|
|
Просеянный и обобщенный результат выразился следующим
образом:
все произвольные движения можно свести к
шаговому, существует механизм управления шагового
движения и даже элементарный акт мышления осуществляется
нервным импульсом этого механизма, что лишь
оттеняет утверждение И.М.Сеченова: “Все
бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой
деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению
- мышечному движению”. Появляется возможность
применить в исследованиях движений современные научные
технологии.
Существует необременительный способ убедиться в
достоверности объявленной схемы работы мозга. Используем
свойство живого мозга обрабатывать большие массивы
однородной информации, усредняя ее и классифицируя, при
условии существования ожидаемого результата. Так
как управление мышцами в двух системах происходит по
разному, можно предположить, что и работа
соответствующих структур мозга осуществляется по-
разному, что должно привести к отличиям в психике.
Надо ставить в соответствие систему движений
наблюдаемого человека и его ценностные ориентиры.
В число наблюдаемых могут входить не только люди круга
общения, но и известные люди, демонстрируемые нам СМИ,
документальные фильмы, мемуары и т.д. Причем, наблюдать
надо пассивно, в “режиме жизни”. Усреднение и выдачу
результатов мозг производит сам. Кстати, лучший объект
наблюдений - население 1/6 части суши. Практика
показывает, что обычному здравомыслящему человеку, не
исследователю, необходимо полтора- два года, чтобы
начать убеждаться в том, что между движениями человека и
его ценностными ориентирами имеется зависимость. Со
временем можно убедиться в том, что информация, о
которой идет речь, просто кричит о себе.
Отметим, что представители группы “таз - сзади” более
индивидуалисты, в обществе занимают места, в
основном, в системах управления, распределения, в
криминальных и террористических структурах, среди
нищих. Ценностные ориентиры смещены в сторону
чувственных удовольствий, желания управлять, особенно в
возрасте, когда чувственные рецепторы уже изношены. Так
как, доминирующая в организме, собственная частота
колебаний выше, представители этой группы быстрее
считают варианты, впрочем, все общепризнанно гениальные
представители человеческой породы относятся к другой
группе.
Представители группы “таз - спереди” характеризуются
тем, что у них наиболее развит тот механизм управления,
действие которого отмечаем словами: стадный инстинкт и
его производные - коллективизм, совесть, любовь к тем,
кого они считают своими.
Существование двух
систем движения оказывается окном в «темный ящик»
внутреннего управления и позволяет наглядно представить
работу мозга в общем виде. Предлагаемая схема работы
мозга позволяет увидеть
все психические и социальные
человеческие проявления несколько под другим углом
зрения, чем обычно, более объемными, что, в свою
очередь, укрепляет убеждение в истинности предлагаемого.
Рассмотрим некоторые проявления.
Искусства необходимы для
воспитания чувств, правильного мышления. Слушая народную
музыку и наблюдая движения в народных танцах, можно
найти различия в воспитуемых ими “шаговых импульсах”.
Эти импульсы несколько рознятся у людей, принадлежащих
разным расам и народам, что приводит к отличиям в
мышлении и восприятии окружающего мира. Так, ритмы
музыки народов белой расы обычно сохраняются постоянными
во время всего исполнения произведения, желтой расы -
ритм произведения может быть переменным, а наибольшее
изменение ритма - у народов черной расы. Соответственно,
представители белой расы склонны в логическом мышлении
рассчитывать варианты на большее количество шагов, а
представители черной - предпочитают рассматривать
большее число вариантов. Эти различия вполне наблюдаемы,
но, как и говорилось уже, наблюдения должны быть в
“режиме жизни” и число их должно быть большим.
Традиционная трудовая деятельность и искусства народов
воспитывают и тренируют способы сохранения равновесия
при движениях на передней части ступни. Но если есть
возможность трудиться менее тяжко, то у значащей части
отдельных наций может быть отдано предпочтение
сохранению равновесия на полной ступне, что можно
наблюдать у евреев, цыган, некоторых горских народов.
Подобное равновесие является одним из необходимых
условий легко узнаваемого звучания голоса при канторском
и цыганском пении. Отметим и более заметные отличия в
том, что люди, двигающиеся в разных системах, создают
разные произведения искусств. Здесь обнаруживается
практически однозначное соответствие, т.е. произведение
искусства иллюстрирует характер движений его автора.
В зависимости от соотношений в развитии своих языков
человек может быть интровертным или экстравертным. Не
совсем сознаваемые результаты действий многочисленных
языков могут приводить к управленческим стрессам. Люди
должны были выработать системы алгоритмов для
предотвращения, смягчения этих стрессов. Эти системы-
религии, они также могут быть экстравертными и
интровертными. Количество больших религий равно числу
сочетаний по названным параметрам.
Наблюдая стайную жизнь и индивидуальную психологию таких
четвероногих млекопитающих, как гиены, у которых
ведущими в движениях являются передние лапы и, живущих
рядом, «заднеприводных» львов, можно заметить не только
видовые, но и управленческие различия. Предкам человека
при переходе на прямохождение необходимо было остановить
излишние движения плеч или таза. Вначале, пока тело было
нераскрыто в вертикальной плоскости, приходилось
сутулиться, можно было уменьшить число степеней свободы
только лишь таза. Ведущими в движениях были свободные
руки, что привело к резкому повышению интеллекта
предков. В дальнейшем, после появления необходимости
выполнять тяжелую физическую работу, тело нашего предка
все более раскрывалось и ведущим в движениях становился
таз. Можно уверенно предположить, что в человеческом
сообществе всегда были люди, принадлежащие к обоим типам
внутреннего управления. Понятно, что по костям скелета
можно восстановить не только внешний облик, но и осанку.
Художественные и исторические документы прошлого дают
любопытные свидетельства под рассматриваемым углом
зрения. Ряд соображений позволяет предположить
неслучайность матриархата в стайной жизни гиен и у
первобытных людей. Можно сказать, что прямохождение и
труд стали причиной человеческой цивилизации, а две
системы движений обеспечили скорость прогресса.
Несколько предположений,
которые должны быть однозначно верны (статистически),
если верна выдвинутая гипотеза: Люди, двигающиеся в ярко выраженной форме системы “таз
- спереди” (“добры - молодцы”, “красны - девицы”), не
курят. Можно представить, что механизм, запускающий
желание курить табак, очень прост;
Для здорового человека, рассогласование результатов
моделирования в управляющих структурах мозга - стресс.
Алкоголь и наркотики применяют для смягчения этих
стрессов. Можно предположить, что наркомании более
подвержены представители группы “таз - сзади”, а
алкоголизму - представители группы “таз - спереди”
Гомосексуальных наклонностей явно следует
ожидать от группы “таз - сзади”. Первопричиной следует
считать застойные явления в тазовой области.
Мысленно отдаляясь, для лучшего обзора, от нашего древа,
подведем некоторые итоги и сделаем кое-какие выводы.
В процессе исследования движений и поисков психических
соответствий двум системам движений убеждаемся в том,
что все органы чувств моделируют окружающий мир в
мозгу параллельно, одним механизмом, одним общим
сигналом. Вывод может подтвержден или
опровергнут инструментальными методами. Удобными
объектами исследований могли бы стать простые организмы
с меньшим числом чувств и малым количеством нервных
клеток, если предположить, что многократный дубляж в
моделировании окружающего мира - универсальный
принцип.
Предложенная схема работы мозга автоматически влечет
рационализацию представлений о мозговой деятельности,
структуре и выработке ценностных ориентиров, что в свою
очередь, дает возможность увидеть пути оптимизации
медленных социальных процессов. Исходим из простого.
Человеческий мозг (в нашем случае – часть его,
управляющая органом чувства) может находиться в
состоянии, когда он свободно, в “творческом” режиме,
оперирует информацией. Удовлетворение от работы такого
мозга больше, чем от деятельности недообученного мозга,
стремящегося действовать в узком спектре чувственных
удовольствий. Желательно, чтобы в “творческом” режиме
функционировали все управляющие структуры, тогда
возникает система сдержек и противовесов, приводящая к
более гармоничной работе мозга. Похоже, что
желательность эта - необходимое условие благополучного
дальнего будущего, если человечество решит
избавиться от «позора межлюдских отношений». Следует
полагать, что первой заботой окажутся проблемы
воспитания и образования. Заметим, что ценностные
ориентиры чувства вкуса смещаются при этом в сторону
предпочтения простой и здоровой пищи, а обоняния – в
сторону нерезких и естественных запахов.
Для
человеческого общежития наиболее важна деятельность
структур управления мышечного чувства и их ценностные
ориентиры. Эти структуры являются основными
источниками эмоций. Сравнительная мощь структур
подмечена поговоркой «глаза страшатся, а руки делают».
Обучение правильным движениям - проблема, которая должна
быть решена в юности. Возрастное отвердение опорных
поверхностей суставов ставит ограничения возможности
научения оптимальным движениям. Хорошо
«поставленные» движения вызывают потребность в
регулярной физической нагрузке. Структуры мышечного
управления в наибольшей степени определяют характер
отдельных индивидуумов и всей нации. Основными
формирующими факторами видятся ландшафт, климат,
естественный отбор. Возможность физически работать
меньше (использование труда рабов, применение
энергоносителей и т.д.) обусловливает увеличение числа
людей, ценностные ориентиры которых смещены в сторону
чувственных удовольствий. Отсюда появление обществ
материального потребления. Можно проследить,
как результирующие действия больших общностей
людей, в стремлении к разнонаправленным ценностным
ориентирам двух систем движения, регулярно
приводили к крупным противоречиям, которые разряжались
мировыми войнами, революциями. Механизм возникновения
подобных кризисов действует и в настоящее время.
Представляется, что объективно оптимальные
ценностные ориентиры существуют и их возможно
установить, тогда место России, с ее исканиями
социальной справедливости, окажется во главе каравана
безавтокризисной человеческой цивилизации.
Думается, что и наши изыскания находятся в русле
исследований И.М. Сеченова, И.П. Павлова, в духе учения
Л.Н. Толстого, по крайней мере, в той его части, когда
он убеждает в необходимости значительного физического
труда, особенно для людей умственной деятельности.
Урынбаев Салават Хабибуллаевич
Е-адрес:
urnb@list.ru .
Журнал "Прикладная психология", №4-5, 2002г., М.
|
|
|