|
Сознание есть знание,
которое может быть как-то передано другим, это
возможность в речи или другим способом передать свое
знание другому.
“Субъективное – это родовое понятие для обозначения любых
явлений внутреннего мира человека, как бы "внутренняя сторона"
психического, не сводимая к каким-либо его внешним проявлениям.
Необходимость различать сознание и субъективное связана с тем,
что сознание, в обычном смысле этого слова, непременно предполагает
знание о том или ином содержании сферы субъективного. Если я что-то
осознаю, то это означает, что я способен дать отчет себе или другим о
наличии в моей субъективности осознаваемого мною элемента. То есть
осознание предполагает возможность осуществления рефлексивного
акта.
С этой точки зрения сознание - это лишь некая разновидность
или форма организации субъективного («психического»). Она
характеризуется рядом свойств, таких как рефлексивность, а также
произвольность (способность к саморегуляции, самодетерминации),
способность использования абстракций сколь угодно высокого
уровня (это свойство, в частности, отличает человеческую
субъективность от весьма вероятно также существующей субъективности
животных - хотя животные также способны пользоваться абстракциями,
но уровень доступных им абстракций всегда ограничен).
Далее, к числу сущностных характеристик сознания можно
присовокупить социальную обусловленность содержания и способов
функционирования субъективного. Кроме того, обладающая сознанием
субъективность непременно участвует в обработке поступающей в мозг
сенсорной информации, а также, по-видимому, участвует в
планировании поведенческих актов. Она содержит в себе
знание об окружающем мире (модель мира) и тесно связана с
механизмами высших психических функций: мышления, произвольного
внимания, произвольной памяти и т.д.
Помимо рефлексируемого содержания субъективного существует
внерефлексивное (дорефлексивное, иррефлексивное) субъективное,
которое можно, также, обозначить как "бессознательное".
Поскольку внерефлексивное содержание субъективного - это то, о чем
мы не можем дать отчет, не имеем явного знания, то возникает вопрос
: как же мы в таком случае вообще способны прийти к заключению, что
помимо осознаваемого содержания в субъективном может присутствовать
что-то еще? Очевидно, это возможно, прежде всего, в силу нашей
способности к ретроспективному анализу состояний собственной сферы
субъективного, например, сферы зрительного восприятия. В
каждый момент времени я, как правило, отдаю себе отчет лишь о
какой-то малой части совокупного "зрительного поля", к которому
приковано мое внимание. Все остальное существует как некий
смутный, нерефлексируемый фон, на котором дан предмет
осознанного внимания. В момент восприятия я не даю себе отчет о
наличии этого фона, но, возвращаясь ретроспективно к данному
переживанию, я прихожу к выводу, что фон, именно как фон, все же
переживался, каким-то образом присутствовал в моей субъективности.
Следовательно, фон, хотя он первично не осознается, следует все же
включить в состав сферы субъективного. Причем включить его именно в
тот момент, когда он первично в неосознанной форме присутствовал в
моих переживаниях.
Наконец, необходимость различать сознание и субъективное
обусловлена также фактом существования таких состояний нашей
субъективности, в которых осознание, рефлексия вообще
может отсутствовать. Так, человек не всегда способен полноценно осознавать себя
во сне, в состоянии сильного наркотического опьянения, в различных
патологических состояниях психики. Однако, во всех этих случаях,
тем не менее, сохраняется то, что можно назвать "внутренним миром"
или "субъективным" - поскольку сохраняются переживания: ощущения,
образы, даже какая-то редуцированная возможность осмысления
происходящего. Однако, все это феномены, о которых мы часто не
способны дать отчет в момент их переживания, но которые, благодаря
фиксации в памяти, могут быть обнаружены ретроспективно.
(Некоторые авторы предпочитают в данных случаях говорить об
"измененных состояниях сознания" или о "нерефлексивном
сознании". Поскольку рефлексивность, как принято представлять,
является сущностной характеристикой сознания - эти термины
представляются некорректными. В этих случаях следует говорить о
субъективном, но не о сознании.)
В целом, сфера субъективного имеет "трехслойную"
структуру: первый слой - это чувственность,
второй слой - эмоции и воля (в этом слое
обнаруживается "самость") и третий - область "чистых
смыслов".
Статья академика П.В. Симонова
О ДВУХ РАЗНОВИДНОСТЯХ НЕОСОЗНАВАЕМОГО: ПОД- и СВЕРХСОЗНАНИИ
словарь
|
|
|