КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua          УШУ

 



Рассуждение по поводу практики тайцзицюань
Записано Чжан Хунгеем со слов Ян Чжэньфу.

Хотя среди воинских искусств Китая существует множество школ, все они основаны на философских принципах.

Древние отдавали практикам всю жизнь, будучи неспособными истощить все их чудо. Тем не менее, если студент тратит на занятия день, то он пожинает пользу одного дня. Через много дней и месяцев он естественно достигнет цели. Это искусство ничуть не похоже на то, что происходит на треках или кортах в Западных странах, которые легко объяснимы и не требуют глубокого и тонкого изучения.

Тайцзицюань - это искусство жесткости скрытой в мягкости подобно игле, спрятанной в хлопке. Эта техника - физиология и механика - включает в себя великие философские принципы. Поэтому адепты этого искусства должны пройти определенное развитие в течении длительного времени. Хотя руководство наставника и практика с другими адептами совершенно необходимы, наиболее важной является тренировка самого адепта.

Можно много дискутировать или мечтать, но когда нас попросят продемонстрировать наше искусство мы не сможем что-либо показать; без каждодневной дисциплинированности мы всегда будем аутсайдерами. Древние говорили так: Только лишь намерение одно - без пользы! Гораздо лучше изучать. Если кто-то тренируется утром и вечером, зимой и летом, поддерживая хорошую форму, тогда независимо от возраста и пола успех обязательно придет. Совсем недавно адепты тайцзицюань перешли с севера Китая на юг, от Долины Желтой реки к Долине реки Ян-цзи, от Ян-цзи к Долине Жемчужной реки в Квантуне. Вызванное этим увеличение числа энтузиастов является причиной большого оптимизма за будущее нашего национального боевого искусства.

В начале изучения тайцзицюань практикуют форму. Изучение формы подразумевает тщательное запоминание и имитацию под руководством учителя особенных поз в форме. Концентрируя свое внимание для того чтобы успокоить ци, адепты спокойно запоминают, имитируют и размышляют над позами. Это называется практикой формы. На этой стадии адепты должны уделить особое внимание разделению между внутренним и внешним, поднятием и опусканием. То, что относится к внутреннему - использование мысли, а не силы. Опускание означает мысленное опускание ци в даньтянь, а поднимание - имеется в виду легкая и чувствительная энергия, находится на макушке. То, что относится к внешнему - легкость и чувствительность всего тела, согласованность всех суставов, от ног к бедрам и талии, опускание плеч и сгибание локтей и т. д.

В начале изучения эти указания следует практиковать утром и вечером и полностью понять. Каждая поза и движение должны быть аккуратно проанализированы. Во время действительной практики посвящайте себя достижению правильности. Когда вы изучите одно движение, то переходите к другому. Таким образом вы постепенно постигаете всю форму. Если исправления делаются шаг за шагом, тогда даже после долгого времени не будет никаких изменений в основных принципах. Во время практики формы все суставы тела должны быть расслаблены и естественны.

Хотя нет недостатка в числе изучающих, большинство идут по одному из двух ошибочных путей. Первая группа - это очень способные, здоровые, быстро мыслящие и исключительно проницательные, но к несчастью они довольствуются лишь малым достигнутым успехом, чисто внешним, и быстро бросают занятия. Вторая группа состоит из людей, которые хотят добиться быстрых результатов и не думают о деталях. Раньше чем за год они уже изучают одиночную форму, форму с мечом, форму с копьем и т. д. Хотя они и способны имитировать внешние аспекты формы, в действительности они ничего не знают о внутреннем содержании. Когда мы экзаменуем их направление и движения, вверх и вниз, внутрь и во вне, мы находим что они не имеют правильного понимания. Если мы пытаемся поправить, то оказывается что каждая поза требует исправления и более того, исправления сделанные утром к вечеру уже забываются. Поэтому часто говорят, что боевые искусства легко изучить, но тяжело исправлять. Непонимание этих слов лежит в основе желания быстрого достижения результатов. Допускаемые ошибки ведут к заблуждениям. Это является причиной большого беспокойства за будущее искусства.

Первое - не надо задерживать дыхание. Второе - четыре конечности, талия и ноги не должны использовать силу. Этим двум принципам следуют все изучающие внутренние системы. Тем не менее, как только они начинают двигаться, поворачивая тело и ударяя ногой или выполняя вращение талией, они теряют дыхание, и их тело дрожит. Причина лежит в постоянном использовании силы.

форум
"Черно-белое УШУ"

· 1. Во время практики голова не должна отклоняться в сторону, не следует задирать голову вверх и сильно опускать вниз. Это то, что называется подвешивание головы сверху или стремление удержать равновесие на верхушке головы. Чтобы избежать жестко вертикальной позы, мы особо подчеркиваем идею подвешивания сверху. Хотя взгляд направлен прямо вперед, он иногда следует за движениями тела, будучи рас фокусированным. Рот кажется открытым, но он не открыт; он кажется закрытым, но не закрыт. Выдох через рот, вдох через нос естественно. Если слюна течет под язык, ее время от времени надо глотать, но не выплевывать.

· 2. Тело должно сохранятся в вертикальном положении без наклонов, спина и копчик должны висеть вертикально, без изгибов. Начинающие должны обратить особое внимание на это в то время, когда они выполняют активные движения включающие открытие и закрытие, расслабление груди, поднятие спины, опускание плеч и вращение талии. Иначе будет тяжело исправлять, а через некоторое время это приведет к жесткости. Даже потратив большое время вы получите мало пользы.

 3. Все суставы руки должны быть расслаблены, при этом плечи опущены и локти согнуты. Ладони должны быть слегка вытянуты, а кончики пальцев слегка напряжены. Используйте мысль для того, чтобы двигать рукой и позвольте ци достичь пальцев. Через много дней и месяцев внутренняя энергия станет чрезвычайно чувствительной и чудо действительно произойдет.

· 4. Надо разделять полную и пустую ногу. При поднятии и опускании надо двигаться как кошка. Если вес тела перенесен на левую ногу, тогда левая нога полная, а правая пустая. Если вес тела перенесен на правую ногу, тогда правая нога полная, а левая пустая. Пустое не означает вакуум, так как нет разрывов в потенциале силы, и идея расширения и сжатия остается. Говоря полное, мы имеем в виду то, что в нем что-то есть и нет перегрузки, а лишняя сила не используется, так как это была бы уже жесткая сила. Поэтому при сгибании ноги, проекция колена опорной ноги не должна выходить за стопу иначе произойдет лишняя потеря энергии. Если при толкании вперед мы теряем наше вертикальное положение, тогда соперник получает значительное преимущество, чтобы атаковать нас.

· 5. Что касается ног, надо различать удар передней частью стопы и удар пяткой. При ударе передней частью стопы мы должны обратить внимание на пальцы ног; при ударе пяткой - на всю ступню. Где течет мысль ? там течет ци, где течет ци, там естественно будет энергия. Хотя все суставы ноги должны быть расслаблены, удар должен быть уравновешенным и устойчивым. В этот момент очень легко использовать жесткую силу, тогда тело будет качаться, потеряет устойчивость, а удар не будет иметь мощи.

Курс обучении тайцзицюань состоит во-первых из одиночных форм. Потом идут различные виды туй-шоу, вплоть до свободного спарринга, затем различные виды традиционного оружия.

Что касается продолжительности ежедневной практики, надо сделать форму утром, после сна и вечером, перед сном тоже два раза. Каждый день надо тренироваться семь или восемь раз, а в самом крайнем случае два раза - один раз утром и один раз вечером. Избегайте тренировок после еды и когда вы пьяны.

Что касается места для занятий, то лучше всего заниматься во дворе или в пустых залах, где достаточно воздуха и света. Избегайте сквозняков и мест, где темно, влажно и скверно пахнет. Это важно потому, что в движении мы дышим глубже и сильный ветер или испорченный воздух входят в тело, а это вредно для легких легко может привести к болезни. Лучше всего одеваться свободно, а обувь должна быть с широким носком. Если вспотели после тренировки, не снимайте сразу же одежду и не стойте раздетыми, не спешите мыться холодной водой. Иначе болезнь неизбежна.

__________________________

Источник в интернет:
http://www.zenon.net/~chees/mat.htm

Цинна в тайцзицюане

Китайская техника Цинна - это специфическое боевое искусство, которое развилось и сформировалось в отдельное направление в эпоху династии Мин. Однако, никто не ответит точно, когда Цинна было использовано впервые. Hаверное, это случилось тогда, когда человек схватил соперника с целью контроля над ним. Захват конечностей или оружия противника - это один из основных и естественных средств для его обездвиживания и контроля его действий. Из-за своей практичности техники Цинна с древних времен изучались вместе с другими боевыми техниками, поэтому почти каждый боевой стиль имеет в арсенале своих приемов Цинна. В Японии Айкидо и Дзюдзюцу, в Корее - Хапкидо, а в России самбо являются аналогами Цинна. Эти направления, по моему мнению, значительно упростились по сравнению с традиционным Цинна. Каждое из этих направлений имеет свои ограничения. Так, в Айкидо занимающиеся полностью следуют круговым движениям и практически не используют изменения, что в китайском ушу недопустимо. Хапкидо является очень жесткой системой и больше походит на наше боевое самбо, где основой является работа рычага. Принципы пустоты и слияния с партнером не доминируют в этом направлении. Тонких приемов в Хапкидо я практически не видел. Ушу очень разнообразно, так, на юге Китая используется в основном техника рук и короткая дистанция, поэтому и Цинна там развито больше, чем на севере, где преобладает длинная дистанция и техника ног. Однако, эти рассуждения являются общими. К примеру, в тайцзицюане, который родился в центре Китая и получил большое развитие на севере, Цинна используется наравне с другими приемами.

В переводе с китайского языка слово "Цин" означает "схватить или поймать", приблизительно так, как орел хватает кролика или полицейский задерживает преступника. "Hа" означает "держать и контролировать". Поэтому ''Цинна'' можно перевести как "схватить и контролировать". Мы же в России слово ''Цинна'' часто переводим просто как "Искусство захвата". Вообще, чтобы иметь эффективную и рациональную систему ведения боя, почти все стили ушу включают 4 категории техник. 1ая категория - это толчки, удары, нажимы. 2ая категория включает в себя технику ног - это удары, подсечки, передвижения, техника прыжков и падений. 3я категория называется "Шуай Цзяо" (борьба) и содержит умение выводить соперника из равновесия, а затем опрокидывать его. В нашем понимании это также техника бросков. К 4ой категории можно отнести технику удержания и удушения. Под техникой удержания подразумевается воздействие на суставы, мышцы, сухожилия противника с целью полного контроля над ним. Однако, надо понимать важную вещь. В ситуации реального поединка все 4 вышеупомянутые категории часто применяются вместе и не могут быть разделены. Hапример, совершая бросок, можно использовать удушающую технику или, удерживая (контролируя) противника одной рукой, другой наносить удары по жизненно важным точкам. Другим примером может служить часто встречающаяся ситуация, когда Вы используете захват, чтобы заблокировать сустав противника и сразу же выполняете бросок для дальнейшей атаки. Поэтому, на практике иногда тяжело провести грань между этими категориями. Многие китайские мастера считают, что существует много техник, которые не используют захват, но могут быть определены как Цинна - это давление, удар по точкам и нервным узлам, что приводит к поражению (онемению) части тела или порой вводит противника в бессознательное состояние, таким образом также обеспечивая контроль над ним. Техника нажатия (давления) в Цинна используется для приведения в онемение (или для поражения) конечностей, что ведет к потере сознания или даже смерти. Эта техника обычно применяется по точкам, чтобы нарушить циркуляцию ци к жизненно важным органам или мозгу. Техника нажатия часто используется на нервных окончаниях, что вызывает нестерпимую боль. Техника ударов в Цинна применяется по жизненно важным точкам и может оказаться также смертельной. Можно атаковать также точки, расположенные на каналах, по которым циркулирует Ци, или конкретные внутренние органы, чтобы разорвать артерии. В целом техники Цинна можно разделить на 5 групп. 1. Фэнь цзинь (разделение мышц или сухожилий), 2.Цо гу (вывихи) 3. Би ци (перекрытие дыхания) 4. Дянь май (нажатие на вену) или дуань май (блокирование вены, артерии) 5. Дянь сюэ (нажатие на точки) или дянь май (нажатие на первичные каналы ци). Первая группа (фэнь цзинь) включает в себя чжуа цзинь (хватание мышц, сухожилий), а пятая группа (дянь сюэ) включает в себя на сюэ (хватание и нажатие на точки). Вообще, такие техники, как удушение, разделение мышц, вывихи осваиваются достаточно легко, их теория проста и требуется лишь практика. Когда подобные техники используются для ломания костей, поражения суставов и сухожилий, обычно используется сила цзинь. В то же время техники дянь май и дянь сюэ требуют фундаментальных знаний. Изучающему необходимо хорошо знать анатомию человека и акупунктуру , время прохождения ци по каналам и меридианам и время нахождения ци в конкретной точке, а также глубину точки. Изучающий цинна должен хорошо понимать, что без ци, мысли и и усилия цзинь невозможно глубоко изучить это искусство. Знание тонких приемов, умение правильно использовать движения и позиции, правильно формировать руки может передать только квалифицированный мастер. Дело в том, что большинство техник основано на ощущениях и чувствах, поэтому по книгам и кассетам Цинна изучить практически невозможно. Применение многих техник может вызвать серьезные травмы или даже смерть, поэтому учитель тщательно отбирает учеников по их моральным качествам.

Часто у начинающих заниматься ушу возникает вопрос. В чем отличие внешних стилей от внутренних? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, проведя небольшой анализ на примере развития Цинна в Шаолиньском монастыре и Цинна тайцзицюаня.

Около 527г. н.э. в изучение боевых искусств был вовлечен и Шаолиньский монастырь. Так как многие не смертельные приемы Цинна являются очень эффективными, воины монастыря активно изучали, развивали и использовали их. В 19 веке приемы Цинна Шаолиньского монастыря стали популяризироваться среди населения, многие из них были предназначены для захвата оружия противника. Hекоторые виды оружия были приспособлены для использования в Цинна. В Шаолиньском Цинна во многих приемах мы видим круговую траекторию. Очень похожую технику можно наблюдать и во внутренних мягких стилях. Многие думают, что техника внешних стилей жесткая и что используется мышечная сила, они также полагают, что там не тренируется "взращивание ци". Однако, такое мнение неверно. Отличие, как говорят в Китае, такое: "Во внешних стилях идут от внешнего к внутреннему, во внутренних - от внутреннего к внешнему". Хотя пути разные, но конечная цель одна. Это означает, что практикующие внешние стили начинают с внешнего, научаясь с помощью мышечной силы или грубой силы ли проводить приемы, затем постепенно они снижают использование мускулов и работают над взращиванием ци, чтобы дать максимальную силу мышцам. Во внутренних стилях начинают со взращивания ци и постепенно переводят действия ци в мышцы для выполнения приемов. Существует известная поговорка, которая гласит: "Внешне тренируют мышцы, кости и кожу, внутренне тренируют дыхание". Это означает, что необходимо тренировать тело, чтобы оно обрело силу, но также необходимо тренировать ци. Справедливости ради надо отметить, что большинство движений в тайцзицюане имеют круговую траекторию и могут использоваться как Цинна. Если же этот вопрос исследовать еще глубже, то здесь сталкиваются совершенно разные религии. Как правило, внутренние направления вышли из даосизма, а внешние из буддизма. В древности эти религии были во многом антагонистичны, отсюда мы видим противоположные подходы к методикам тренировок и развития духа и тела. Различия наблюдаются в приемах и стратегии. 1. Шаолиньское Цинна жестче, чем Цинна в тайцзи. Это происходит из-за того, что в Шаолиньском Цинна больше используется сила мышц, тогда как в Цинна тайцзицюаня больше используется ци. 2. В Шаолиньском Цинна есть прямые и округлые движения, тогда как в Цинна тайцзицюаня преобладают круговые. 3. Шаолиньское Цинна более наступательно и агрессивно, а Цинна тайцзицюаня более оборонительно. Стратегия шаолиньских направлений использует защиту и нападение, а в тайцзи защита используется как нападение. Hесмотря на столь значительные отличия при достижении гунфу в боевых искусствах, в конце концов неважно, каким направлением - внутренним или внешним - вы занимаетесь, важно изучать Цинна. Если не уделять серьезного внимания Цинна, то высокого мастерства в традиционных единоборствах не достичь.