КИТАЙ КЛУБ                              galactic.org.ua                    ОРГАНИЗАЦИИ

КИЕВСКАЯ ШКОЛА ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ КИТАЯ

Руководитель Лю Гуанлай




Гора Удан.
Занятие на выдолбленной в скале террасе,
на которой по преданию тренировался создатель тайцзицюань Чжан Саньфэн.
Надпись сзади на камне: Утес яшмовой пустоты.

 


ИСТОКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ — НАСЛЕДИЕ
ЧЖАН САНЬФЭНА

Основателем уданского направления ушу традиционно считается Чжан Цзюньши (более известный под именем Саньфэн). Родился он в 1247 году при династии Сун на 7-ой год правления императора Сун Лицзуна, дата смерти же его не известна. За свою жизнь Чжан Саньфэн исходил множество мест, неоднократно посещая древние монастыри и знаменитые горные вершины Китая, где встречался с легендарными мастерами, обмениваясь познаниями в боевых искусствах с которыми, глубоко овладел тайными методами управления источниками жизненной силы.

Однако чаще всего его имя связывается с монастырем в горах Удан провинции Хубэй. Он выстроил себе в тех местах травяное жилище и постигал в тишине и спокойствии Великое Дао, ежедневно занимаясь цигун, а после, отдыхая, изучал многочисленные трактаты древних мудрецов. Здесь, отобрав лучшее из боевых приемов знаменитых героев "Троецарствия" * и усвоив глубинные основы техники мастеров "Речных заводей" *, усовершенствовав методику "игры пяти зверей" (уцинси) знаменитого врача Хуа То и искусство улэйчжэлун* величайшего даоса эпохи "Пяти династий" * Чэнь Чжуаня, он, собрав все воедино и создал Уданское "внутреннее" направление ушу.

* Древний роман-хроника о периоде китайской истории с 220 по 280г.н.э.
* Знаменитый роман Ши Найаня.
* Искусство Улэйчжэлун (дословно — "дракон в состоянии зимней спячки при пяти громах") — вид цигун, позволяющий человеку впадать в состояние, напоминающее зимнюю спячку некоторых зверей, во время которого можно не есть, не двигаться и, пребывая в "питающем жизнь созерцании подлинного", достигать бессмертия.
* Эпоха с 907 по 960 г.н.э., начавшаяся после династии Тан.

Легенды о Чжан Саньфэне необычайно интересны. Рассказывают, например, что творческое вдохновение, осенившее его перед созданием собственного боевого стиля, возникло не из умственного напряжения — идею подсказали движения животных.
Как гласит предание, Чжан Саньфэн тренировался на одной из Уданских вершин — горе "Пяти Старцев" неподалеку от пещеры "Черного Тигра", когда однажды, сидя в медитации, вдруг услышал карканье вороны и шум крыльев. Он повернул голову и увидел сидящую на старом дереве ворону, а под ним — черную змею. Ворона склонила голову и наблюдала за змеей, намереваясь заклевать ее и съесть; змея же, в свою очередь, изогнулась и тоже хотела проглотить ворону. Ворона стремительно спикировала вниз и набросилась на змею, но та, кругами качаясь из стороны в сторону, уворачивалась от клюва и выжидала момент, чтобы обвиться вокруг птицы. Чжан Саньфэн наблюдал за этим, как завороженный. Когда же он увидел, что без конца взлетавшая и пикировавшая ворона совсем выбилась из сил, а змея, как и прежде, была наполнена силой, словно струна, то вдруг понял истинный смысл принципа Тайцзи* и Багуа*.

* Тайцзи — одно из древнейших понятий китайской философской традиции, обозначающее принцип взаимопревращения "инь" и "ян" (мужского и женского первоначал в природе) после перехода через границу их некоего относительного предела.
* Багуа — знаменитые восемь триграмм из "Книги Перемен" (Ицзин), образующих 64 комбинации возможных состояний бытия.
 

 

На одной из террас горы Удан.
Надпись: гора Удан.

 

Впоследствии он к главной теоретической посылке Лаоцзы * о том, что "Дао" * податливо и на вид кажется слабым, а "Дэ" * есть основа существования и успеха этого существования, добавил даосские способы регуляции центров даньтянь (даньфа) , изощренную боевую технику (некоторые биографии свидетельствуют, что Чжан Саньфэн в течение долгого времени учился и в Шаолиньском монастыре) и на основе принципа, подсмотренного им во время схватки вороны и змеи, создал особое, уникальное направление Уданского ушу, в котором "неподвижность контролирует движение, а мягкость преодолевает жесткость".

* Лаоцзы — легендарный святой мудрец, имевший, по свидетель­ству древнего историка Сыма Цяня, должность главного хранителя ритуальных и магических гадальных надписей Чжоуских царей. Предание гласит, что он ушел в страну Бессмертных, оставив после себя в качестве платы за проход через городскую таможню трактат о "Дао" и "Дэ" (Даодэцзин). Лаоцзы считается родоначальником даосского направления китайской философской традиции.
* Дао — сравнительно позднее понятие, означающее "Путь". У Лаоцзы приобретает смысл самодвижущегося потока эволюционного движения всего сущего.
* Дэ—наиболее древнее понятие, означающее благую силу жизни и одновременно "Небесное Повеление" (судьбу) человека, семьи, ро­да, династии и т.д. Судьба может быть исправлена, если уподобиться силе "Дэ", сущность которой составляет "любовь ко всему живому". Так как в человеке это уподобление возможно лишь через добродетельные качества, то позднее "Дэ" использовалось чаще в значении "Добродетель".

Истоки китайского ушу теряются в глубине веков, ибо постоянно была необходимость то драться с дикими животными, то оборонять себя от многочисленных врагов. Однако главная цель уданского направления не схватка, бой, а навыки управления внутренней энергией. Даосам эти навыки нужны были в первую очередь для того, чтобы, укрепляя здоровье, продлить жизнь и достичь святости. Этому служили такие древнейшие практики, как "даоин" (искусство "влечения" ци) и "синци" (искусство "перемещения" ци).
Как раз подобные способы управления энергией и были объединены Чжан Саньфэном с техникой боевых приемов. Уданское "внутреннее" направление послужило той основой, на которой возник являющийся продолжением этой традиции стиль тайцзицюань.

В тайцзицюань главное внимание также уделяется древнему философскому учению о внутренней энергии "ци" и двух первоначалах — "инь" и "ян". Это — сокровенное звено разработанного китайским даосом Чжан Саньфэном "внутреннего" искусства ведения боя.
Эволюционируя и развиваясь, оно трансформировалось сначала в наиболее древний (из распространенных) тайцзицюань стиля Чэнь, из которого впоследствии образовались стили Ян, У и другие.

Лю Гуанлай
из методического пособия «Тайцзицюань стиля Чень», Москва 1993 г.
 

 

ОБУЧЕНИЕ
ИСТОКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
ОБ ОЩУЩЕНИИ ЦИ В ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЛЮ ГУАНЛАЕ
ЧТО ТАКОЕ "ЦИ" И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
концепция - организации - стратагемы - махинации - история - верования - философия - искусства - цигун - ушу - лингвистика -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -