galactic.org.ua                               СЛОВАРЬ

 

БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ формируется как синтез идей махаяны и ваджраяны, которые постепенно проникают на его территорию из Индии, Центральной Азии, Китая.
В процессе своего формирования тиб. буддизм видоизменяет культы и ритуалы древней религии Тибета БОН, воспринимает институт оракулов, театрализованное действо ЦАМ, отдельные обряды, местные божества и т. д.
Тибетская традиция относит начало проникновения буддизма в страну ко времени полулегендарного правителя Лхатхотхори (2 в. н. э.).
При царе Сронцзангамбо (620—649) буддизм становится государственной религией. В правление царя Тисрондецана (775—797) приглашаются индийские проповедники Каталашила. Шантаракшита, Падмасамбхава — основатель тибетской школы НЬИНГМАПА; в это же время (779) строится Самье — первый будд. монастырь, где во время Собора происходил диспут между Камалашилой и Хэшаном, китайским монахом, последователем школы чань. После гибели царя Ралпачана (815—838) буддизм приходит в упадок.
С 10—11 вв. при поддержке феодеодальных семейств Запападного Тибета начинается новый период распространения буддизма, продолжавшийся и в 12—13 вв. Он характеризуется формированием новых школ: сакьяпа, кагьюдпа, кармапа, нодпа, чжонангпа и т. д.
Общими для всех этих школ являются понятия КХОРБА — “мир перерождений” (сансара), НЬЯНГАН ЛЭ ДАПА — “освобождение от мира страданий” (нирвана), ЛЭМ — “путь” (марга); однако “путь” от “мира перерождений” к “освобождению” от этого мира может реализоваться по-разному. Отличие одной школы от другой выражается в разных традициях устной передачи основ доктрины школы, правилами совершения служб и ритуалов, обрядности, составом пантеона (разные ИДАМЫ — божества-покровители и ЧХОЙКЬОГИ — божества-защитники).
Активизация буддизма сопровождалась приглашением новых проповедников, в их числе – Атиша, чье учение стало базовым для школы КАДАМПА: новыми переводами сутр и тантр, созданием комментариев к ним.
В 14 в. весь комплекс будд. переводной литры кодифицируется в Канон — Ганджур и Данджур знаменитым ученым Будоном.
В начале 15 в. при содействии проповедника и ученого Цзонхавы возникает школа ГЕЛУГПА, учение которой к сер. 17 в. определило теократическую форму правления в Тибете, существование институтов Далай-ламы и Панчхен-ламы, тулку.
После событий 1959 Далай-лама XIV покидает Тибет: кит. пр-во утверждает Панчхен-ламу Х председателем административного совета, сохранив при этом небольшое количество будд. монастырей, которые подверглись разрушению во время культурной революции.
С 1976 положение нормализуется в соответствии со статьей о свободе вероисповедания кит. конституции. В 1980 кит. провительство и власти Тибетского автономного района начали реставрировать разрушенные святыни, а в 1983 была создана будд. академия, где обучаются будущие священнослужители.

                                                                                     Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА [монг.-тиб. ДАЛАЙ — море (мудрости) и ЛАМА учитель], титул (с 16 в.) первосвященника ламаистской церкви в Тибете (происхождение института Далай-ламы относится к нач. 15 в.).
ДАЛАЙ-ЛАМА (имя земного воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб.: Ченрези), который в тибето-монгольском буддизме постоянно перерождается человеческим образом последние 500 лет, отыскивается по внешним телесным признакам среди 2-4-летних мальчиков и объявляется главой тибетской школы гелуг. Он также признается высшим духовным иерархом другими тибетскими школами и всеми верующими, в том числе последователями гелуг в России.
Впервые это имя-звание было присвоено главе школы Сонаму Гьяцо (1543-1588) монгольским Алтан-ханом в 1578 г. Тибетское «гьяцо» переводится на монгольский язык «далай» и означают «океан».

Сонам сразу оказался третьим перерожденцем, а его предшественники – Гедундуб (1391-1474), ученик Цонкапы, и Гедун Гьяцо (1475-1542) – были посмертно возведены в сан Далай-Ламы (1-го и 2-го соответственно). Правнука Алтан-хана – Ендон Гьяцо – уже «избирали» Далай-Ламой 4-ым и он единственный монгол в этой линии духовной преемственности. Ныне здравствует Далай-Лама 14-й – Тензин Гьяцо.

Верующие считают, что знания Далай-Ламы безмерны, как океан, он их лучший Учитель, покровитель, сострадательный защитник.
В 17-18 вв. детально разрабатывается многолетняя процедура нахождения и избрания очередного перерожденца из мальчиков, родившихся через 49 дней после смерти предыдущего Далай-Ламы. Последний, зачастую, указывал местность своего будущего рождения. Избранник воспитывался в монастырях школы гелугп, получал фундаментальное образование от лучших учителей страны и в 16-18 лет его торжественно возводили на «Львиный трон».

 

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -