с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ

 


Апполоновско-дионисийский - понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса.
«В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоят осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, т.о., собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым - в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского».
Понятие использовали также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер.
В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлоновского и дионисийского начал.

Аполлон, в др.-греч. и др.-рим. мифологиях и религиях божество; один из наиболее сложных мифологич. образов. Вероятно, культ Аполлона проник из М. Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в "Илиаде" Аполлон покровительствует троянцам).
Первоначально Аполлон был божеством, связанным с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда Аполлон Мусагет - предводитель муз). Позднее Аполлон стал отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos - светлый, блистающий).
Осн. центрами культа Аполлона были Дельфы, о. Делос и Дидимы (в М. Азии).

Дионис, в древнегреческой мифологии сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Культ Диониса - растительного или зооморфного божества, существовавший в Греции уже в крито-микенскую эпоху, в 8-6 вв. до н.э. получил широкое распространение среди сельского демоса, чтившего Диониса гл. обр. как покровителя виноградарства и виноделия. В классич. эпоху культ Диониса пользовался особой популярностью в Дельфах (наряду с культом Аполлона) и Афинах.
Другое имя Диониса - Вакх (греч. Bakchos, в лат. форме - Bacchus, Бахус); отсюда и название празднеств в честь этого бога - вакханалии.

Дионисии (Dionysia), в Др. Греции празднества в честь бога Диониса. В Афинах 6-4 вв. до н. э. наиболее известны след. Дионисии: 1) Великие, или городские, Дионисии (в кон. марта - нач. апр., весеннее равноденствие), включали торжественные процессии в честь бога, состязания трагич. и комич. поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы; отмечались с особой пышностью в течение нескольких дней в присутствии гостей из др. гос-в.
2) Ленэи (в кон. янв. - нач. февр.), получившие назв. от святилища Диониса (вероятно, на 3. от Акрополя); на Ленэях примерно с 442 до н. э. начали ставить комедии, с 433- трагедии.
3) Антестерии (в кон. февр. - нач. марта), приурочивались к открыванию бочек с новым вином и первому его разливу.
4) Малые, или сельские, Дионисии (в кон. дек. - нач. янв.), связанные с началом солнечного года и сохранившие пережитки аграрной магии (напр., процессия с фаллом); сопровождались весёлыми играми.

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум