ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ galactic.org.ua ЧЕЛОВЕК
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ассоциативных реакций детей 6-7 лет
|
|
Современные исследования нейролингвистики и нейропсихологии
индивидуальных различий позволяют предполагать существование в норме
определенных диссоциаций развития различных психических функций (Ахутина,1998)
Анализ соотношения нейролигвистических и нейропсихологических показателей
показывает, что наблюдаемые диссоциации отражают системное строение
ВПФ, наличие общих компонентов в вербальных и невербальных функциях.
Так, например, слабость 3-го блока мозга сочетается с отставанием синтагматики;
трудности переработки информации по левополушарному типу - с отставанием
парадигматики; слабость функций переработки информации по правополушарному
типу - с замедлением речи и лексическими трудностями. Практически все
исследователи в данной области указывают на наличие индивидуальных различий
в речевых стратегиях. ( Еще в 1927г. А.Р. Лурия в своей работе "Речь
и интеллект в развитии ребенка" отметил, что одним детям свойственна
преимущественно предикативная (синтагматическая) форма речевых реакций,
а другим - адекватная ассоциативная (парадигматическая) форма.) Однако,
мнения о том, как соотносятся те или иные речевые стратегии с функционированием
различных зон мозга, весьма противоречивы. Так же, как и мнения о том,
какие формы речевых реакций являются более примитивными. Таким образом,
применительно к детскому возрасту затрагивается проблема неодинаковой
вовлеченности в осуществление деятельности когнитивных стратегий, опирающихся
на работу различных зон мозга. Современные исследования нейролингвистики и
нейропсихологии индивидуальных различий позволяют предполагать существование
в норме определенных диссоциаций развития различных психических функций
(Ахутина,1998) Анализ соотношения нейролигвистических и нейропсихологических
показателей показывает, что наблюдаемые диссоциации отражают системное
строение ВПФ, наличие общих компонентов в вербальных и невербальных функциях.
Так, например, слабость 3-го блока мозга сочетается с отставанием
синтагматики; трудности переработки информации по левополушарному типу - с
отставанием парадигматики; слабость функций переработки информации по
правополушарному типу - с замедлением речи и лексическими трудностями.
Практически все исследователи в данной области указывают на наличие индивидуальных различий в речевых стратегиях.
( Еще в 1927г. А.Р. Лурия в своей работе "Речь и интеллект в развитии
ребенка" отметил, что одним детям свойственна преимущественно
предикативная (синтагматическая) форма речевых реакций, а другим - адекватная
ассоциативная (парадигматическая) форма.) Однако, мнения
о том, как соотносятся те или иные речевые стратегии с функционированием
различных зон мозга, весьма противоречивы. Так же, как и мнения о том,
какие формы речевых реакций являются более примитивными. Таким образом,
применительно к детскому возрасту затрагивается проблема
неодинаковой вовлеченности в осуществление деятельности когнитивных
стратегий, опирающихся на работу различных зон мозга. Наше исследование продолжает работу в указанном направлении и ставит своей целью изучить индивидуальные различия в речевых реакциях здоровых детей определенной возрастной группы, а также, описать количественные и качественные параметры речевых реакций, характерные для данной группы в целом. Метод: В исследовании использовался метод изучения
речевых реакций on-line. Испытуемым (здоровые дети, 31 человек, возраст 6-7
лет) предъявлялась на слух серия из 30-ти специально подобранных
слов-стимулов. По инструкции, на каждое слово-стимул нужно было как можно
быстрее отвечать первым, пришедшим в голову словом. Речевые реакции и их
временные характеристики фиксировались с помощью компьютера. В каждом
конкретном случае анализировались следующие параметры: среднее время реакции,
соотношение различных типов ассоциативных связей (индивидуальный профиль),
соотношение продуктивных и непродуктивных реакций. Полученные результаты свидетельствуют о наличии
индивидуальных различий в стратегиях ассоциирования и времени реакции.
Испытуемые разделились на следующие группы: В целом, большая часть группы (67%) характеризуется значительным
преобладанием в профиле парадигматических ассоциативных связей. Также, в
группе практически отсутствуют синтагматические ассоциативные связи. (Этот
факт особенно интересен в связи с имеющимися данными по соотношению
ассоциативных связей у студентов, которые, в основном, демонстрируют
преобладание синтагматических стратегий ассоциирования.) Результаты обсуждаются в рамках проблем нейропсихологии
индивидуальных различий и онтогенеза ВПФ. Логика
исследования требует сопоставления полученных данных с нейропсихологическими
характеристиками детей, а также, дальнейшего изучения возрастных особенностей
речевых реакций.
|
|
|