В архаичных обществах к сакральной сфере относились вообще все виды
специального знания – например выплавка металла и кузнечное дело, врачевание
и т.п. Приобщение к ним рассматривалось как посвящение в тайну (так, в
античной Греции врачи отказывались обучать тех, кто не прошел посвящения в
элевсинские мистерии), осмыслялось в понятиях мифологии, космогонии или
космологии (например, выплавка металла виделась как совокупление двух
стихий, «порождающих» новую субстанцию), а сама практика предусматривала
выполнение определенных ритуалов и переживание ритуала «внутреннего». Это не
мешает сегодня получать знания по металлургии и медицине, не проходя
мистических обрядов посвящения и не обращаясь к мифологическим и
метафизическим интерпретациям.
Однако, упрощение в области традиционных знания, например в фэншуй,
чаще всего приводит к искажениям. |
|
|
Цель фэншуй — поиск благоприятных потоков энергии Ци
и попытка их использования на благо человека.
С помощью фэншуй выбирают место для строительства дома, решают разбивку участка,
выбирают благоприятные места для захоронений, планируют жизненное
пространство и возможные события.
Истоки фэншуй мистичны и освещены ритуалом — "...божественный свет, спускался вниз, и
мужчины внутрь которых он попадал, назывались Си, а женщины У. ...это
позволяло устанавливать места при жертвоприношениях и порядок их
расположения, определять жертвенных животных, посуду и одежду ... назначать
начальников обрядов и жертвоприношений..." (Го Юй)
Классический фэншуй не имеет никакого отношения к статуэткам,
амулетам,
талисманам и прочему. Эти атрибуты
китайской культуры и
фольклора по ошибке относят к фэншуй. Однако последний работает
лишь с потоками энергии ци и считает, что энергия не понимает того или
иного образа и течёт в согласии с законами
физики.
Образная форма, цвет и т. д. для коррекции тех или иных влияний
появилась вследствие персонификации используемых в Китае
обозначений энергии: земли, металла, воды, дерева и огня
Кроме того, фэншуй не использует так называемые зоны «любви»,
«богатства», «семьи», «здоровья». Энергетика каждого дома рассчитывается
индивидуально, используя соотношение времени и пространства. Не бывает
двух одинаковых домов, как и двух одинаковых людей, потому что каждая
точка пространства планеты Земля имеет свою уникальную характеристику, и
каждый человек тоже.
В соответствии с
древним учением, нас окружает великий океан мировой энергии, которая под
воздействием противоположных полюсов распадается на два
взаимодополняющих и противоборствующих потока: положительной энергии -
Ян и отрицательной - Инь. Человек, как губка,
впитывает эту энергию с дыханием, получает с питанием, воспринимает из
окружающей среды биологически активными точками. Энергетические потоки
автоматически регулируются организмом и направляются по меридианам ко
всем органам и клеткам человеческого тела.
Все шло бы раз и навсегда установленным Творцом порядком: но
притаившиеся в глубинах Земли “демоны” (Фенг-Шу) искажают гармонию двух
потоков. Нарушение же равновесия - это болезнь, причем, она может
выражаться либо недостатком, либо избытком энергии.
Язык фэншуй символичен. Методика знаменитого мастера фэншуй
Ян И ( кит.
杨益) концентрировалась
на поиске "дракона" там, где его труднее всего найти. Он подчеркивал
важность "дыхания дракона" для хорошего домохозяйства и описывал подробно
местности, которые выигрывали на этом дыхании. Он сформулировал
некоторые важные теории, которые впоследствии стали основой фэншуй.
Первая его книга вышла под названием «Хань лун цзин» (кит.
撼龙经) «Искусство пробудить дракона»,
вторая книга «Цин нан ао юй» (кит.
青囊奥语), третья «И лун цзин» (кит.
疑龙经 «Правила
скрытого дракона»
прилагает детальные указания для обнаружения дракона в укрытом месте.
В
настоящее время существует две школы фэншуй – ландшафтная и компасная.
Они основаны на различных способах интерпретации глубинных связей между
человеком и его внешним окружением, но такое деление является
исключительно условным хотя бы потому, что в традиционной практике
фэн-шуй геомантические измерения и изучение ландшафтов взаимно
дополняли друг друга при работе.
Представитель компасной школы сначала изучает
астрологический гороскоп хозяина будущего дома и затем определяет
наилучшее расположение жилища. При этом он пользуется компасом ло-пань
для выбора идеального места и ориентировки дома по сторонам света.
Дополнительные аспекты, такие как размеры, пропорции, дата и время
начала строительства, также рассчитываются на основании показаний
компаса, китайской нумерологии и положения небесных тел.
В ландшафтной же школе для достижения тех же
целей используется несколько иной подход: выявляются видимые и
невидимые особенности, присущие конкретному месту, и анализируются.
Основные формы ландшафта символизируются различными мифическими
животными, включая драконов, тигров, фениксов, черепах и других, каждое
из которых имеет несколько смысловых значений. К дополнительным
факторам относятся наличие водоемов или проточной воды, местные
погодные условия и виды, открывавшиеся с каждого главного направления.
В соответствии с конкретными потребностями клиента выбранный ландшафт
должен гармонично сочетаться с предназначением постройки.
Большинство мастеров фэншуй в Китае
пользуются «по-старинке» сочетанием компасного и ландшафтного подходов,
но в последние годы возникло несколько новых школ и течений фэншуй. К
ним относятся «пирамидальная школа ба-гуа», школа символов, согласно
которой все элементы окружающей среды рассматриваются и истолковываются
как символы движения энергии, и метод «чтения ци», делающий акцент на
ощущении энергетических потоков в жилых помещениях, а также на чувствах
и эмоциях жильцов, и предлагающий интуитивные способы для создания
оптимального фэншуй конкретного места или ситуации.
Большинство мастеров фэншуй зарабатывают на жизнь консультациями различных
деловых предприятий и обычных людей. Некоторые совмещают практику фэншуй с гаданием по «И Цзин», хиромантией и астрологией.
В развитых
странах Запада искусство фэншуй быстро превратилось в настоящую
индустрию дизайна и развлечений, утратив свои первоначальные черты.
Скорее это плохо, чем хорошо, но таким образом каждый может выбрать,
насколько глубоко ему проникать в суть предмета: изучить досконально и
полностью или же ограничиться простой перестановкой мебели в гостиной?
Но какой бы путь человек не избрал, все методы и школы фэншуй всегда
будут направлены на достижение гармонии – между человеком и его
окружением
|
|
|