.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И РЕЛИГИЯ - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТИМЫЕ? |
Михаил Ледовский, историк |
|
|
Вопросы терпимости отдельно взятого человека или целой группы людей
по отношению к другим - отличным, непохожим - безусловно,
затрагивают и духовные аспекты жизни.
Веротерпимость - проблема
любого общества, на какой бы стадии развития оно ни находилось, и в
нынешней России она не просто присутствует, а резко обострилась в
90-х годах. Постепенное высвобождение церкви из-под опеки
государства, экономические трудности и расцвет всевозможных фобий
привели к тому, что неприязнь к выходцам из национальных республик
бывшего СССР и цветным стала дрейфовать в сторону ненависти к
иноверцам.
В 1990 году государством был принят весьма либеральный Закон "О
свободе совести", фактически отменивший государственное
регулирование церковной жизни. На тот момент Русская православная
церковь (РПЦ) не имела существенных привилегий по сравнению с
другими мировыми религиями, движениями и христианскими конфессиями.
Если она и помышляла тогда о проникновении в различные сферы
государственной и общественной жизни (школы, учреждения, армию), то
лишь тайно. Финансирование церкви было ничтожным, религия - частным
делом граждан.
Стремление во всем подражать Западу и по его образцу строить новую
страну (эту точку зрения поддерживали около 70% россиян) в 1991-1992
годах сменилось на представление об особом пути России. Это дало
возможность РПЦ выйти на первые роли - подчеркнуто официальное
участие лидеров страны в праздничных церковных богослужениях
фактически поставило православие на место государственной религии,
хотя это не зафиксировано ни одним официальным документом. По данным
Московской патриархии, православными сегодня считают себя около 70%
россиян, хотя эксперты находят эти оценки сильно завышенными. Число
"активных" верующих и вовсе невелико.
Другим фактором возникновения религиозных фобий стало развязывание
первой чеченской войны. В средствах массовой информации тогда
впервые получили хождение настойчиво распространяемые
проправительственными и пропрезидентскими службами заявления о
ваххабизме как экстремистском течении ислама. Во вторую чеченскую
кампанию этот тезис дополнился рассуждениями о противостоянии России
и исламского терроризма, концентрирующегося в Чечне.
Значительная часть населения легко поддалась на эти простые, вполне
укладывающиеся в сознание стереотипы - к концу 90-х годов даже в
среде интеллигенции раздавались голоса о необходимости "разорить
гнездо бандитизма". Раздражение, которое вызывали многочисленные
выходцы из кавказских республик бывшего СССР, переросло в очередную
фобию по отношению к исповедующим мусульманство.
Свидетельством нарастания религиозных предрассудков и жестокости
могут служить недавние преследования чиновниками и обычными
горожанами мусульманской общины в Петрозаводске. Членов ее ретивые
не в меру горожане обвинили чуть ли не в терроризме и религиозном
экстремизме. Впрочем, желание поставить знак равенства между исламом
и терроризмом в устах обывателей еще объяснимо. Но когда с подобными
заявлениями выступают официальные лица, это уже более похоже на
государственную политику притеснения инакомыслящих. И здесь
государственные структуры с лихвой опережают некоторых слишком
радеющих за чистоту православия священников.
|
|
|