МУЗЫКА КИТАЙСКАЯ, КОСМОГОНИЯ И РИТУАЛ, Космогонический процесс, МУЗЫКА М МОЗГ

   Цель нашей организации - способствовать изучению в первоисточниках таких аспектов китайской культуры как цигун, ушу,  медицина, философия, фэншуй..

КИТАЙСКАЯ КОСМОГОНИЯ И РИТУАЛ
МУЗЫКА
 

МУЗЫКА КИТАЙСКАЯ, КОСМОГОНИЯ И РИТУАЛ, Космогонический процесс, МУЗЫКА М МОЗГ
galactic.org.ua

карта сайта

МУЗЫКА КИТАЙСКАЯ, КОСМОГОНИЯ И РИТУАЛ, Космогонический процесс, МУЗЫКА М МОЗГ

"Под древнюю музыку танцующие вместе двигаются вперед, вместе идут назад, движения гармоничны и правильны... Эта музыка и танцы сопровождали жертвы в храмах..."
"...жертвы сопровождаются музыкой» и танцами, и тогда божества могут принять эти жертвы и церемонии в их честь..."

Ши Цзи



 

Космогонический процесс неотделим от первозвука, сопровождающего образование неба и земли, возникновение космоса из хаоса. При этом звук, или звуки, рождающиеся в самый момент космогенеза, а затем сопутствующие каждому новому циклу космического времени, сразу гармоничны, это – музыка.

Не случайно музыкальная теория, объясняющая происхождение гармонии, занимает центральное положение в художественной системе авторов трактата ЛШ (“Люйши чуньцю”): она насквозь космогонична.

   Художественно-философская задача авторов ЛШ заключалась в том, чтобы в наглядных образах показать, что звуки, сопровождающие движение явленного мира – музыкальные звуки, что их последовательность (син) образует гармонические сочетания, что космос  - музыкален.
   Ближайшее подтверждение связи звуков с динамикой видимого мира авторы ЛШ находили на каждом шагу, не выходя за рамки обыденного опыта. Бесконечность цикла сменяющих друг друга четырех сезонов (сы ши) была очевидной для всех. Мир неизменно функционировал таким образом, что жара сменяла холод, сушь – влагу, твердый лед – мягкую воду, зима – лето, и так без конца, по крайней мере, в обозримом будущем.

   Авторов ЛШ привлекала идея фундаментальности космических процессов по отношению ко всем иным планам бытия. Начало каждого нового цикла в явленном мире, отражающее переход Системы в следующее состояние, должно было сопровождаться соответствующими звуками, цветовыми и пространственными проявлениями – образами-символами-знамениями.

   Чтобы понять, почему авторы ЛШ для иллюстрации и объяснения законов функционирования видимого мира обратились именно к музыке, следует принять во внимание, что в древности музыка в Китае составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Музыка непосредственно вытекала из ритуала, была неотделима от этики и всего того, что мы называем внутренней красотой или благородством.

   Классическое определение «благородного мужа» ( цзюньцзы) как человека долга и ритуала подразумевало, помимо прочего, умение держаться, граничащее с пластическим искусством. Считалось, что благородный облик цзюньцзы есть внешнее проявление внутреннего совершенства. Последнее воспитывалось, по всеобщему убеждению, прежде всего музыкой, почему «настоящий муж» и не расставался с музыкальными инструментами. Цитра, собственно, была его видовым признаком: всем было известно, что Конфуций, например, играл на цине в минуты крайней опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и самообладание перед лицом смертельной угрозы.

   Классика помещала музыку на высшие места в шкале ценностей не случайно. Музыка считалась таинственным даром, перешедшим к нынешним поколениям от героев архаики, а к тем, в свою очередь, - от божеств-предков. Она-то и несла в себе «знание предков», облеченное в числовые соотношения. Лежащие в основе ладотональностей и древнейших мелодий числа придавали ей магические свойства. Кроме того, музыка была наиболее ярким наглядным представлением того, что есть гармония и сопутствующая ей радость-лэ – синоним благородного наслаждения благой жизнью, высшей целью человека.

   Категория ци – центральная для натурфилософии ЛШ – интимно связана с музыкой. Музыка – это в конечном счете колеблющиеся с определенной частотой мембраны, хотя бы это были небо и земля. Ци – категория сложная и интерпретируется она исследователями по-разному, но в любом случае под ци может пониматься среда, способная переносить такие колебания.

   Мифологическая основа представлений о гармонической ци, управляющей всеми событиями по образцу опорного тона, порождающего согласованный звукоряд, равно как и стремление инкорпорировать музыкальный строй в космогонию, проявляются в ЛШ достаточно отчетливо. В частности, среди прочего мифологического материала, объясняющего происхождение музыки и дающего историзованную версию ее развития, обнаруживается фрагмент, прямо связывающий модель порождения двенадцатиступенного звукоряда с общекосмической ситуацией, меняющейся циклически, в зависимости от времени года.

   «Когда состояние мира характеризуется высокой мудростью и предельной рациональностью-ли, ци неба и земли, совокупляясь, порождают звучащие ветры».
   Музыка в ЛШ – прежде всего символ порядка, цивилизации, привносимых в мир героями мифологии, чья цель – умиротворение и гармонизация социума, внесение в хаотическую среду определенной структуры, нормы, иерархии. Авторы ЛШ полагали, что секрет воздействия музыки на человеческую душу – в «правильности» музыки, подобной «правильности» звучащих ветров, ее пространственно-временной организованности, геометричности. «Правильная» музыка была в той же мере проявлением упорядоченности времени и пространства, в какой им были «восемь ветров»: как их ориентированность и качество целиком определялись состоянием Системы, конфигурацией космической энергии (солнца и луны), так качество музыки, ее гармоничность (хэ) полностью зависели от конфигурации высоких и низких, т. е. янных и иньных музыкальных тонов. Если на своем уровне музыка воспроизводила фундаментальные космические соотношения двух видов энергии, она была «правильной».

   Неудивительно поэтому, что в изложении авторов ЛШ мифологическая история музыки и музыкальных инструментов – это зачастую история борьбы героев архаики с различными энергетическими аномалиями, например, сверхконцентрациями янной или иньной  ци. Музыка в этих случаях выступает как мощное средство защиты от хаоса и восстановления космического порядка

   Авторы ЛШ убеждены, что каждому моменту времени соответствует определенная конфигурация пространства, задаваемая соотношением энергий инь и ян, вещественным проявлением которых считались солнце, луна и светила. Каждая космическая ситуация представляет собой, таким образом, уникальное сочетание пространственно-временных характеристик. Но поскольку ситуации постоянно воспроизводятся в виде цикла, их переходы друг в друга, как смена сезонов, вполне предсказуемы и возможно «вычисление» следующего состояния, подобно тому, как возможно предсказание следующей ноты в мелодии, развивающейся во времени по гармоническим законам.

   «Правильная» музыка понималась как пластическое выражение ритуала. Такая музыка есть, с точки зрения классики и поддерживающих ее в этом авторов ЛШ, высшее выражение прекрасного. Ритуал и эстетика, таким образом, оказываются тождественными, одно вне другого не мыслится, не реализуется и теоретически не признается. Поэтому дальнейшее развитие музыки идет параллельно развитию ритуала, все большей усложненности обряда соответствует усложнение обслуживающих его мелодий-песен, а также необходимых для их исполнения инструментов.

   «Правильность» музыки или социальной гармонии обретается исключительно благодаря гармонизирующему воздействию центра – гуна-правителя или гуна-ориентира гармонического звукоряда. Исходящая из этого центра «правильность» должна внушать подданным неподдельное чувство-ощущение радостного наслаждения благом, проистекающее из безраздельной отдачи гармонирующему или, что то же, цивилизующему, «окультуривающему» началу. Подданные тогда как бы разделяют с гуном-правителем общее «знание предков» – о благом начале жизни. В таком случае говорится, что они вслед за правителем «возвращаются к правильному пониманию функции и предназначения вещей», каждого элемента бытия.

   Несомненно, это своего рода прозрение, экстаз, и лучше всего способствует его достижению «правильная» музыка-ритуал. Однако вследствие внешних воздействий музыка-ритуал, как и другие вещи, подвержена ущербу. Поэтому она нуждается в периодическом исправлении (сю) так же, как нуждается в периодической настройке любой музыкальный инструмент.

   Музыку, таким образом, недостаточно сделать «правильной» – ее нужно содержать в порядке. Необходимо присутствие в мире мудреца или совершенномудрого, земного демиурга-мага, способного сохранять и, в случае необходимости, возобновлять «правильную» музыку – музыку космического порядка. Мудрец в этом смысле для авторов ЛШ функционально то же, что для мифа – божество Е: он поставлен демиургом-правителем следить за «правильным» распространением посредством ритуала-музыки гармонического эфира от центра Вселенной к ее периферии. Это и есть проявление благой сущности или доблести-дэ божеств-предков, от коих исходит знание предков - шэньмин.

 ___________________________________________
*“Люйши чуньцю” – “ВЕСНЫ И ОСЕНИ ГОСПОДИНА ЛЮЯ” - памятник древнекитайской письменности 3 в. до н. э.
На русском языке трактат издан в переводе Ткаченко Григория Александровича. М.Изд. "Мысль" 2001г. Серия ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Том 132.
В 1990 году вышло его исследование: "КОСМОС, МУЗЫКА, РИТУАЛ" -  Миф и эстетика в "люйши чуньцю". М.Изд. "Наука" 1990г.

статья составлена
Бидюковой Бронеславой Борисовной
по материалам “Люйши чуньцю”*


   КИТАЙ КЛУБ
    концепция

   фото-видео репортажи
   лаборатория фэншуй
   мероприятия
   организации
   философия
   лингвистика
   стратагемы
   верования
   искусства
   история
   ссылки
   цигун
   ушу

___________                     ____


главная
объявления
концепция
 история колледжа
пресса
словарь
обучение
вернисаж
библиотека
 лаборатория пространств
клуб бронникова
 интерактив лаборатория
адвокат клуб
рассылка
форум

 

 

МУЗЫКА КИТАЙСКАЯ, КОСМОГОНИЯ И РИТУАЛ, Космогонический процесс, МУЗЫКА М МОЗГ

 

КИТАЙ КЛУБ
концепция

фото-видео репортажи
лаборатория фэншуй
мероприятия
организации
философия
лингвистика
стратагемы
верования
искусства
история
ссылки
цигун
ушу

.тематические статьи
МИР МАТЕРИАЛЬНОГО ЗВУКА
МУЗЫКА и МОЗГ
ТРАНС
 

ОБУЧЕНИЕ
ИСТОКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
ОБ ОЩУЩЕНИИ ЦИ В ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЛЮ ГУАНЛАЕ
ЧТО ТАКОЕ "ЦИ" И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
концепция - организации - стратагемы - махинации - история - верования - философия - искусства - цигун - ушу - лингвистика -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -