клуб бронникова
galactic.org.ua
обучение

Теоретическая база 1-й ступени

Методологический совет Клуба Бронникова
Галактического колледжа
Киев 04.02. - 11.10.2004.
.

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1

6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Пятая глава
Вторая часть

Неандертальский философ, получив от "путешественника во времени" радиоприемник, сказал бы: "Либо в этом ящике сидят маленькие люди, либо никто не говорит из него со мной, потому что это только голос, сохраненный колдовским способом".
Но ни то ни другое не будет верно: людей в ящичке действительно нет, но они говорят оттуда, находясь в другом месте.
Если бы этот неандерталец и его соплеменники не делали ничего другого, как только гонялись за этим голосом, ставили на него капканы, ловили бы его ореховыми скорлупками и т.п., то и за тысячу лет они на волос не сдвинулись бы в решении этой загадки. Поэтому вполне вероятно, что мы беремся за проблему парапсихологии не с той стороны.

  

Мы гоняемся за какими-то вторичными, побочными явлениями, ищем средоточия тайны там, где ничего нет.
Где же ее искать? Вне этих явлений, которые суть следствие, а не причина, в соответствии со следующей аналогией.
Чтобы разгадать загадку радио, нужна теория, но ведь это теория электромагнетизма Максвелла, а не теория акустических волн. Изучая голос, исходящий из динамика, вы никогда не дойдете до теории Максвелла. Исследуя же явления электромагнетизма, вы как бы побочно дойдете и до техники радиопередач. С точки зрения одной лишь теории акустики звучание радио выглядит чистым чудом. "Акустические" теории ни в коей мере не подходят для объяснения механизмов рассматриваемых нами явлений.

Также и понятие "Смысл", являясь результатом сложных и не всегда известных процессов Восприятия, Сознания, Осознания, не такое простое, как может показаться в первый момент.

Восприятие (perception) - чувственное, ощущение (sensation) представляет собой этапы:
Получение сигналов
("+",  "-", "М", "Т", "О", "[]" и т.д.) - это процесс получения Раздражения (совершается в сенсорах).
Фиксация значений
раздражений
( "+" - это значит "температура 0", "-" - это значит "температура 1", "Т" - это значит "давление 0", "М" - это значит "давление 1", "[]" - это значит "округлость 0", "О" - это значит "округлость 1" ) - это процесс, формирующий Элементы раздражения (совершается калибровка сигналов в сенсорах и в нервных путях).
Определение отношений между элементарными образами
("+" это значит "теплее "-" на 1", "-" это значит "холоднее "+" на 1", "М" это значит "мягче "Т" на 1", а "Т" это значит "твердее "М" на 1" ,"О" - это значит "круглее "[]" на 1", "[]" - это значит "квадратней "О" на 1" ) - это процесс, формирующий Элементы восприятия (совершается в отделах мозга).
Соединение определенных элементов восприятия между собой
("+М" - это значит "теплое мягкое" относительно "-Т" - "холодного твердого") - это процесс формирования чувственного образа - Образа восприятия (совершается в отделах мозга).

Этапы формирования Образа восприятия самим человеком не осознаются.
Но и современная наука не может объяснить механизмы даже такого распространенного явление как формирование Зрительных образов во время сновидений.
Изучение механизмов восприятия сталкивается с рядом трудностей:
- количество элементов (миллиарды нейронов);
- скорости процессов (скорость распространения нервного импульса достигает 70-120 м/сек, типичный мелкий нейрон имеет, по-видимому, порядка миллиона натриевых насосов, способных перемещать около 200 миллионов ионов натрия в секунду);
- разность элементов в размерах (мембранные каналы от 0,8 нм и их плотность доходит до 10000 на квадратный микрон, тело нейрона может иметь диаметр от 5 до 100 микрометров, а длина некоторых аксонов бывает более 1 м.);
- разные пространственные характеристики процессов (электрические поля, ионы, кванты света, молекулы медиаторов, клетки сенсоров и сами органы восприятия).

 

Сознание представляет собой этапы:
Получение образа восприятия
("теплое мягкое", "холодное твердое", "круглого мягкого" и т.д.) - это процесс получения Впечатления (совершается в высших отделах мозга).
Фиксация значений
впечатлений
("теплое мягкое" отличается от "теплое твердое" и отличается от "холодное твердое") - это процесс, формирующий Сознательные элементы (совершается в высших отделах мозга).
Определение отношений между сознательными элементами
("теплое мягкое" это противоположность "теплого твердого" по температуре и одинаково по давлению) - это процесс, формирующий Сознательный образ (совершается в высших отделах мозга).
Соединение осознанных образов между собой
("+" соединенное с  "Т" и "О" это значит "теплое твердое круглое" и т.д.) - это процесс формирования Смыслового образа (совершается в высших отделах мозга).

Этапы формирования Смыслового образа самим человеком не осознаются.
Но и современная наука не может объяснить механизмы даже таких распространенных явлений как Мысль, Память.
Изучение механизмов сознания сталкивается с рядом трудностей:
- количество элементов (как минимум все, что воспринято человеком в течении жизни - Зрительные, Тактильные, Вкусовые....образы);
- скорости процессов (еще древние китайские мыслители утверждали, что самое быстрое это мысль);
- разность элементов в размерах (Например, сколько явлений подходит к образу "теплое мягкое круглое"? Что это могло б быть? Мяч, помидор, персик? А "твердое холодное квадратное" - шкаф, ящик, корпус телевизора, холодильника? Кто считал количество смысловых элементов необходимых для определения "телевизор", "монитор"?).
- разные пространственные характеристики процессов (внутренний мир - мышление, внешний мир - речь, поступки).

Осознание представляет собой этапы:
Получение смысловых образов
("мяч", "помидор", "персик" и т.д.) - это процесс образования Модели (совершается в нейронных сетях высших отделах мозга формируется матрица).
Фиксация значений
модели
("мяч" отличается от "персика" отличается от "помидора") - это процесс формирования  Осознанного образа (совершается в нейронных сетях высших отделах мозга - формируются сигнальные связи между матрицами).
Определение  значений осознанного образа
("мяч" - это "искусственного происхождения игрушка из резины зеленого цвета", "помидор" - это "живой природного происхождения съедобный кисло-сладкий сочный плод красного цвета с запахом... помидора") - это процесс, формирующий Понятие (совершается в нейронных сетях высших отделах мозга - формируется матрица сигнальных связей между матрицами).
Соединение понятий
("+" соединенное с  "Т" и "О" - это значит "теплое твердое круглое") - это процесс  формирования Символа (совершается в нейронных сетях высших отделах мозга - формируются  сигнальных связей матриц сигнальных связей между матрицами).

Этапы формирования Символа самим человеком не осознаются.
Но и современная наука не может объяснить механизмы даже такого распространенного явление как Мышление.
Изучение механизмов осознания сталкивается с рядом трудностей:
- количество элементов (как минимум словарный запас человека, смысловые образы не вербального порядка - эмоции);
- скорости процессов (как быстро человек понимает знакомое слово еще никто не смог замерить);
- разность элементов в размерах (Например, сколько мыслительных процессов обеспечивает покупку дома? А процесс решения задачи: 2+6-1 =? ).
- разные пространственные характеристики процессов (внутренний мир - мысли, эмоции; внешний мир - речь, поступки).

Таким образом, мы имеем следующие переходы:
Восприятие - это
Раздражение Элементы раздражения Элемент восприятия Образ восприятия
Сознание - это
Впечатление Сознательный элемент Сознательный образ Смысловой образ
Осознание
- это
Модель Осознанный образ Понятие Символ

Фактически, когда мы видим помидор - это Зрительный образ ("шар красного цвета").
Когда берем его в руки - это Тактильный образ ("мягкий теплый гладкий легкий").
Когда его едим - это Вкусовой образ ("кисло-сладкий сочный").
Можем понюхать помидор.
Так у нас сформировалось Впечатление о помидоре.

Если мы несколько раз сознательно вызовем это впечатление, то сформируется Сознательный элемент - "теплый мягкий красный..." - это "помидор".
Если после этого вам стоит только закрытыми глазами потрогать помидор и у вас возникнут его зрительный, вкусовой, обонятельный... образы то вы смогли получить Сознательный образ.
Если вы также понимаете степень полезности помидора для вашего организма - это уже Смысловой образ.
Так происходит всегда, но обычно Сознание фиксирует только какие-то фрагменты цепочки формирования Смыслового образа.
Для обычного сознания это слишком быстрые процессы - просто мгновенье!

Далее Смысловой образ упрощается до Модели - краткого описания. Фактически, когда обычный человек думает о помидоре его сознание имеет дело всего лишь с Моделью помидора.
Модель получает Имя - "помидор". Если теперь вам сказать слово "помидор" и у вас возникнет что-то из его зрительного, вкусового, тактильного, обонятельного образа то вы смогли получить Осознанный образ (слово осознается).
В вашем Осознанном образе закодированы осколки-характеристики первоначальных впечатлений от действительного помидора и если вы Знаете что тот  Осознанный образ сформирован на основе определенных характеристик из них у вас формируется Понятие - "помидор" (понимание характеристик помидора).
Если понятие "помидор" связать с понятием "здоровье" то у вас получился Символ здоровья - "Помидор".
Вот и получился "Смысл, стремится к помидору" потому что это "Здоровье".

5. Третья часть


Смысл здравый
- совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки явлений внешнего и внутреннего мира (поступков, желаний и т.д.).

Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством которой он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям.
Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии или такие проявления Сознания как чувство, интерес, эмоция, «значащее переживание».

Таким образом, сознательное отношение к процессам формирования  смысла лежит через Осознание механизмов Сознания обеспечивающих Восприятие Раздражения.
Если кому-то эта практика покажется сложным делом, то можно начать с более доступного. Осознание механизмов чувств, интересов, эмоций, «значащих переживаний» - это также прогрессивное дело.

Но Прогресс (от лат. progressus) - как поступательное движение, вполне может быть progressus in infinitum - прогресс в бесконечность.
Еще философия периода Просвещения, основываясь на блестящих результатах естествознания в эпоху открытий и изобретений, сделала вывод о неограниченном могуществе человеческого разума. Согласно диалектике Гегеля, прогресс является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. В отстаиваемой им вере в прогресс содержится убеждение, что у человечества нет другой задачи, кроме как идти вперед по пути к все большему овладению природой.
Прогресс характеризуется в эволюции жизни тем, что в течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные живые существа, т.е. живые существа, которые становятся более восприимчивыми к определенностям окружающих их объектов и, т. о., достигают все более адекватного познания.

Адекватный (от лат. adaequatus - приравненный) - соответствующий, согласующийся, соразмерный. Представление является адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится, если оно «правильно». В этом смысле надо понимать слова Фомы Аквинского о том, что истина есть соответствие (лат. adaequatio) объекта и представления.

Но "Объект" - это сигнал, приводящий к раздражению рецепторы организма. Мы по произведенному действию на наши органы чувств создаем представление о его причине, хотя на самом деле мы непосредственно имеем дело лишь с возбуждением нервов, т.е. с воздействиями внешних объектов, а не с самими объектами.
Но психическая деятельность, заканчивающаяся выводом, что перед нами в определенном месте находится определенный объект с определенными свойствами, как правило, является неосознанной деятельностью. По своему результату такой вывод совпадает с умозаключением.

Однако от умозаключения в его обычном понимании эта психическая деятельность отличается тем, что она не является актом сознательного мышления.
К сознательным умозаключениям приходит, например, астроном, вычисляющий положение звезд и расстояние до них на основе перспективных изображений в различные моменты времени и для различных точек земной орбиты. Его умозаключения опираются на осознанное знание законов оптики. Но в обычных актах зрения такие знания отсутствуют. Следовательно, психические акты обычного восприятия можно назвать бессознательными умозаключениями, отличая их от обычных, так называемых сознательных умозаключений.

Умозаключение - формальнологический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения - вывода.

Бессознательные умозаключения о причинах чувственных впечатлений по своим результатам сходны с заключениями по аналогии (греч. analogia, analogy сходство). Например, поскольку в громадном большинстве случаев стимуляция височной области сетчатки исходит от внешнего света, падающего со стороны переносицы, мы заключаем, что тоже имеет место в каждом новом случае стимулирования той же части сетчатки.
Точно так же мы считаем, что всякий живущий человек умрет, потому что весь предшествующий опыт показывает, что умерли все люди, жившие до нас.
Именно потому, что эти бессознательные заключения по аналогии не являются свободными актами сознательного мышления, они непреодолимы; от них нельзя избавиться путем более глубокого понимания действительного положения вещей.
Тем более, что мы в значительной степени вырабатываем в себе способность не замечать субъективных явлений и судить об объектах независимо от них, хотя ввиду их интенсивности они могли бы быть легко замечены.

Самый общий признак субъективных зрительных явлений заключается в том, что они сопровождают движение взгляда по полю зрения. И послеобразы, и «летающие мухи», и слепое пятно, и световая пыль темного поля движутся вместе с перемещением глаз, совпадая последовательно с различными неподвижными объектами в поле зрения. С другой стороны, если одни и те же явления неизменно возникают в тех же местах поля зрения, то они воспринимаются нами как объективные и присущие внешним предметам.

Итак, первое, чему мы должны научиться, — это обращать внимание на наши ощущения.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии.
В современной психологии изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием сложных технологических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания.
Вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость.

В современной психологии выделяют три вида внимания:
произвольное - привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий;
непроизвольное - возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует значительных усилий (свойственно только человеку);
постпроизвольное - сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение не требует специальных умственных усилий.

 

Таким образом, обучение предстоит не из легких.
Во-первых, это требует значительных усилий.
Во-вторых, на этом пути будут возникать препятствия.

Сначала стоит сказать о препятствиях.
Это важно знать уже только потому что мало смысла собираясь в путь не учитывать условий достижения цели. Тем более что для приложения усилий необходимо направление их приложения - цель.
И первое препятствие - это неправильное направление, неправильная Цель.
Второе препятствие - это неправильное отношение к препятствиям.
Третье препятствие - это ненадежные партнеры.

Не одно из "препятствий" не существует само по себе - то с чем не пересекается ваш путь, препятствием вам быть не может.
Только в контакте с вами что-то может быть "помощью" или "препятствием".
И в каждом препятствии выделяются два аспекта:
1) его объективная часть, заданная независимыми от субъекта причинами;
2) субъективная, заданная особенностями конкретного человека.
Соответственно выделяются:
1) препятствия внешние - преимущественно объективного характера;
2) препятствия внутренние - преимущественно субъективного характера.

Препятствия внешние - носят преимущественно объективный характер. Объективная составляющая препятствия психологически интересна, лишь, поскольку она обусловливает прерывание действия и, следовательно, недостижение или отсрочку мотива.

Мотив (от лат. moteo - двигаю) - движущая сила, повод, побудительная причина.
1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация).
Мотив не определяет действие, он только проявляется «в и через  действия» (Сартр).
2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.
В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.
3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивация (лат. motivatio) - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.

Препятствия внутренние - носят преимущественно субъективный характер.
Можно выделить четыре класса препятствий внутренних, определяющих содержательные различия порождаемых ими смыслов личностных.
1. Конфликтующие смыслы.
Дело в том, что обстоятельства, сопутствующие реализации некоего действия, могут препятствовать реализации других действий, не менее значимых. Так, разнообразие отношений, множественность мотивов и соответственных действий уже порождает препятствия внутренние и конфликтные смыслы.
2. Черты личностные и субъективные представления о них самого человека.
Так, если нетерпеливому человеку требуется проявить скрупулезность, его личные качества будут переживаться им как препятствие, хотя сам он, скорее, будет приписывать «преградный» смысл внешним обстоятельствам.
3. Высшие ценностные образования личности, ее идеалы, ориентации ценностные.
Так, обстоятельства, практически способствующие действию, могут противоречить ориентациям ценностным данной личности.
4. Ожидание неуспеха своего действия, или же ожидания негативных санкций, в том числе просто неблагоприятного мнения окружающих  и пр.
Здесь имеется в виду не оценка вероятности успеха, но преобладание мотивации избеганий над мотивацией достижения: человека больше страшат последствия возможной неудачи, нежели привлекают следствия успеха.

Итак, обучению - "обращать внимание на собственные ощущения" всегда будет сопутствовать обучение - "обращать внимание на собственные препятствия".
И умение адекватно относится к препятствиям, является необходимым условием прогресса любого ученика.

Теперь о "надежных партнерах".
Их нет, не было и никогда не будет. И не надейтесь!

Надежда - эмоциональное переживание. Возникая при ожидании субъектом некоего желаемого события и отражая предвосхищаемую вероятность его реального осуществления, надежда формируется на основе субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом.
Предсказывая возможное развитие событий, надежда играет роль внутреннего регулятора деятельности.

Надежность предсказаний зависит от степени познания причин, обуславливающих ожидаемые события.
Надежность отражает точность измерения и устойчивость результатов.
Надежность можно установить двумя общими способами:
1) путем сравнения результатов, полученных разными диагностами;
2) путем сравнения результатов, полученных применением данной методики или теста в идентичных условиях.

Таким образом, обучению - "обращать внимание на собственные препятствия" всегда будет сопутствовать обучение - "познанию причин, обуславливающих ожидаемые события".

И, ориентированное в "прошлое", "надежда" будет самым коварным и ненадежным партнером на вашем пути.
Во-первых, вы все время меняетесь и "вы в прошлом" уже не тот что "сегодня".
Во-вторых, "основываясь на субъективном эмоциональном опыте", вы не в состоянии "познавать причины, обуславливающие события".

Таким образом, ученик всегда стоит перед выбором:
- основываться на "надежде" в "надежность партнеров" ("Учитель", "Метод", "Советчик", "Собственное переживание", "Внешнее событие" и т.д.) или
- отказаться от "надежд" и стремится "видеть" каждую ситуацию во всей ее оригинальности.

Но такой выбор - это непосильная задача для любого человека и, фактически, "Ученик" - это почти невозможное явление!
Сама суть процесса обучения - это процесс трансформации (transformatio - превращение) "опыта, полученного в прошлом" в "опыт данного нового и оригинального переживания"

 

Оригинал (от лат. originalis - первоначальный), подлинник, подлинное (в отличие от копии).
Ново... - первая часть сложных слов со значением:
 1) новый, впервые появившийся;
 2) относящийся к новым местам, к новому месту;
 3) противоположный древнему, следующий за ним;
 4) сверх, очень (напр. Новомодный);
 5) только что начинающий, только что появляющийся, рождающийся.

Таким образом, "конфликт смыслов" неизбежен.
Смысл, сформировавшийся на основе "подлинного" случившегося в "прошлом", всегда будет в чем-то противоречить "подлинному" "нового".
Являясь "продуктом внутренней активности" прошлого опыта, Смысл всегда будет должен либо меняться в соответствии с новыми данными оригинального опыта, или противодействовать им. И чем выше "надежность" прошлого опыта, и чем меньше известны процессы и механизмы его получения, тем больше шансов у "старого" победить "новое" - трансформировать, адаптировать или просто игнорировать (не фиксировать).
И чем выше "надежность" прошлого опыта, и чем меньше известны процессы и механизмы его получения, тем больше шансов у "старого" победить "новое".
Но так как "смысл" "является продуктом несознательной и произвольно нерегулируемой внутренней активности", то и "конфликт смыслов" также "несознательная и произвольно нерегулируемая внутренняя активность".
И вспышки "здравый смысл", как "совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки" будут далеко не первым врагом "нового опыта".
Но если  не зафиксировано "новое" то нет и возможности для реализации способности к обучаемости - просто нечему обучатся!
Таким образом, обучаемость и "конфликт смыслов" - это единый процесс.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний, умений и навыков в ходе обучения.
Различаются:
1) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;
2) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.
В основе обучаемости лежат:
1) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;
3) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
Познание - это усвоение положения вещей, состояний и процессов с целью нахождения истины.
Истина - это правильное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Таким образом, Прогресс (от лат. progressus), как поступательное движение в сторону адекватного представления, о явлении или объекте, напрямую зависит от талантов, от одаренности индивида к обучаемости.

Талантливость - наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренность
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренность имеет психофизиологические, дифференциально-психологические и социально-психологические основы.
Совокупное значение этих основ и определяет как наличие одаренности, так и проявление таланта каждого отдельного индивида.

Таким образом, успех в обучении "обращать внимание на свои ощущения" зависит от:
- психофизиологических (психо - от греч. psyche - душа, физио - от греч. physis - природа и лого - от греч. lоgos - слово, учение),
- дифференциально-психологических (франц. differentiation, от лат. differentia - разность, различие),
- социально-психологических (лат. socialis - общественный) аспектов.

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1

6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Обсуждение на  ФОРУМЕ

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -



Заказать в пекарне. Много начинки, вкусное тесто, просто объедение
tatvipechka.ru