1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12
2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2
|
Шестая глава
Третья часть
Фактически, учебный процесс представляет собой
отношения между "Учителем", "Учеником" и "Предметом обучения". |
Предмет обучения может представлять собой:
- знание (познание),
- навыки (практика),
- способности.
|
|
Знание -
проверенный практикой результат познания
действительности, верное ее отражение в мышлении человека;
обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в
субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно
построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для
того чтобы рассматриваться как знание.
Познание - это усвоение
положения вещей, состояний и процессов с целью нахождения истины.
Истина - это правильное
отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. |
Таким образом, "знание" как предмет изучения, представляет собой
отношения:
|
Предмет |
|
Ученик |
|
В этом случае отношения между "Учителем",
"Учеником" и "Предметом обучения" представляют собой:
|
Учитель |
|
Ученик |
|
Предмет |
|
Следовательно, при цели обучения - "получить
знание", все участники процесса автономны, свободны и
независимы. |
Навык (автоматизированное умение) - действия, которые
в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. не
нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Сознательный
контроль действий при осуществлении навыка минимален.
Физиологический
механизм навыков - динамический стереотип (модель действий и программа
действий).
Формирующийся в специализированных структурах центральной нервной системы
динамический стереотип ведет к соответствующей модификации исполнительных
органов.
Неосознанные, складывающиеся в ходе
приспособления к окружающей среде навыки характерны для животных, но
аналогичные им по психическому механизму возникают и у человека. Но пока они не
осознаны, их практически нельзя передать другому человеку.
Только осмысленные,
осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки как высшая их форма дают
возможность человеку сохранять сознательный контроль над своими действиями и
сравнительно легко их перестраивать.
Поэтому различаются навыки:
- исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их
компонент;
- вторично автоматизированные, формируемые с предварительным
осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно
контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.
Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем
заучивание при участии сознания. При этом осознанию принадлежит очень важная
роль.
Такой процесс формирования навыка включает в себя определение его
компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь
высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между
компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к
воспроизведению.
Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно
известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной
тренировки - тренировки движений в плане представления, при внешней
неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике:
разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения.
Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же
смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под
сознательным контролем.
Итак, выработка навыка - процесс, как бы идущий с двух противоположных
сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений
произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы, и отрабатывается их
выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс
автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя
значительную часть работы, организуемой сознанием.
На формирование навыка влияют следующие эмпирические (греч. empeiria опыт) факторы:
1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление,
формирование в целом или по частям;
2) для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, наличие
знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение,
косвенное наведение и пр.), связь обратная;
3) для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность
перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность,
интериоризованность [interiorization - переход извне внутрь], скорость и пр.).
Различные сочетания этих факторов
создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в
начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без
которых оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.
Опыт - это, прежде всего совокупность
всего того, что происходит с человеком в его жизни (его реальность) и что он
осознает.
Человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о
своих добродетелях и пороках, человек также может иметь опыт и о мыслях,
идеях, знаниях (внутренний опыт).
В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о
действительности. Опыту надлежит быть упорядоченным, сверенным, объединенным
с помощью мышления и даже исправленным, дополненным.
К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же
время познанию нельзя останавливаться только на опыте. Согласно Дильтею,
всякая наука есть опытная наука, но только психическая жизнь, а не внешний
мир может быть испытываем непосредственно, поскольку "весь опыт имеет свою
первоначальную связь и свое определяемое этой связью значение в условиях
нашего сознания, внутри которого он выступает, - т.е. в границах нашей
природы».
Значение и важность опыта были исследованы Кантом в «Критике чистого
разума»: опыт есть главный продукт нашего рассудка. С него начинается все
познание (Кант говорит о «Bathos» - бездне опыта). Но суждения опыта никогда
не являются строго, а всегда только приблизительно всеобщими. Всякое
расширение нашего познания не может опираться ни на что другое, кроме как на
расширение опыта. Однако сам опыт является результатом деятельности духа,
предполагая известные «формы рассудка», которые только и делают возможным
опыт.
Таким образом, "навык" как предмет изучения, представляет собой
следующий процесс:
Предмет |
|
Готовность к
обучению |
|
Ученик |
В этом случае отношения между "Учителем",
"Учеником" и "Предметом обучения"представляют собой:
|
Учитель |
|
Ученик |
|
Предмет |
|
Следовательно, при цели обучения - "выработать
навык", все участники процесса включаются в иерархическую
цепочку отношений:
|
Учитель |
|
Ученик |
|
Предмет |
Таким образом, в таком процессе достижения
результата обучения (выработка навыка) все участники процесса
автономны но и зависимы:
- Учитель зависит от опыта Ученика;
- Ученик зависит от своей Готовности к обучению.
|
Здесь вступают в силу два фактора:
- познанию нельзя останавливаться только на опыте;
- навык, как модель и программа действий, основаны на прогнозировании.
Факторы "отношение познания к опыту" и "прогнозирование" присутствуют
при всех видах обучения.
Но если при цели обучения - "получить знание" они автономны (личность
ученика имеет равное значение по отношению к личности учителя, а сам
"предмет изучения" так же независим от их восприятия), то при цели
обучения - "выработать навык" личность ученика приобретает
главенствующую роль.
- |
|
Личность,
персона (лат. persona - маска, роль актера).
Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь
природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве.
Все, что относится к личности, персоне, называется персональным.
Термином "персона" называют личность индивида в том виде, в каком она
представлена другим, в противоположность аутентичному Я. Согласно Юнгу, персона дает
возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту
роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса
между внутренней психологической структурой личности и обществом.
Таким образом, персона дает возможность индивиду приспосабливаться к
требованиям его окружения.
Индивидуальность (лат. indiduum -
неделимое, особь) - понятие, обозначающее уникальный набор более или
менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному
человеку.
1) Своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих
сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для
обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе
людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность).
2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде.
Индивидуум -
особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее
самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных
только на ее целостности.
Строго говоря, это определение может быть принято только для высших
животных, включая человека, тогда как, например,
некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет
самостоятельной.
«Применимость термина «индивидуум» начинается лишь там, где существует
определенное отношение между единством целого и множеством частей, где
части делают необходимой определенную замкнутую форму целого или цель
целого делает необходимым определенное объединение частей и где поэтому
единство не является произвольным и случайным» (Зигварт, Логика, 1909,
т. II, с. 224).
Трудность определения понятия индивидуума заключается особенно в
том, что в своей единичности и особенности индивидуум вообще не
поддается описанию с помощью общих отвлеченных признаков, вследствие
чего уже философы средневековья вынуждены были сказать: Individuum est
innefabile (лат. «индивидуум есть невыразимое»).
Начиная с конца средних веков понятие индивидуума все более и более
приобретает значение человеческого индивидуума. Под этим понимается
человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само
распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях
является и носителем общечеловеческих достоинств.
Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е.
индивидуальная ценность независима от реальной личности.
Ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в
подлинности и положительности ее сущности.
В свою очередь, стержневым образованием личности является самооценка,
которая строится на оценках индивида другими людьми и его
оценивании этих других.
Таким образом, так как при цели обучения - "выработать навык"
личность ученика приобретает главенствующую роль. Но то что мы называем
"личностью" - это не сам Ученик, а только социально значимые
черты индивида, которые характеризуют его как деятеля, как члена того
или иного общества или общности.
Следовательно процесс обучения - "выработать навык"
представляет собой следующую более сложную цепь отношений:
Учитель |
|
Структура личности
ученика |
|
Индивидуальность
ученика |
|
Структура личности
ученика |
|
Предмет |
Личность - это устойчивая самоорганизующаяся система,
имеющая свою собственную структуру.
Структура личности (personality
structure) представляет собой строение и соподчинение относительно
устойчивых личностных свойств индивида. В иерархии этих свойств главной
единицей, определяющей проявление всех свойств индивида и все виды
поведения человека, являются его идеалы, формирующие направленность
личности. С этической и прагматической точки зрения результаты поведения
индивида определяются следующей зависимостью (между атрибутами одного
и/или разных уровней): идеалы - мотивы - потребности - планы - программы
- поведение - деятельность - действия.
Таким образом, при цели обучения - "выработать навык" участвуют две
самоорганизующиеся системы - Личность учителя и Личность
ученика. В этом состоит основное отличие обучения "получить знание"
от обучения - "выработать навык".
Дело в том, что "получение знания" не предполагает обязательность
процессов:
- действия ученика;
- перестройки структуры личности ученика.
Например, учитель сообщил ученику: "Солнце не вращается вокруг Земли". И
ученик теперь может знать, что движение Солнца относительно Земли это
либо действительность, либо иллюзия.
В этом случае возможны разные варианты.
1 - Если новое знание не обязательно для ученика, то ни в
действиях, ни в структуре личности ученика
могут не происходить изменения.
Какая разница, например для крестьянина, что вокруг чего движется.
"Реальность" крестьянина - это погода, а не ее причины - астрономические
процессы.
2 - Если новое знание обязательно для ученика, то в его действиях
и структуре личности могут происходить
изменения.
Например, для религиозного фанатика не важно, что в действительности
вокруг чего движется. Его "реальность" - это мировоззрения авторов его
священных текстов. И такому ученику придется решать, толи его учитель
"заблудшая овца", "еретик", либо "заблудились" авторы его священных
текстов.
В отличии от первого варианта во втором в любом случае происходят
изменения в структуре личности ученика - на уровне "идеалов". Но и
здесь до действий дело может и не дойти.
3 - Если
новое знание обязательно для ученика, оно для него важно то оно
влияет на него - в его действиях и структуре личности
обязательно будут происходить изменения.
Например,
для ученого (астронома, философа и т.д.) важно, что в действительности
вокруг чего движется. Его "реальность" - это действительность,
отраженная в его опытах. И такой ученик будет решать не кто его учитель
("заблудшая овца", "еретик"), а будет стремиться повторить опыты,
на основе которых учителем получены новые знания. И только уже на основе
собственного опыта его структура личности либо будет изменяться, либо
нет.
Так как обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта
то при обучении ученик входит в процесс отношений между явлением - "реальность",
и процессом - "изменение".
6. Четвертая часть
Реальность (позднелат. realis - вещественный, действительный) -
существующее явление.
Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что
может возникнуть и возникло во времени, что существует и является
преходящим.
Сущность и Явление, философские категории, отражающие формы предметного мира и его
познание человеком.
Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех
многообразных и противоречивых форм его бытия.
Явление - то или иное обнаружение
(выражение) предмета, внешние формы его существования.
В античной философии сущность мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их
реального генезиса (греч. genesis - происхождение, становление).
Явление, в свою очередь, рассматривалось как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по
мнению".
Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из
которых она составлена.
По Платону, сущность ("идея") несводима к совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна
и не сводима телесно-чувственному бытию.
У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность ("форма вещей") не существует отдельно, помимо
единичных вещей. С другой стороны, сущность, по Аристотелю, - не выводится из той "материи", из которой
строится вещь.
В средневековой философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности
выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное.
В философии
нового времени противопоставление
Сущность и явление приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в
концепции первичных и вторичных качеств.
И. Кант, признавая объективность сущности ("вещи в себе"), считал, что сущность принципиально не может
быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение
объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление.
В философии 20 в. неопозитивизм отвергает объективность сущности,
признавая реальными только явления, "чувственные данные".
В марксистской философией содержание взаимоотношений Сущности и
явления раскрыто как универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как
ступени постижения объекта.
Категории Сущность и явление всегда неразрывно связаны: явление представляет собой
форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство
Сущности и явления не означает их
совпадения, тождества.
Во-первых, явление включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания,
существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего.
Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех
изменениях (напр., в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же
его определённое время остаётся неизменной).
Во-вторых, будучи устойчивой, по отношению к явлению, сущность
также изменяется: "... не только явления преходящи, подвижны, текучи, но и сущности вещей..." (Ленин В.
И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 227).
Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием
законов его развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В. И. Ленин
писал: "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать,
порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца" (там же, с. 227).
В мышлении категории Сущность и явление выражают переход от
многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и
единству - к понятию.
Таким образом, раскрытие законов формирования понятий и есть путь
определения реальности.
И, следовательно, проблема скорее заключается в том, каким образом
дана нам реальность, как мы понимаем ее.
Данное - это нечто,
существующее без нашего содействия как
факт или как содержание сознания.
«Данное», «Данность» - нейтральное выражение для
переживаемого наличного бытия предметного содержания в
сознании.
Бытие - философская категория,
обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие
(напр., в предложении: «Я есть»). При этом, в частности, необходимо
проводить особое различие между реальным и идеальным бытием.
Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д.
их реальность; оно имеет
пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо.
Идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного,
действительного, опытного характера, ему не свойственно
быть фактом; оно является строго неизменным
(застывшим), существующим вечно (Н. Гартман).
Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.
Таким образом, так как личность - это устойчивая самоорганизующаяся система,
имеющая свою собственную структуру, то процесс обучения представляет собой следующую цепь отношений:
Пространство
реального
бытия вещи |
|
Пространство
идеального
бытия человека |
|
Пространство
реального
бытия индивида |
|
Пространство
нового идеального
личного бытия учителя |
Пространство
нового идеального
общественного бытия учителя |
Предмет |
|
Структура личности
ученика-
учителя |
|
Индивидуальность
ученика-
учителя |
|
Структура личности
учителя |
|
Предмет
преподавания |
|
Метод
обучения |
Предмет |
|
Структура личности
ученика |
|
Индивидуальность
ученика |
|
Структура личности
ученика |
|
Предмет
изучения |
Пространство
реального
бытия вещи |
|
Изменение
пространства
идеального
бытия человека |
|
Изменение
пространства
реального
бытия индивида |
|
Пространство
нового идеального
личного бытия ученика |
Пространство
нового идеального
общественного бытия ученика |
Например:
- Предмет - движение планет Солнца и Земли
-
Реальное пространство вещи;
- Структура личности ученика-учителя -
сознательное восприятие предмета -
Идеальное личное пространство;
- Индивидуальность ученика-учителя -
несознательные процессы - Реальное
индивидуальное пространство;
- Структура личности учителя - новое
представление о предмете - Идеальное
новое общественное пространство;
-
Предмет преподавания - новое
понятие о предмете - Идеальное новое
общественное пространство;
-
Предмет
изучения - восприятие нового понятия о предмете -
Идеальное новое общественное пространство.
Обучение, фактически, начинается после восприятия нового
понятия о предмете.
Таким образом, основная область процесса обучения - это
Структура личности ученика .
Именно в личном пространстве идеального бытия
ученика происходит сознательное восприятие отношений
между "старыми" и "новыми" понятиями о предмете.
В свою очередь, на результат этих отношений имеет влияние
Индивидуальность ученика -
несознательные процессы.
Поэтому, при решении вопроса о готовности ученика к обучению, надо
учитывать, что результат обучения зависит от
управляемых и не
управляемых факторов.
Например, можно повысить интеллектуальный или сенсомоторный уровень.
Можно решить вопрос материальной обеспеченности или социального статуса.
Но под большим вопросом остается возможность корректировки того, что
определяют термином "индивидуальность".
Здесь
уместно напомнить, что
Индивидуум -
особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее
самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных
только на ее целостности.
Так же стоит отметить, что когда приводится определение:
"Индивидуальность (лат. indiduum -
неделимое, особь) - понятие, обозначающее уникальный набор более или
менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному
человеку", то имеются в виду только уже выявленные "стандартные
психологические качества".
А кто
знает, где в человеческой психике границы
«стандартности», а где границы «особенности»?
|