|
БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ
формируется как синтез
идей махаяны и ваджраяны, которые постепенно проникают на его
территорию из Индии, Центральной Азии, Китая.
В процессе своего
формирования тиб. буддизм видоизменяет культы и ритуалы древней
религии Тибета БОН, воспринимает институт оракулов, театрализованное
действо ЦАМ, отдельные обряды, местные божества и т. д.
Тибетская традиция
относит начало проникновения буддизма в страну ко времени
полулегендарного правителя Лхатхотхори (2 в. н. э.).
При царе
Сронцзангамбо (620—649) буддизм становится государственной религией. В
правление царя Тисрондецана (775—797) приглашаются индийские проповедники
Каталашила. Шантаракшита, Падмасамбхава — основатель тибетской школы
НЬИНГМАПА; в это же время (779) строится Самье — первый будд.
монастырь, где во время Собора происходил диспут между Камалашилой и
Хэшаном, китайским монахом, последователем школы чань. После гибели царя
Ралпачана (815—838) буддизм приходит в упадок.
С 10—11 вв. при
поддержке феодеодальных семейств Запападного
Тибета начинается новый период
распространения буддизма, продолжавшийся и в 12—13 вв. Он
характеризуется формированием новых школ: сакьяпа, кагьюдпа,
кармапа, нодпа, чжонангпа и т. д.
Общими для всех этих школ являются
понятия КХОРБА — “мир перерождений” (сансара),
НЬЯНГАН ЛЭ ДАПА —
“освобождение от мира страданий” (нирвана), ЛЭМ — “путь” (марга);
однако “путь” от “мира перерождений” к “освобождению” от этого мира
может реализоваться по-разному. Отличие одной школы от другой
выражается в разных традициях устной передачи основ доктрины школы,
правилами совершения служб и ритуалов, обрядности, составом пантеона
(разные ИДАМЫ — божества-покровители и
ЧХОЙКЬОГИ —
божества-защитники).
Активизация буддизма сопровождалась
приглашением новых проповедников, в их числе – Атиша, чье учение
стало базовым для школы КАДАМПА: новыми переводами сутр и тантр,
созданием комментариев к ним.
В 14 в. весь комплекс будд. переводной
литры кодифицируется в Канон — Ганджур и Данджур знаменитым ученым
Будоном.
В начале 15 в. при содействии проповедника и ученого
Цзонхавы возникает школа ГЕЛУГПА, учение которой к сер. 17 в. определило теократическую форму правления в Тибете, существование
институтов Далай-ламы и Панчхен-ламы, тулку.
После событий 1959
Далай-лама XIV покидает Тибет: кит. пр-во утверждает Панчхен-ламу Х
председателем административного совета, сохранив при этом небольшое количество
будд. монастырей, которые подверглись разрушению во время культурной
революции.
С 1976 положение нормализуется в соответствии со статьей
о свободе вероисповедания кит. конституции. В 1980 кит. провительство и
власти Тибетского автономного района начали реставрировать
разрушенные святыни, а в 1983 была создана будд. академия, где
обучаются будущие священнослужители.
Е. Д. Огнева
ДАЛАЙ-ЛАМА
[монг.-тиб.
ДАЛАЙ — море (мудрости) и
ЛАМА —
учитель], титул (с 16 в.) первосвященника ламаистской церкви в Тибете
(происхождение института Далай-ламы относится к нач. 15 в.).
ДАЛАЙ-ЛАМА (имя земного воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб.:
Ченрези), который в тибето-монгольском буддизме постоянно перерождается
человеческим образом последние 500 лет, отыскивается по внешним телесным
признакам среди 2-4-летних мальчиков и объявляется главой тибетской
школы гелуг. Он также признается высшим духовным иерархом другими
тибетскими школами и всеми верующими, в том числе последователями гелуг
в России.
Впервые это имя-звание было присвоено главе школы Сонаму Гьяцо
(1543-1588) монгольским Алтан-ханом в 1578 г. Тибетское «гьяцо»
переводится на монгольский язык «далай» и означают «океан».
Сонам сразу оказался третьим перерожденцем, а его предшественники –
Гедундуб (1391-1474), ученик Цонкапы, и Гедун Гьяцо (1475-1542) – были
посмертно возведены в сан Далай-Ламы (1-го и 2-го соответственно).
Правнука Алтан-хана – Ендон Гьяцо – уже «избирали» Далай-Ламой 4-ым и он единственный монгол в этой линии духовной преемственности. Ныне
здравствует Далай-Лама 14-й – Тензин Гьяцо.
Верующие считают, что знания Далай-Ламы безмерны, как океан, он их
лучший Учитель, покровитель, сострадательный защитник.
В 17-18 вв.
детально разрабатывается многолетняя процедура нахождения и избрания
очередного перерожденца из мальчиков, родившихся через 49 дней после
смерти предыдущего Далай-Ламы. Последний, зачастую, указывал местность
своего будущего рождения. Избранник воспитывался в монастырях школы
гелугп, получал фундаментальное образование от лучших учителей страны и
в 16-18 лет его торжественно возводили на «Львиный трон».
|
|