|
|
Обращает на себя внимание абстрактность и неопределенность характерных
признаков религиозных объединений тоталитарного типа. К тому же эти признаки не
являются устойчивыми, присущими всем типам религиозных объединений, относимых к
тоталитарным. В большинстве своем они носят оценочный характер и могут
применяться избирательно.
Чаще всего упоминаются такие признаки тоталитаризма,
как жесткая авторитарная структура и обожествление лидера. Но ведь жесткие
структуры имеются не только у объединений, причисляемых к тоталитарным, но и,
например, в католицизме. Да и глава католиков мира -- Папа Римский почитается
как наместник Иисуса Христа на земле. В последнее время, правда, и католическую
церковь начинают записывать в тоталитарные секты, но пока это делают лишь не в
меру ретивые борцы за искоренение любых проявлений «тоталитаризма» в религиозной
сфере. В то же время у многих духовно-религиозных религиозных объединениях,
причисляемых к тоталитарным, никогда не существовало жестких структур. Можно не
соглашаться с учением семьи Рерихов и даже быть его решительным противником, но
в то же время в объединениях последователей этого учения даже при очень большом
желании невозможно обнаружить жесткие авторитарные структуры. И тем не менее
такие объединения почти десятилетие клеймятся как «деструктивные и
тоталитарные».
Не лучше обстоят дела и с другими признаками «тоталитарности» —
контролированием сознания и жесткой регламентацией всех сторон жизни. Как и
предыдущие, эти признаки являются оценочными, «плавающими», и все будет зависеть
от заинтересованности манипулирующих такими признаками, их стремления
«наградить» ими определенное религиозное образование. При желании, к разряду «тоталитарных» могут быть отнесены монастырские обители и религиозные ордена,
поскольку их вряд ли можно назвать оазисами безбрежного духовного плюрализма.
А какое адекватное определение можно найти мыслям и деяниям тех, кого Святейший
Патриарх Всея Руси Алексий II назвал «младостарцами»? «Как правило, —
поясняет Святейший, — непременным и единственным условием спасения они
объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству,
превращая их в роботов, не могущих без благословения такого «старца» совершить
любое дело, каким бы незначительным оно ни было».
Оценочный характер терминов «тоталитарные секты» и «деструктивные культы»
(чаще всего они используются как синонимы), отсутствие в них устойчивых типологизирующих признаков создает простор для «творчества».
Для пущей убедительности названные термины часто иллюстрируются устрашающими
цифрами и описаниями жутких злодеяний. И подобным творчеством, как уже
отмечалось, увлекаются не только начинающие журналисты. Полковник внутренней
службы А.И. Хвыля-Олинтер и капитан милиции С.А. Лукьянов написали специальную
брошюру — «Опасные тоталитарные формы религиозных сект». Уже на первых
страницах читатель узнает о том, что тоталитарные религиозные организации в
России процветают, насчитываются их многие десятки, а «…втянуто в них от трех до
пяти миллионов наших сограждан. Они уже стали фанатиками, готовыми на все ради
своих хозяев, стремятся к мировому господству». Далее приводится пространный
список преступлений, за совершение которых чаще всего привлекаются сектанты. Это
и доведение до самоубийства, истязания, похищения людей, вымогательства,
сексуальные преступления и даже организация массовых беспорядков. Казалось бы,
сообщениями о таких ужасных деяниях, да к тому же совершаемыми столь гигантской
«криминогенной массой» — от трех до пяти миллионов человек — постоянно
должны были бы заполнены сводки криминальных новостей. Должны. Да вот незадача.
По словам полковника внутренней службы и капитана милиции, «совершаемые
сектантами преступления отличаются высокой степенью нераскрываемости».
Весьма примечательно: произвольное и шумное применение зубодробительных
терминов «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» осуществляется без учета
достижений отечественного и зарубежного религиоведения, социологии и истории
религии. Именно этим можно объяснить появление изданий, типа «Приложения к
справочнику «Новые религиозные деструктивного, неязыческого характера» (Москва,
2000). В нем сотни малоизвестных групп, с диковинными наименованиями и
насчитывающими не более пары десятков последователей, соседствуют с
организациями, которые мало кто решится назвать религиозными. Тем не менее в
«деструктивные религиозно-политические группы» попадают Национал-большевистская
партия Э. Лимонова, Русское национальное единство (РНЕ) и даже УНА-УНСО.
Таким образом, расплывчатость наименований «тоталитарная секта» и
«деструктивный культ» позволяет причислять к таким объединениям практически
любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение,
культурно-образовательное или оздоровительное учреждение. Было бы желание, а уж
понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» всегда готовы принять в
свои безразмерные объятия всякого, кого нужно ничтоже сумняшеся заклеймить, не
утруждая себя задуматься о последствиях бездумного обращения с такими ярлыками-страшилками.
Крайне редко можно встретить попытки как-то развести понятия «тоталитарная
секта» и «новые религиозные движения».Попытки эти выглядят робкими и
непоследовательными. Об этом свидетельствует содержание «Итогового заявления
участников международной научно-практической конференции «Тоталитарные
секты — угроза ХХI века». (Нижний Новгород, 23-25 апреля 2001 г.)
В
заключительной части документа проводится различие между тоталитарными сектами
(деструктивными культами), чья идеология и практика опасны для личности и
общества, и новыми религиозными движениями, вероучения и деятельности которых,
по-видимому, опасаться не следует. Однако такой констатацией авторы «Итогового
заявления» и ограничились, не поделившись с российским обществом сведениями о
том, какие же религиозные объединения следует относить к «новым». Но многое
становится понятным после прочтения содержания «Приложения» к «Итоговому
заявлению», помещенного вслед за призывом не отождествлять тоталитарные секты c
новыми религиозными движениями и группами. В «Приложении» перечисляются
«наиболее известные и опасные современные деструктивные культы». Всего их
названо свыше 60, при этом в список вошли преимущественно религиозные и
религиозно-философские объединения, уже достаточно активно функционирующие в
России. И все они, по времени возникновения или появления в нашей стране,
особенностям вероучений и обрядов, могут быть отнесены к новым религиозным
движениям и группам. И поскольку «Итоговое заявление» вместе с «Приложением» к
нему адресованы широкому кругу лиц и организаций и даже помещено в Интернете, то
в том же самом «Приложении», для большей ясности и во избежании ненужных
недоразумений, можно было бы поместить и список новых религиозных объединений,
не относимых участниками конференции ни к тоталитарным, ни к деструктивным.
Творцы и приверженцы терминов «тоталитарная секта» и «деструктивный культ»
не довольствуются признанием подобных наименований только лишь как приема
классификации религиозных образований. Участники уже упоминавшейся нижегородской
конференции выступили с инициативой «…о внесении в законодательство Российской
Федерации изменений или дополнений, либо о принятии новых законодательных актов
прямого действия с целью поставить под жесткий контроль или вовсе запретить
деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) и групп, подпадающих под
определение таковых».
С учетом высказанных оценок качества понятий «тоталитарная секта»
(«деструктивный культ») представляется крайне опасным их включение в федеральные
или местные законодательные акты и тем более прямого действия. Применение таких
понятий неизбежно приведет к произволу, причины которого, повторим еще раз,
изначально заложены в размытости, неустойчивости признаков, образующих
содержание все тех же понятий «тоталитарный» и « деструктивный».
Что же касается противоправных деяний, совершаемых религиозными
объединениями, то ст.14 действующего федерального Закона «О свободе совести о
религиозных объединениях» содержит подробный перечень оснований, в соответствии
с которыми деятельность религиозных объединений может быть ликвидирована или
запрещена. Это могут быть принуждение к разрушению семьи, посягательство на
личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью, в
том числе и с использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и
психотропных средств, гипноза. Цитируемый перечень можно продолжить. Но и
содержание уже приведенных пунктов ст.14 включает в себя почти все обвинения,
выдвигаемые против религиозных объединений, чаще всего причисляемых к
«тоталитарным» или «деструктивным».Поэтому каждый раз, когда стало известно о
нарушении религиозной организацией или группой ст.14, следует незамедлительно
обращаться в правоохранительные органы и в установленном порядке добиваться
ликвидации или запрета деятельности такого объединения.
Как же их называть?
В отечественном и зарубежном религиоведении сегодня нет единого мнения
относительно наименований религиозных новообразований. Их называют по-разному:
«нетрадиционные религии», «альтернативные верования», «возникающие религии» или
просто «культы». И все же большинство исследователей предпочитает пользоваться
термином «новые религиозные движения». Данный термин считают на сегодняшний день
наиболее приемлемым и некоторые теологи, принадлежащие к самым различным конфессиям.
В чем же преимущество термина «новые религиозные движения»? Прежде всего в
том, что он точнее и полнее передает своеобразие типа религиозных образований,
возникших после II мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной
Европы и, наконец, на волне перестроечных процессов в СССР и продолжающихся
распространяться в современной России.
Последователи новых религиозных движений в большинстве своем — верующие
первого поколения. В отличие от них, последователями традиционных (исторических)
религий являются многие поколения населения данной страны, региона, нации,
этноса. При этом приобщение к вере обычно происходит постепенно — через
семейное воспитание, культурные и национальные традиции. В более широком
плане — приобщение к традиционным религиям зачастую выступает как составная
часть процесса социализации, включения личности в многообразные жизненные связи
отношения. Во многих же типах религиозных новообразований приобщение к вере
происходит не эволюционно, а скоротечно и сопровождается резкими изменениями
прежних взглядов, образа жизни, отношения с близкими. Нередко именно это
побуждает усомниться в самостоятельном выборе такого рода верований и
утверждать, что присоединение к новым религиозным движениям происходит в
результате изощренной вербовки, применения гипноза, психотропных средств и т.
д.
От традиционных религий новые религиозные образования отличаются и
нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными доктринами и
обрядовой практикой исторических религий. Нередко содержание этой «новизны»
обусловливается обстоятельствами возникновения конкретного типа нового
религиозного объединения, личностью его основателя, наличием квалифицированных
теологов и т.п.
|
|
|