Китайский язык, путунхуа

   Цель нашей организации - способствовать изучению в первоисточниках таких аспектов китайской культуры как цигун, ушу,  медицина, философия, фэншуй..

СИСТЕМЫ ТОНОВ
СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА


galactic.org.ua

карта сайта

Китайский язык, путунхуа

СИСТЕМЫ ТОНОВ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
 

 



 

 

Система полных тонов
Смыслоразличительная функция тонов в китайском языке

Слоги в китайском языке отличаются не только своим звуковым составом (согласными и гласными), но и тоном, или мелодией. Каждый слог, получающий ударение (сильное или хотя бы слабое), произносится тем или иным тоном. В китайском общенародном языке Путунхуа, базирующемся на пекинском диалекте, имеются четыре полных тона, каждый из которых характеризуется совокупностью присущих ему качеств. [1]

Для различения смысла важны и тон, и звуковой состав слога; одно и то же сочетание звуков передает совершенно разные значения в зависимости от того, каким тоном оно произнесено.

Какова же характеристика каждого из четырех полных тонов? Каждый из полных тонов китайского языка характеризуется совокупностью определенных признаков:
1) направлением движения основного тона (формой тона),
2) распределением интенсивности (силы звука) внутри тона,
3) частотным диапазоном (высотным интервалом между начальной и конечной точками тона),
4) высотой тона,
5) временем звучания (долготой тона). [2]

Мелодический рисунок четырех тонов можно графически изобразить следующим образом:
Китайский язык

Вертикальная черта с цифрами 1-5 представляет собой общепринятую шкалу, условно обозначающую общий диапазон речевого голоса, охватывающий четыре тона (для мужского голоса этот диапазон простирается в среднем от 100 до 200 герц).

Как известно высота тона определяется количеством колебаний в единицу времени; за единицу обычно принимается секунда. От увеличения числа колебаний тон повышается; уменьшается число колебаний, - понижается и тон. Цифры в скобках у вертикальной шкалы чертежа именно и обозначают число герц, т. е. колебаний в секунду, и, следовательно, указывая на высоту тона.

Толстая черта условно обозначает форму тона, а различная толщина этой линии
показывает распределение интенсивности внутри тона.

Сравним следующие примеры:

Китайский язык, путунхуа  

Мелодия первого тона - высокая, ровная, долгая, с равномерной интенсивностью и лишь некоторым ослаблением ее к концу (на русского слушателя производит впечатление незаконченного высказывания).

Китайский язык, тона  

Мелодия второго тона - краткая, быстро восходящая (с диапазоном 140-200 герц), с максимумом интенсивности в конце слога производит впечатление переспроса).

 

Третий тон - низкий, долгий, имеет нисходяще-восходящую форму (с диапазоном 120-100-180 герц), с максимумом интенсивности на низкой ноте (производит впечатление недоуменного вопроса).

Китайский язык, путунхуа  

Четвертый тон - краткий, резко нисходящий от высшей точки до низшей (с диапазоном 200-100 герц). Падение тона сопровождается резким ослаблением интенсивности (мелодия четвертого тона производит впечатление категорического приказания).

В китайском языке нередки и такие случаи, где даже двусложные слова различаются только тонами. Такие слова можно разделить на три группы.

Китайский язык, путунхуа
Китайский язык, путунхуа

а) слова, отличающиеся тоном     конечного слога:


Китайский язык, путунхуа


б) слова, отличающиеся тоном     начального слога:

в) слова, отличающиеся тонами обоих слогов:

Китайский язык, путунхуа

Китайский язык, путунхуа

Существенные и дополнительные признаки тонов.
Как же отличаются тоны друг от друга, если они обладают пятью перечисленными признаками?
Прежде всего, не все пять признаков одинаково важны для характеристики тона - есть признаки
существенные
(направление движения основного тона, распределение интенсивности и высотный интервал между начальной и конечной точками тона) и
дополнительные
(высота тона и время звучания, или долгота тона). Дополнительные признаки проявляются только в сопоставлении тонов друг с другом и могут варьировать в ту или другую сторону при произнесении отдельно взятого слога, не влияя при этом на качественную характеристику тона.
 
Возьмем долготу тона. По этому признаку различие между тонами идет в следующем порядке:
третий тон характеризуется наибольшим временем звучания;
первый тон, хотя и называется долгим, но по сравнению с третьим он заметно короче; второй же тон несколько короче первого; наконец,
самый короткий - четвертый тон. Если, например, время произнесения слога в третьем тоне равняется 500 мсек2, то время звучания первого тона соответственно равно приблизительно 400 мсек, второго тона - 350-375 мсек, а четвертого тона -примерно 200-225 мсек. Но эти данные не являются постоянными, они могут в значительной мере изменяться в зависимости от тех или иных условий: от общего темпа речи, от ее эмоциональной окраски, от фразового ударения. А если говорить о тоне отдельно взятого слога (без сопоставления с другими тонами), то время его звучания реализуется говорящим произвольно.

Такого же рода признаком является и высота тона. Высота тона отдельно взятого слога также реализуется говорящим произвольно. Первый тон, например, может быть произнесен и на высоте 200 герц, и 300 герц, и, наоборот, ниже 200 герц, - но это нисколько не влияет на качественную характеристику тона. В связной речи высота тонов зависит прежде всего от диапазона речевого голоса говорящего, а также от фразового ударения и от эмоциональных факторов.

В отличие от этих двух признаков другие три признака (существенные) присущи в неизменном виде каждому данному тону в любом случае, как при сопоставлении тонов друг с другом, так и при изолированном произнесении слога. Именно они составляют ту совокупность качеств, которая и позволяет воспринимать тон как таковой.

Рассмотрим каждый из этих трех признаков.
- По направлению движения основного тона

первый тон характеризуется как ровный,
второй -восходящий,
третий - нисходяще-восходящий,
четвертый - нисходящий.
Направление движения основного тона является наиболее существенным признаком тона. Даже небольшие изменения в движении тона могут привести к тому, что на слух будет воспринят совсем другой тон. Например, если в первом тоне ровная мелодия не будет выдержана до самого конца звучания слога и в конце слога будет снижена (как это нередко наблюдается у учащихся, овладевающих китайскими тонами), то первый тон в этом случае будет похож на четвертый.

Наиболее сложной по форме является мелодия третьего тона. Как видно из графического изображения, она складывается из трех частей: нисходящей, ровной и восходящей. При этом существенными являются лишь две последние части, на которые приходится приблизительно четыре пятых времени звучания слога. Начальная же часть, ввиду ее кратковременности, слабо воспринимается на слух, а иногда и вовсе не улавливается.

- По распределению интенсивности (усилению и ослаблению голоса)
тоны различаются следующим образом: первый тон характеризуется равномерной интенсивностью; для второго тона характерны сравнительно слабое начало и заметный подъем интенсивности к концу слога; третий тон имеет максимум интенсивности в начале, на низкой ноте, с заметным ослаблением к концу слога; в четвертом тоне наиболее интенсивно начало слога, затем резко нисходящая мелодия сопровождается таким же резким падением интенсивности.

Таким образом, по направлению движения тона и распределению интенсивности взаимно противоположны, например второй и четвертый тоны: второй тон с восходящей мелодией и усилением интенсивности к концу слога и четвертый тон с нисходящей мелодией и ослаблением интенсивности к концу слога.

Если сопоставить второй и третий тоны, то мелодия третьего тона не просто восходящая, а с ровным началом и восходящим концом. Своей восходящей частью, на которую приходится большая часть времени звучания слога, третий тон напоминает второй. При таких условиях важное значение приобретает другой фактор-распределение интенсивности: во втором тоне максимум интенсивности приходится на конец слога, а в третьем-на начало. Если же восходящая мелодия второго тона не будет сопровождаться усилением голоса к концу слога (что часто допускают учащиеся), то такой тон будет похож на третий. И наоборот, если в третьем тоне начало произносится недостаточно интенсивно и к концу слога голос не ослабевает или ослабевает недостаточно, такой тон оказывается похожим на второй. Этим же объясняется и тот факт, что второй тон, произнесенный китайцем довольно низко, или третий тон, произнесенный довольно высоко, удается определить иногда только по месту сосредоточения интенсивности.

- И, наконец, последний признак - высотный интервал между начальной и конечной точками тона.
[3] Соблюдение интервалов между начальной и конечной точками тона совершенно обязательно, независимо от того, на какой высоте произносится тон. Однако в практике преподавания китайских тонов часто приходится наблюдать случаи, когда учащиеся не выдерживают полного диапазона четвертого тона, не доводят этот тон до необходимой нижней точки, и при быстром произнесении он оказывается похожим на первый тон.

Особо следует сказать о высотном интервале второго тона.
На приведенном графическом изображении мелодии тонов показано, что конечная точка второго тона доходит до высоты, на которой находится первый тон. Но существует и другой, не менее распространенный вариант второго тона - его конечная точка заметно выходит за пределы высоты первого тона, т. е. условной высоты.

Графически это можно изобразить так:

Китайский язык, путунхуа

Такова общая характеристика четырех тонов, каждого в отдельности и в сопоставлении друг с другом.

Распределение слогов путунхуа по тонам. Слог и морфема.

Известно, что система путунхуа содержит около 400 слогов, различающихся по звуковому составу. Наличие тонов умножает это количество. Но было бы неправильно считать, что каждый слог китайского языка может быть произнесен четырьмя тонами, давая при этом соответствующие морфемы (знаменательные или, реже, служебные). Далеко не каждый звуковой состав слога представлен во всех четырех тонах. Лишь около половины общего количества слогов (174) имеет по четыре тоновых варианта; несколько меньшее количество слогов (148) имеет по три тоновых варианта; 57 слогов представлены в двух тонах; 25 слогов существуют только в одном тоне.
_____________________________________


Примечания
[1] Четырем полным тонам противостоит [редуцированный (или, иначе, легкий, или нейтральный) тон, встречающийся только в безударных слогах.
[2] Долгота слогов или звуков измеряется в миллисекундах (мсек) или в каких-либо других единицах.
[3] Этот признак не свойствен первому тону, поскольку его начальная и конечная точка произносятся на одной высоте.

Задоенко Т. П.
Краткий очерк системы тонов современного китайского языка


   КИТАЙ КЛУБ
    концепция

   фото-видео репортажи
   лаборатория фэншуй
   мероприятия
   организации
   философия
   лингвистика
   стратагемы
   верования
   искусства
   история
   ссылки
   цигун
   ушу

___________                     ____


главная
объявления
концепция
 история колледжа
пресса
словарь
обучение
вернисаж
библиотека
 лаборатория пространств
клуб бронникова
 интерактив лаборатория
адвокат клуб
рассылка
форум

 

 

Китайский язык, путунхуа
 

КИТАЙ КЛУБ
концепция

фото-видео репортажи
лаборатория фэншуй
мероприятия
организации
философия
лингвистика
стратагемы
верования
искусства
история
ссылки
цигун
ушу

.

ОБУЧЕНИЕ
ИСТОКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
ОБ ОЩУЩЕНИИ ЦИ В ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЛЮ ГУАНЛАЕ
ЧТО ТАКОЕ "ЦИ" И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
концепция - организации - стратагемы - махинации - история - верования - философия - искусства - цигун - ушу - лингвистика -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -

На сайте компании http://langhouse.com.ua/ вы можете найти курсы китайского языка.
Кухни и мебель для дома Информация о редакции
mebel-up.ru
Вызов ветеринара на дом. Фотогалереи кошек
vetvita.ru
Срубы домов и бань. Статьи о строительстве
dommarket.net