.
АДВОКАТ КЛУБ
  galactic.org.ua
СЕКТОВЕДЫ
.




 

.

"ФАЛУНЬ ДАФА" - опыт прочтения, или куда катится Колесо Закона?

Алексей Панкратов
Родился в Москве, окончил филфак МГУ учился в Институте Стран Азии и Африки при МГУ на отделении китайской филологии.
Давний предмет интереса - мистические практики и религии Востока.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ   


         
Осенью 99-го года мне, как человеку, связанному с Китаем, было переадресовано короткое письмо, пришедшее в редакцию одного московского журнала. Подписанное однофамильцем древнего философа Мэн-цзы, оно заканчивалось так:
"...Шлю Вам несколько книг "Фалунь Дафа (Великий Закон Фалунь)". Фалунь тоже представляется в виде свастик, но объясняется совсем по-другому. Это очень хорошая книга. Если Вы можете без всякого предубеждения последовательно прочесть ее, то можете по истине почувствовать, что такой Фалунь.
Желаю успехов!"
(Орфография оригинала. - Авт.)

С письмом мне передали довольно толстую книгу в синей обложке - "Фалунь Дафа (Русский перевод)". Заглянув в нее, я с чистой совестью выбросил конверт с обратным адресом товарища Мэна, а книгу убрал на полку - на два года.

Вспомнить о ней довелось, когда невыясненный китаец позвонил мне домой и оставил приглашение на выставку художницы Жан Суин, проходившую в Доме журналиста. На выставке с первых шагов несколько девушек (русских) снабдили меня рекламкой организации "Фалуньгун" ("метод совершенствования души и тела по принципам Вселенной, глубокое учение, раскрывающее древние знания о человеке") и информационным листком, где рассказывалось о зверских преследованиях этого движения и массовых репрессиях против его сторонников в Китае, о победном шествии "Фалуньгун" по всему миру, его широком успехе, признании, полученном от государственных деятелей Старого и Нового Света, а также о том, что уникальное направление цигун, практикуемое членами организации, лечит все болезни и дарует вечную молодость.

Размах репрессий против "Фалуньгун" в КНР действительно впечатляет; но слишком многое в полученном листке не понравилось - начиная с того, как он попал мне в руки. Зазвать человека на встречу с прекрасным и вручить листовку, пока тепленький, - ход вполне мунитский. Это как-то мешало сполна отдаться сочувствию. А бюллетень именно и бьет на жалость. Силен эсхатологический пафос. С чисто китайским натурализмом смакуются подробности пыток и издевательств, которым подвергаются в исправительных лагерях тысячи последователей "Фалуньгун". Весьма экспрессивно и на разные лады повторяется следующее: коммунистические власти КНР, по своей врожденной и иррациональной ненависти к добру, не могут терпеть его присутствие в этом мире и преследуют адептов учения, которое, не являясь религиозной сектой, ни коммерческой, ни политической организацией (это подчеркивается очень настойчиво, чуть не на каждой странице), учит людей гармонии, миру и единству со Вселенной, не посягая ни на их свободную волю, ни на политику с идеологией. Члены Фалуньгун - все очень добрые (так и написано). Десятки миллионов таких же добрых людей по всей планете их полностью поддерживают. Заголовки бюллетеня: "SOS! Остановить репрессии против доброты!" "Бесчеловечные репрессии против Истины-Доброты-Терпения". "Людей убивают только за то, что они стремятся к доброте". "Весь мир поддерживает Фалуньгун". "Всемирный марш в поддержку Фалуньгун". "15 человек зверски убиты". "Сожжен заживо". "Ложь о самосожжении на главной площади Китая". "Фалуньгун далек от политики". "Фалуньгун - это не религия". "Фалуньгун укрепляет здоровье". "Фалуньгун значительно улучшает здоровье"...

О чем-то говорит и поддержка организации со стороны США в связи с нарушением прав человека - когда, после некоторых памятных бомбежек, Америка начинает говорить о правах человека, пора запасать соль и спички...

Конечно, сажать людей - нехорошо. Но выводы "Фалуньгун" делает неверные: то, что его гонители все поголовно звери и противники свободы совести, как бы само по себе доказывает, что его последователи, наоборот, - граждане рая. А это пока ниоткуда не следует.

Нет дыма без огня. Китайские власти славятся своим прагматизмом, и если аресты членов "Фалуньгун" исчисляются тысячами, а его руководителям наматываются астрономические сроки, то, значит, КПК в самом факте существования организации почуяла вполне реальную угрозу государственной безопасности или здоровью общества. Из принципа душить людей, которые занимаются цигуном (пусть сколь угодно эзотерическим) и не лезут ни в политику, ни в религию, и тем нарываться на международный скандал - полная глупость. При том, что цигун признан властями национальным достоянием Китая и занятия им проводятся в школах, а буддизм (с чьей доктриной, по утверждению основателя, связано учение "Фалуньгун") считается одной из пяти официально санкционированых государственных религий и после начала реформ никаким особым преследованиям не подвергался...

Действительно, с аполитичностью "Фалуньгун" не все просто. Демонстрация его последователей на площади Тяньаньмэнь в новый 2000-й год ознаменовалась попыткой закрыть огромный портрет Мао Цзэдуна, висящий на знаменитых воротах, портретом основателя "Фалуньгун" Ли Хунчжи (сообщение South China Morning Post от 30.01.2000). Не то чтобы было обидно за Великого Кормчего, но и реакцию КПК в данном случае тоже можно как-то понять.
 

   
   
 


 

Но вести спор на таком уровне - занятие абсолютно безнадежное. Одна сторона, ссылаясь на сводки официального агентства новостей "Синьхуа", описывает случаи буйного помешательства среди последователей нового учения, когда люди убивали своих близких, принимая их за демонов, либо изуверскими способами кончали с собой; другая сторона объявляет это агитационной фальшивкой коммунистического режима. Противники "Фалуньгун" указывают на множество случаев отказа от врачебной помощи, когда люди уповали лишь на целительную силу упражнений, пропагандируемых Ли Хунчжи, что приводило порой к смертельному исходу (кстати, безопасность самих упражнений вызывает у некоторых медиков большие сомнения). Адепты "Фалуньгун" отрицают и это, а в ответ приводят положительные заключения других медиков и статистику чудесных исцелений от неизлечимых болезней, усомниться в которой так же позволительно, как и в официальных данных. Ли Хунчжи ссылается на свои тайные занятия у буддийских и даосских наставников в течении многих лет. Власти, основываясь, видимо, на информации спецслужб, уверяют что он освоил - и то на уровне ликбеза - только два общераспространенных стиля цигун. И так далее.(Хотя есть, пожалуй, два момента, которые членам "Фалуньгун" будет действительно трудно объяснить. Тут не слухи и не бездоказательные заявления, а, как говорится, объективная реальность, данная нам в ощущении. Первое. "Фалуньгун" не устает напоминать, что никакого централизованного управления у него нет. А между тем его демонстрации протеста против репрессий собирают десятки тысяч человек, многие из которых прибывают к намеченному месту и времени из-за рубежа. Четкость организации - на высоте. И второе. Движение объявляет себя некоммерческим, поскольку какие-либо членские взносы отсутствуют, а литература распространяется бесплатно. Что касается книг, теперь это, по-видимому, правда - доходы же Ли от продажи первых тиражей его книг оцениваются властями в 5,5 миллионов USD. Но. Ведь на какие-то же деньги эти книги продолжают издаваться - по всему миру и немаленькими тиражами; так вот все-таки на какие? Удовольствие не из дешевых.).
 

   
 

Но оставим в стороне и это. Трудно решить, на чьей стороне правда, когда в дело вмешивается политика, когда задеты интересы, вполне далекие от совершенствования души, когда речь заходит о деньгах; а уж если прозвучали слова "права человека" - тут вообще прыгай в окоп. Поэтому, чтобы составить по возможности объективное представление о новоявленном движении и его основателе, остается пойти единственным путем - не отвлекаясь на базарные склоки в СМИ и взаимные бездоказательные обвинения, обратиться к сути учения, к идейному фундаменту, на котором выросло все многомиллионное движение "Фалуньгун", - лекциям и трудам самого Ли Хунчжи. Если из них удастся понять, что он за человек, - большинство вопросов, связанных с его детищем, отпадут сами собой.

Разговора по существу учения на памятной выставке в Домжуре не получилось. Поэтому, вернувшись домой, я отыскал "Фалунь Дафа" и сел читать.

Читал я допоздна. Оторваться было невозможно.

продолжение - ВТОРАЯ ЧАСТЬ
 

   


КОНЦЕПЦИЯ
СЕКТОВЕДЫ
МАХИНАЦИИ
ФАЛУНЬГУН
ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ТИБЕТ
ФОРУМ
готовятся страницы
СЕКТЫ - СТРАНА СЕКТОВЕДОВ