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.

НИРВАНА (санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме — психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме — совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

ДХАРМА (санскр.) имеет несколько значений:
1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) — в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.
2) В буддизме — первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их — источник страдания — прекращается в состоянии нирваны.


ДХАРМА (санск.: опора, закон, добродетель, долг, религиозное учение), в буддизме это Закон вселенной, открытый Буддой, и его Учение, в качестве второй драгоценности буддийской триады (Будда, Дхарма, сангха, или община), а также каждый отдельный текст Слова Будды, кроме того, это абсолют, истинная реальность, мельчайшая частица потока сознания, качество, объект познания и т.д. Многозначность слова не случайна, оно не только краеугольное понятие буддизма, но и главное: Будда есть благодаря Дхарме, а вот сказать обратное не верно. При правильном постижении все в этом и любом другом мире оказывается Дхармой. Термин происходит от корня «дхар» (держать, нести, утверждать) и буквально означает «опору для чего бы то ни было». Слово Дхарма приобрело смысл «религиозного закона общества» и отдельных положений этого закона  еще в добуддийские времена. Тогда же оно стало истолковываться как некий дар, открывающийся провидцам.
Будда обрел этот труднопостижимый дар в состоянии Просветления и долго не мог найти способов передачи его людям, поскольку язык слишком несовершенное средство для этой цели, а человеческие умы чересчур засорены, чтобы воспринять чистоту Закона. Одно из решений проблемы передачи Будда нашел в обучении на различных уровнях сложности в зависимости от способностей слушателей, второе – в общении и проповеди на простом языке местных диалектов, санскрит же только для брахманов и ученых, третье – безмолвное и беззнаковое познание Дхармы в сосредоточении и созерцаниях, которое считалось возможным лишь высоконравственными лицами.
В своих беседах с близкими последователями и учеными
Будда использовал термин «Дхарма» по меньшей мере в двух различных плоскостях.
Во-первых, при описаниях структур психики особи и ее потока сознания Дхарма есть мельчайшая и далее неделимая единица анализа. В данном случае в текстах чаще прибегают ко множественному числу слова, что по-русски, мне думается, лучше передавать новообразованием «дхармо-частица», поскольку это специфическое буддийское толкование термина. Согласно последнему, Дхармы – это мгновенно вспыхивающе-гаснущие частицы, составляющие постоянно меняющийся поток (сантана) индивидуального сознания (читта), распределяемые по классам, группам (скандха) и действующие по определенным законам собственной природы, выведенным Буддой (см. Абхидхарма). Например, Дхармами называются качества проявления психики (спокойствие, скромность, негневливость и ненависть, леность, бесстыдство), каждое из которых – это действующий в сознании класс мгновений, то же самое говорится о структурах психики (память, восприятие, ощущение) и т.д. Такой способ описания создавался Буддой не ради метафизики или философии, а в сугубо практических целях для помощи на Пути освобождения от страданий (духкха), от круга перерождений (самсара) особи. Помощь эта состояла в том, чтобы научить последователей искоренять привязанность к таким стойким религиозным догмам, как идеи «вечности» и «нетленной души» (см. Анатман, Анитья), кои суть преграды Пути.
Во-вторых, основоположник буддизма развивал и традиционное для индийской культуры понимание Дхармы как духовного Закона и его учений. В этом смысле Дхарма – опора вселенной, закон жизни и перерождений существ, запечатленный в текстах Учения; под ее прибежище вступают, постригаясь в монахи или поклоняясь Будде, Закону и общине. Причем, объектом культа является не абстрактная «опора вселенной» (в буддизме не жаловали отвлеченные понятия), а именно текст (позднее — книга) Закона. Будда подчеркивал, что подлинные смыслы текстов Дхармы вне языка, они постигаются в интуитивном озарении и даются в качестве духовного дара на любом языке мастера-проповедника. В этом отношении сущность Дхармы внезнакова и идентична сущности Дхармо-частиц, постигаемых в йогическом созерцании (см. Випашьяна), то же самое справедливо сказать и об отдельных учениях Закона.
В махаяне Дхарма приобретает отчетливое значение абсолюта, тождественного высшему состоянию Будды, или буддству (буддхатва). Упор в этом тождестве делается опять-таки на практическую сторону, т.е. на достижимость этого состояния, а также на его всесущность и вездесущность, что недоказуемо вербально, но познаваемо в состоянии высшего озарения истиной (парамартха-сатья), кое есть слиянность объекта и субъекта познания, их недвойственость (адвайя), единство (экатва, эка-артха), что нельзя постичь даже мыслью (ачинтья). Этот абсолют получил условное имя Тела Закона (Дхарма-кайя) или Тела Будды (Буддха-кайя), которое оказалось более пригодным для мифоритуальной стороны махаяны и ваджраяны. Так, культовое поклонение с внезнакового текста Дхармы было перенесено на более конкретный объект – книги сутр Праджняпарамиты, которые первыми возвестили новое буддийское учение, махаяну.
Итак, вся вселенная есть только абсолют, Дхарма, а то, что мы различаем в ней и многое другое является иллюзией (майя), маревом проявлений Тела Закона. Самым высоким его проявлением можно считать Тело будды во цвете и форме (рупа-кайя), которое либо дано в виде будд созерцания (дхьяни-будды) мастерам йоги, либо в виде живых будд-учителей, например Шакьямуни, воспринимаемых даже обыденным сознанием. Но с другой стороны, стоит лишь вспомнить о единстве сущего, об абсолюте, становится ясным, что между подлинной реальностью и иллюзией, между нирваной и самсарой нет никакого различия. Дхарма и состояние Будды всегда здесь и в каждом из существ.
Такие древние трактовки термина сделали возможным для современных буддийских миссионеров на Западе (например, Буддхадасы) отождествлять Дхарму с понятием «Высочайшего Бога» монотеистических религий.


КАРМА (санскрит — деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

МАХАЯНА (санскр., букв. — большая колесница), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, т. н. северный буддизм. Возникнув в Индии, с начала н. э. распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей — Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йогачары, мадхьямика.МОКША (санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д.  

МАЙТРЕЯ (Майтрейя), в буддийской мифологии бодхисаттва и будда, долженствующий родиться в будущем и осуществить счастливое правление миром. Его изображают сидящим на троне, в виде позолоченной статуи.

МАЙЯ, понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте, — иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность, — Брахмана как единственная реальность.

ВАДЖРАЯНА (санскр. — Колесница ваджры, Молниеподобная колесница или Алмазная колесница, Алмазный путь), третье направление в буддизме, в котором духовное и литературное наследие хинаяны и махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами (именуемыми тантрами), мифологией и ритуалами. Благодаря сотням текстов тантр, вошедших в тибетский канонический Ганджур и, частично, в китайскую Трипитаку, это направление называется также мантраяной (Колесницей сокровенных речений) и буддийским тантризмом.
Для ваджраяны характерны таинства посвящений и обрядов, идея непривязанности к нравственным запретам, стремление преобразить (а не искоренить) темные стороны и силы личности для ускорения духовного роста, а также стремление занять позицию добра и зла. В ваджраяне культивировались и создавались новые виды «божественной» йоги, в зависимости от которых направление делится на
системы внешней и внутренней тантры.
Первые — это
1) Крийя-тантра, предусматривающая действенность ритуализма тела и речи;
2) Чарья-тантра, научающая умственному ритуализму, простой йоге ума, и 3) Йога-тантра, обучающая сложной йоге ума, примерно соответствующей по сложности психотренинга раджа-йоге, или «царственной» йоге индуизма.
Внутренние системы, именуемые обобщенно Ануттара-йога-тантра (т. е. Наивысшие), — это
1) Маха-йога, или Великая йога созерцания Иллюзорного тела (им является все в мире), называемая также отцовской, поскольку упор делается на действенном сострадании и методе, мужском начале духовности;
2) Ану-йога, или Йога по созерцанию Пустоты (шуньята), считающаяся материнской, т. е. практикующей открытие интуитивной мудрости (праджня) в качестве женского начала духовности;
3) Ати-йога, или йога Великой полноты (тибет. — дзогчен) как состояния совершенства изначального Будды, Абсолюта, единства сущего, недвойственности.
Системы тантризма раскрываются сложными многоуровневыми комплексами из взаимосвязанных текстов, ритуалов, практик и т. п., сгруппированных вокруг отдельных мифологических персонажей [в системах внутренних тантр это — Гухьясамаджа (Встречаемый в таинстве), Самвара (Оградитель), Ваджрапани (Держащий ваджру в руке), Ямантака (Покоритель бога смерти Ямы) и Калачакра (Колесо времени)].
Более ранние внешние системы тантризма в средние века распространились по всему буддийскому миру, в то числе на его крайнем юге — в Индонезии. В настоящее время их приверженцы живут в основном в Китае, Вьетнаме и особенно в Японии (школа сингон). И внешние, и внутренние системы практиковались в Индии, Гималаях, а также в тибето-монгольском буддизме, в котором ваджраяна признается венцом, высшей вершиной махаяны.


АДИ-БУДДА (санскр.), в буддизме ваджраяны Первобудда, олицетворяющий вневременное единство всех будд и бодхисаттв, мифологический образ Тела Закона (дхарма-кайя), из которого производятся все будды созерцания (Тело наслаждения), земные будды (Тело воплощения) и все мироздание. Но Ади-Будда не является Богом-творцом, поскольку творение множества понимается в буддизме как иллюзия (майя) индивидуального сознания, подлинная же реальность — как единая и нерасчленимая. Представления об Ади-Будде — продолжение махаянского учения о трех телах Будды (трикайя), еще один способ выражения невыразимого единства абсолюта. Его называют четвертым, объединяющим Телом Будды или Самосущностным Телом (свабхавика-кайя). Как термин впервые упоминается в тантрических текстах 7 века, развитие доктрины относится к 10-11 векам в учении Калачакры (Колесо времени), получившем распространение в гималайских странах, Тибете, Монголии и России. В Китае, Корее и Японии образ Ади-Будды развивался и преломлялся иначе, например, в виде вселенского будды Вайрочаны в школе сингон.

АТМАН, одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом — космическим (объективным) духовным началом.

АНАТМАН (санскр. отсутствие самости и вечной души, пали анатта; букв. — не-Атман), центральное понятие буддизма, создающее особую ориентацию для человеческой мысли, не свойственную другим культурам. Анатман означает отсутствие любых нетленных начал как во всех существах (в том числе в Боге-творце), так и во вселенной. Согласно Будде, все непрерывно течет и ежемгновенно меняется. При этом в духовной практике буддизма «все» означает поток сознания, единственное, данное нам непосредственно и подлежащее преобразованию и усовершенствованию. Понятие Анатмана истолковывается также в том смысле, что любая индивидуализация самости причиняет вред нравственным устоям, ведет к плохим перерождениям, к умножению страдания. Следовательно, духовному освобождению благоприятствует как раз отказ от личного Я, от понятия «мое» и от всяческого выделения индивида (пудгала-найратмья), а также умение интуитивно созерцать состояние Анатмана.
Учение об отсутствии души, или вечного Я, создавалось в противовес брахманистским философско-религиозным идеям об Атмане как некоей неизменной сущности, сохраняющейся в процессе перерождения особи. В махаяне понятие Анатмана получило дальнейшее развитие в учениях об отсутствии самосущего (нихсвабхава), о пустоте (шуньята) и о несамостоятельности дхармо-частиц (дхарма-найратмья).

БРАХМАН,
1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.
2) Брахман - член высшей жреческой касты.


МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Др. Греции — в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти — православия (т. н. «умное делание») и католицизма.

ШУНЬЯ (санскр., букв. — пустота), одно из основных понятий буддизма махаяны, психическое состояние, в котором снимается противопоставление реальности и нереальности, бытия и небытия, что служит главным признаком «освобождения» (нирваны). Впервые появилось в «Праджа-парамита-сутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), развито в учении Нагарджуны.
 

     
 

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -