|
Апполоновско-дионисийский - понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности
бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих
все формы творческих порывов бога Диониса.
«В человеке... мы находим слепую по
своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом
субъекте противостоят осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, т.о.,
собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым -
в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское
воодушевление от просто дионисийского».
Понятие использовали также Гегель, Ницше
и Рих. Вагнер.
В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше
рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные
моменты аполлоновского и дионисийского начал.
Аполлон, в др.-греч. и др.-рим. мифологиях и религиях божество; один из наиболее сложных мифологич.
образов. Вероятно, культ Аполлона проник из М. Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в "Илиаде"
Аполлон покровительствует
троянцам).
Первоначально Аполлон был божеством, связанным с культом производительных сил земли и
отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а
затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда Аполлон Мусагет - предводитель муз). Позднее
Аполлон стал
отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos - светлый,
блистающий).
Осн. центрами культа Аполлона были Дельфы, о. Делос и Дидимы (в М. Азии).
Дионис, в древнегреческой мифологии сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Культ
Диониса -
растительного или зооморфного божества, существовавший в Греции уже в крито-микенскую эпоху, в 8-6
вв. до н.э. получил широкое распространение среди сельского демоса, чтившего
Диониса гл. обр. как покровителя
виноградарства и виноделия. В классич. эпоху культ Диониса пользовался особой популярностью в Дельфах
(наряду с культом Аполлона) и Афинах.
Другое имя Диониса - Вакх (греч. Bakchos, в лат. форме -
Bacchus, Бахус); отсюда и название празднеств в честь этого бога - вакханалии.
Дионисии (Dionysia), в Др. Греции празднества в честь бога Диониса. В Афинах 6-4 вв. до н. э. наиболее
известны след. Дионисии: 1) Великие, или городские, Дионисии (в кон. марта - нач. апр., весеннее равноденствие),
включали торжественные процессии в честь бога, состязания трагич. и комич. поэтов, а также хоров,
исполнявших дифирамбы; отмечались с особой пышностью в течение нескольких дней в присутствии
гостей из др. гос-в.
2) Ленэи (в кон. янв. - нач. февр.), получившие назв. от святилища Диониса (вероятно,
на 3. от Акрополя); на Ленэях примерно с 442 до н. э. начали ставить комедии, с 433- трагедии.
3) Антестерии (в кон. февр. - нач. марта), приурочивались к открыванию бочек с новым вином и первому его
разливу.
4) Малые, или сельские, Дионисии (в кон. дек. - нач. янв.), связанные с началом солнечного года и
сохранившие пережитки аграрной магии (напр., процессия с фаллом); сопровождались весёлыми играми.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|