|
|
|
Предположения подобного рода пока выглядят достаточно
фантастично-апокалиптично, хотя с другой стороны выход музыки из-под кабалы
массового рынка, норовящего всё выхолостить, уплощить и привести к единообразию
"широкого вкуса", может иметь самые заманчивые (и для музыкантов, и для
слушателей) последствия - в хорошем причём смысле.
Как бы там ни было, сейчас есть то, что есть: массовая культура носит
отчётливо визуальный характер; к визуальному приводится буквально всё - даже,
опять-таки, эстрадная музыка, каковая становится в огромной степени зрелищем. И
причины тому весьма просты и легко объяснимы.
Визуальный диктат
Человек получает большую часть информации визуально, - этот постулат активно
эксплуатируется современной культурой. Массовый подход к распространению
информации (и культуры тоже) подразумевает донесение единого, унифицированного
сигнала до максимально широкой аудитории - правильно, это
пропаганда.
Соответственно, требуется по возможности исключить возможные разночтения.
Сигнал должен иметь однозначную смысловую нагрузку, чтобы снизить возможность
"обратной связи" - критического осмысления полученной информации.
В отношении культуры (массовой) это тоже справедливо, даже если она не
подразумевает политической подоплёки. Почему? Очень просто: хотя подобная точка
зрения не всех устраивает, но на самом деле поп-культурный рынок уже давно не
просто обслуживает спрос, а активно его формирует. Под себя, разумеется. В итоге
деньги текут рекой, при этом побочным эффектом оказывается повсеместное падение
качества конечной продукции.
Вот и идут по всем возможным субкультурам разговоры о том, например, что
"музыка в кризисе", или что уже "всё написано" - при всех различиях между этими
субкультурами и ассоциированными с ними музыкальными направлениями. То же
касается кино и литературы, где персоналий, с коими можно было бы честно
употребить прилагательное "великий", не наблюдается - по крайней мере, сейчас.
Потому что формирование массового вкуса - это как раз ещё одна из форм
пропаганды, вкусовой диктат, со всеми вытекающими, включая результирующее
единообразие.
Визуальность ещё и тем "хороша", что помогает замаскировать это
единообразие избытком шика и блеска ("гламурно!") или наоборот,
эстетизированной донельзя мрачности ("готично!"). Но при более внимательном
рассмотрении снова видим эксплуатацию "надёжных", считающихся даже безотказными
шаблонов; - женских тел 90х60х90, мускулатуры "от кутюр" или наоборот,
персонажей с размытой, как диктует мода, половой принадлежностью, и
прочее, и прочее, и прочее. Всё то, что, собственно, эксплуатировалось и
эксплуатируется поколениями рекламщиков на ТВ.
Правда, этот диктат в последнее время начал нарываться на "хуки слева" со
стороны блюстителей политкорректности, которых возмущает создание оскорбительных
для особо рыхлотелых домохозяек "стандартов красоты"... Но даже если они и
добиваются своего, получается ещё хуже: на что приятнее смотреть на телеэкране,
на фотомодель, или на рыхлотелую матрону бальзаковских лет самой что ни на есть
посредственной внешности?
Размен одного диктата на другой, и не более.
А что, слово не диктует?
Диктует. Но художественное слово на то и художественное, чтобы возбудить
"обратную связь" - фантазию и мыслительные процессы у читателя. Он, читатель, не
видит того, о чём ему повествуют, он только может представлять себе это. Потому
книжная культура и стоит настолько выше визуальной, что стимуляция сознания на
собственную активность осуществляется в куда более высокой степени, чем в
случае, когда человеку что-то показывают.
Хочется, однако, "опомниться" и оговориться: Его Величество Интернет, уже
имеющий колоссальное влияние на популярную культуру, среда в подавляющей степени
текстовая; и быть может, она даже сумеет если не вовсе вернуть Слову утраченное
превосходство над Зрелищем, то, по крайней мере, несколько выровнять их
соотношение.
Это, однако, лишь предположение, и, вероятно, слишком оптимистичное. В конце
концов, если позволить мысли метнуться совсем в другую сторону, Россия нынче
слывёт "самой читающей страной", но достаточно посмотреть на содержимое книжных
лотков в метро, чтобы разом лишиться малейшего желания причислять это к
достоинствам нации... Увы.
Вы это всё к чему?
К самому главному, а именно прогнозу на отдалённое (а может быть, и не очень)
будущее. Прогноз сводится к следующему: дальнейшая деградация визуально
ориентированной западной поп-культуры приведёт к возникновению, а точнее к
выходу на первый план, культуры совершенно иного рода. Культуры, ориентированной не на зрительный образ, а на звук.
Достоинства звука как средства передачи информации и возбуждения "обратной
связи", наверное, недооценены. Уже хотя то, что при речи человек лишь 15%
информации передаёт вербальными средствами, а 38% приходится на сугубо звуковые
факторы - тон, тембр, модуляции голоса и т.д., говорит об очень многом.
При этом звук не является "диктаторским" каналом передачи информации, степень
навязывания ещё меньше, чем у печатного слова, и уж тем более у визуальных
образов; в общем и целом звук работает на уровне глубоко личностном,
воздействует на ассоциации.
А кроме того (и это, наверное, главное), он воздействует на подсознание, о
чём, собственно, давно и довольно широко известно: с помощью звука сознание
можно перевести в "изменённое состояние", т.е. гипнотизировать.
По сути дела, звук - наиболее "непосредственное" средство общения с
подсознанием человека. И поскольку искусство ищет пути достучаться именно до
него, и стимулировать именно в нём нужную себе реакцию, очевидно, что
"акустическое искусство" (а это не всегда музыка в традиционном её понимании)
оказывается ближе всех остальных к желаемому результату.
"Культура звука" существует - на уровне субкультуры, сплочённой вокруг таких,
условно говоря, музыкальных направлений, как Noise, Ambient и Dark Ambient,
Industrial, и т.д. Широкой публике подобные названия, как правило, говорят мало;
более того, для широкой публики "звуковые полотна и ландшафты", создаваемые
представителями этих направлений, редко оказываются употребимы, но, как
справедливо заметил один из знатоков, эти "конструкции" требуют, как правило,
максимальной самоотдачи со стороны слушателя. А в конечном счёте, человек ведь
слушает не только и даже не столько эти звуковые конструкции, сколько свою на
них реакцию.
Сейчас, естественно, всё это - глубокий андерграунд. Но андерграунд остаётся
таковым, пока есть некая мейнстримовая поп-культура, растолкавшая локтями
и разогнавшая по углам тех, кто не желает следовать её нормам и канонам.
Но никакой мейнстрим никогда не остаётся мейнстримом вечно. Когда ритмично
сменяющиеся картинки исчерпают свой потенциал, сливаясь в полное однообразие,
человечество - может быть - обратится к звуку.
Смотрите подборку коротких статей "Бессознательное сознание..."
|
|
|
|
|
|