клуб бронникова
galactic.org.ua
обучение

Теоретическая база 1-й ступени

Методологический совет Киевского Клуба Бронникова
Галактический колледж  04.02. - 22.10.2004.
.

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.2 - 7.4

Восьмая глава
Первая часть

Внутренний мир - вся духовная жизнь человека.
Любой субъект рассматривает свое сознание, свою душу, как принадлежащую только ему.
С другой стороны, почти каждый думает, что имеется столько различных душ, сколько различных тел.
Некоторые считают последнее утверждение ошибочным. Но чтобы оценить "наличие" или "отсутствие" чего либо, надо знать содержание самого предмета оценки - что это такое само по себе, каковы характеристики (параметры), откуда и как они появляются, проявляются и т.д.
Таким образом, прежде чем принимать, чью либо "точку зрения" есть смысл провести исследования. Например, содержания внутреннего мира.
Сначала рассмотрим общеизвестные аспекты.

Внутреннее - склонность человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира, ассимилировать их; наделяя их смыслом, включать в круг ценностей; обнаруживая их сущность, делать привлекательными или способными возбуждать интерес.
Речь идет о способе освоения, или об особой форме усвоения, которая отличается от умственного постижения или понимания тем, что она стремится оценить все вещи по достоинству, рассматривает их как стоящие в одном ряду с человеком и перед самим актом присвоения не видоизменяет (в каких-либо намерениях или целях), не подделывает, не улучшает и вообще не насилует их существа каким-либо образом.

Но у каждого ли есть возможность к "особой форме усвоения" - восприятия без "видоизменения", "не подделывая"?
Во-первых, отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности.
Во-вторых, проявления психики во многом сознательно целенаправленны.
В-третьих, психические процессы и осознанна и неосознанна.
В-четвертых, в психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр.

Таким образом, оценивая свое восприятие мы должны знать:
- влияние "активность",
-  влияние "цели" и "целенаправленности",
- границы "сознательного" и "неосознанного",
-  влияние содержания психики.

Активность - фундаментальное свойство живых организмов, выражающееся в их способности производить произвольные движения  и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Преодолевая или используя внешние воздействия для реализации своих потребностей, организм целесообразно реагирует и поддерживает жизненно значимые связи с внутренней и внешней средой.
Начинается процесс активности с состояния "активация".

Активация - состояние системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности.

Возбуждение (в кибернетике) - процесс перехода динамической системы, в т.ч. модели живой клетки или ансамбля клеток, из состояния покоя в какое-либо другое состояние под влиянием возмущающего воздействия (сигнала).
Возбуждение (в физиологии excitatio) - реакция живой ткани на раздражение, основным компонентом которой является изменение физико-химических свойств мембраны и цитоплазмы клеток.
Возбуждение
(биологическое)
- реакция живых клеток на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды, их переход из состояния относительного физиологического покоя к деятельности. Способность клеток к возбуждению называется возбудимостью.

Реакция (лат. reactio от ре - повторное, возобновляемое и actio — действие), действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие.

Реактивность организма (лат. reactio противодействие) - свойство живых существ определенным образом (дифференцированно) отвечать на внешние воздействия и изменения в их внутренней среде.
Реактивность простейших организмов выражается в относительно немногочисленных элементарных изменениях метаболизма, раздражимости, стереотипных двигательных реакциях и др.
Реактивность человека включает все уровни его организации - от процессов, происходящих на молекулярном и даже субмолекулярном уровне, до социально опосредованных поведенческих реакций.

Понятие «реактивность» в большинстве случаев относят к целостному организму; применительно к отдельным физиологическим системам, органам, тканям клеткам и субклеточным структурам чаще используют термин «реактивные свойства». Вместе с тем нередко говорят, например, о реактивности иммунной, нервной, сосудистой систем, реактивности сердца (в т.ч. изолированного от организма), реактивности мышечной ткани, клеток, фагоцитов, Т- и В-лимфоцитов.
Однако, несмотря на то, что указанные понятия неидентичны, во всех случаях подразумевают принципиально сходные по своей сущности явления — качественную и количественную определенность ответов конкретных живых структур и их систем того или иного уровня на различные воздействия.

Таким образом, активность представляет собой следующий процесс перехода:
Сигнал Активация Возбуждение Реактивность Реакция

Для исследования состояния реактивности производят измерение или качественное описание динамики каких-либо показателей жизнедеятельности организма в естественных условиях его существования.
Одной из наиболее сложных задач при исследовании реактивности является оценка полученных тем или иным методом результатов и соответственно самой реактивности. Одним из существенных заключительных этапов оценки является констатация нормальной или ненормальной реактивности изучаемого уровня биологической организации по отношению к тому или иному фактору. Такая оценка непосредственно связана с методологическими и методическими аспектами категории «норма» и ее определения. Применительно к понятию «реактивность» имеется в виду, очевидно, «норма реагирования» изучаемого объекта.

Каждому биологическому виду, в т.ч. человеку, свойственны определенные видовые закодированные в генотипе особенности реагирования, т.е. определенная видовая реактивность.
В пределах вида она модифицируется рядом факторов: расовой и национальной принадлежностью, полом, возрастом и разнообразными условиям существования. Значительное влияние на состояние групповой и индивидуальной реактивности могут оказывать питание, условия быта, труда и отдыха, географические пояса обитания, циркадные, месячные, годовые и другие биоритмы, метеорологические условия, объем и характер получаемой информации, нервно-психический статус и другие факторы. При этом роль каждого из них применительно к разным уровням реактивности и к реакциям на различные воздействия может варьировать в широких пределах.
Из сказанного следует, что полученные в результате исследований реактивности данные необходимо соотносить с подходящими по существенным факторам нормативами реакций на соответствующие воздействия. В результате такого сравнения делается заключение о нормальной или ненормальной реактивности исследованной категории клеток, тканей, органа, физиологической системы или организма в целом по отношению к определенным воздействиям.

Реактивность описывается качественными и количественными параметрами.
Количественно различают нормальную реактивность (нормергию), ослабленную по сравнению с нормой (гипоэргию), усиленную (гиперергию), а также полное отсутствие реакции (анергию).
В качественном отношении выделяют обычную и извращенную реактивность. Последняя может выражаться в противоположных по направленности реакциях (например, сужение кровеносных сосудов вместо обычно наблюдаемого расширения) или в реакциях, полностью отличающихся от нормальных.

Реактивность подразделяют также на физиологическую и патологическую.
Физиологическая реактивность практически совпадает с понятием «нормальная реактивность».
Патологическая реактивность характеризуется тем, что соответствующие реакции, существенно отличающиеся от нормальных, имеют отрицательное биологическое значение для организма. При этом ненормальная реактивность в разных случаях может иметь для организма вредное, нейтральное или полезное значение (например, анергия как защитная реакция животных при опасности, наркотическое угнетение нервной системы при болезни, раздражениях, выпадение второстепенных по значимости реакций при выраженном энергетическом дефиците и др.).

Абстрактной реактивности не существует; это свойство проявляется лишь по отношению какому-либо определенному раздражителю или группе раздражителей.

Раздражитель - фактор окружающей или внутренней среды, изменяющий состояние возбудимых структур.
Раздражение - воздействие факторов окружающей или внутренней среды (раздражителей) на органы и ткани.
Раздражимость - присущая живым объектам способность отвечать на воздействие факторов окружающей или внутренней среды изменением своего состояния или деятельности.

Таким образом, активность представляет процесс перехода:
Сигнал Раздражитель Активация Раздражение Возбуждение Реактивность Реакция

Обеспечивают раздражимость организма сигнальные системы.
Сигнал (от латинского signum – знак), знак, физический процесс (или явление), несущий сообщение (информацию) о каком–либо событии, состоянии объекта наблюдения либо передающий команды управления, оповещения и т.д.
Сигнальные системы (от лат. signum - знак и греч. systema - целое, соединение) - это системы ориентировки на признаки окружающей среды. Сигнальная система состоит из элементов и связей, обеспечивающих:
- прием входящего сигнала (сенсорный элемент, рецепторы - выдают в систему результат приема входящего сигнала),
- проведение сигнала от сенсорного элемента (афферентный путь от лат. afferens, afferentis приносящий),
- обработка сигнала аналитическим элементом системы (анализ сигнала, принятие решения, формирование ответного сигнала),
- проведение исходящего сигнала от  аналитического элемент (эфферентные путь),
- реагирование системы (эффектор).

Метода Бронникова, Методологический совет Киевского Клуба Бронникова

Жизнь организма обеспечивается огромным количеством сигнальных систем
 - минерального,
 - клеточного,
 - организменного,
 - интеллектуального,
 - общественного уровней человека.

Общеизвестна роль центральной нервной системы как наиболее важной структуры в реализации ответных реакций организма на действие факторов внешней среды.
Анатомически выделены физиологически организованные рецепторы зрения, слуха, тепла, холода, вкуса, запаха и т.д. Они позволяют воспринимать воздействия, преобразовывать их во внутренний сигнал, который, являясь достаточно элементарным (нервный импульс) тем не менее, порождает все многообразие процессов жизнедеятельности организма.
Вместе с тем регулирующее значение нервной системы не касается одновременно всех тканей и клеток организма, тогда как непрерывное общение с факторами окружающей среды требует постоянного коррегирования одновременно всех клеток организма, процессы самовоспроизведения которых идут с различной скоростью, но всегда синхронно друг с другом в соответствии с выполняемой работой.

Полный объем функционирования сигнальных систем организма представляет собой огромное количество одновременных разнохарактерных процессов и не поддается фиксации.
Однако даже простейший организм почему-то справляется с этой гигантской работой и выполняет активное поддержание и самовоспроизведение своей специфической структуры. Обеспечивает процессы, относящиеся к "способности к самоорганизации".
Таким образом, любой организм обязательно умеет управлять огромным количеством сигнальных систем, всем организмом в целом.
Но и управляющих структур у него должно быть несколько - одни решают процессы клеточного уровня, другие организменного и т.д.
Например, хорошо известно, что процессы самовоспроизведения клеток определяются наличием 2-х компонентов: 1 – деятельностью генетического аппарата клетки и 2 – утилизацией энергии, существенной стороной образования которой является непрерывность поглощения кислорода.
Механизм синхронизации вне- и внутриклеточных процессов физиологической регенерации клеток различных тканей (лат. regeneratio возрождение, возобновление), трехмерность их построения должны иметь единую основу регуляции, включающую простую по строению, всеобъемлющую по распространению, естественную по происхождению природу.
Регулирование компенсирующее, направленное на устранение вызванных каким-либо фактором изменений регулируемого параметра.

Регулирование
(от лат. regulo — устраиваю, привожу в порядок) - поддержание постоянства или изменение в желательном направлении значения некоторого параметра, характеризующего управляемый процесс.
Автоматическое регулирование осуществляется автоматическим устройством (регулятор), по требуемому закону поддерживающим постоянство или изменение некоторой физической величины, характеризующей управляемый процесс. Осуществляется приложением управляющих воздействий к исполнительным механизмам, непосредственно определяющим ход процесса.
Автоматический регулятор с помощью чувствительного элемента (сенсора, датчика), в зависимости от принципа регулирования, измеряет или регулируемую величину, или возмущающее воздействие и при помощи преобразователя или вычислительного устройства в соответствии с законом регулирования и вырабатывает воздействие на регулирующий орган объекта.
Принцип регулирования осуществляет корректирующее устройство, обеспечивающее устойчивость и требуемое качество процесса регулирования.

Таким образом, автоматическое регулирование обеспечивается системой
Датчик Корректирующее устройство Исполнительное устройство

Датчик - обособленное звено сигнальной системы, предназначенное для восприятия контролируемой величины и преобразования ее в сигнал, удобный для передачи на вторичный уровень системы с целью его дальнейшего преобразования или регистрации.

Коррекция (лат. correctio исправление, от corrigo, correctum выпрямлять, исправлять) - поправка, частичное изменение или исправление корректируемого процесса или явления.

Любой входящий сигнал подвергается обработке (коррекции) и уже, будучи трансформированным (лат. transformatio превращение) поступает на следующий уровень системы регулирования.
Здесь мы подошли к одному из главнейших наших вопросов: "Что собой представляет корректирующее устройство и по каким принципам оно осуществляет коррекцию?"

Принцип
(от лат. principium - начало, основа, princeps - первый, главный) - основанье, правило, основное исходное положение, основа, от которой не отступают.

8. Вторая часть

Стабилизация на основе принципов саморегулирования является первичной и решающей чертой жизненного процесса, именно она обеспечила поступательное развитие структур в предбиологическом периоде.
Сегодня известно, что никакие близкие к жизни субстраты, в том числе и белок, сами по себе не могут составить жизни, если они не вовлечены в какую-то более обширную систему, функционирующую по принципу саморегуляторной стабилизации.
При этом, в отличие от неживых систем, в организме не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а наблюдается обратное: восстанавливаются разности энергетических потенциалов, химического состава и т.д. Фактически непрерывно происходит работа "против равновесия".
И этот механизм "внутреннего сопротивления" заметен уже на молекулярном уровне функционирования мозга человека. Именно он запускает такие высшие формы реагирования живого организма как восприятие, мышление, осознанное действие и стремление к саморазвитию.

Саморегулирование организма человека происходит автоматически (греч. automates самодействующий, самопроизвольный).
Необходимость автоматизма обусловлен следующим рядом факторов.
1 - время, скорость.
Например, гомеостатические механизмы должны обеспечивать сохранение состояния системы во время действия возмущающих факторов. В некоторых случаях время реагирования исчисляется в сотых долях секунды.
2 - пространство, пространственная локализация.
Например, в пространстве отдельной клетке проходят одни процессы. А в тоже самое время в пространстве органа проходят другие процессы.
3 - функции.
Например, зрительное восприятие обеспечивается целым рядом систем с разными функциями (процессы в фоторецепторных клетках сетчатки, передача нервного импульса, мышечные сокращения, бессознательные аналитические процессы, осознание зрительного образа)
4 - количество, состав элементов.
Например, акт осязания обеспечивается работой многих  элементов (элементы механорецепторов кожи, элементы нервных путей,  элементы отделов головного мозга).
5 - носитель информационного сигнала.
Например, на клеточном уровне информационный сигнал может иметь элементарную и молекулярную основу (обмен "веществ") - молекула, ион. В свою очередь в нервной системе информационный сигнал (нервный импульс) представляет собой сложную цепочку молекулярных, электрических и  полевых взаимодействий. В свою очередь сигналы общественного уровня могут иметь только волновой характер (звук).

Методологический совет Киевского Клуба БронниковаТаким образом, система регулирования характеризуется с трех позиций.
1 - параметры системы - скорость, пространственная локализация, носитель информационного сигнала, состав элементов системы.
2 - функция системы - восприятие, движение, мышление и т.д.
3 - характер управления системой - автоматический, полуавтоматический, неавтоматический - сознательный или произвольный.

Эта статья начинается с  выражения: "Человек - организм" (глава 1, часть первая)
Если вам удалось, хотя бы поверхностно фиксировать содержание предыдущих глав то вы легко можете начать понимать (не "верить" и не "допускать", а именно "понимать") что
1 - параметры всех функциональных систем организма человека ни когда не будет возможным фиксировать в реальном времени (одномоментно),
2 - функциональные системы организма человека регулируемы и управляются.

Задача этой статьи проста - предоставить общеизвестные теоретические научные данные для тех, кто готов развивать себя - свои способности, свои возможности в восприятиях и управления собственным организмом. Если сказать проще - начать осознавать процессы своей жизни.

Применяемый нами алгоритм обучения прост:
- получил (ощущение),
- зафиксировал (функция внимания),
- воспроизвел (сознательно вызвал ощущение - функция управления),
- осознал.

Текст этой статьи является теоретическим приложением к практическим занятиям учеников Киевского клуба Бронникова.
Наши практические занятия создают условия для "получения", "фиксации", "воспроизведения".
Теоретические занятия Методологического совета создают условия для "осознания".
Если мы действительно хотим развиваться, то одно не возможно без другого.
Поэтому девятая и дальнейшие главы этой статьи будут описывать уже конкретно практические аспекты Метода Бронникова и ряда других практик.
Таким образом, от рассмотрения "общеизвестного" мы переходим к рассмотрению "известному для практиков" - "индивидуальному".

В связи с этим доступ к следующим главам возможен только для участников программы Киевского клуба Бронникова "ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСС 1-й ступени Метода Бронникова" (условия для участия здесь)

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12 2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.2 - 7.4

 Обсуждение на  ФОРУМЕ

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -