с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ДОБРОДЕТЕЛЬ - ДОБРО И ЗЛО

 


Добродетель - постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью.

Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели.
Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями:
сдержанность - между необузданностью и бесчувственностью;
храбрость - между безрассудной смелостью и трусливостью;
справедливость - между неправыми делами и несправедливыми страданиями;
щедрость - между скупостью и расточительством;
кротость - между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу.
Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость.
Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой.
Для Эпикура добродетель - верное понимание условий истинной радости.
Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием.

Систему добродетелей разработал Гейлинкс.
По определению Канта, «добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления».
Для Гёте добродетель - «истинно подходящее в каждом положении».

В согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см. также Шлейермахер, Этика).

Добро и Зло - категории этики.
Добро - это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.
Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая позитивность. Личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.
Этически ценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации (см. Этика).
«Добром не является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальное существование ценного, а единственно телеология ценностей (злом - телеология антиценностей) в реальном мире» (N. Hartmann, Ethik, 1935).

Телеология сама по себе (т.е. - способность делать целью и реализовать, осуществлять то, что не является реально существующим, напр. ценности) уже является ценной; в более высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброго на ценностях, этически индифферентных самих по себе). Добрым или злым является лишь человек как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию (см. Целевая деятельность), т.е. человек в его отношении к ценностям.
Зло - 1) противоположность добра; от понимания зла зависит также и определение понятия добра.
В манихействе зло выступает как метафизическое понятие у Плотина,
в христ. философии, у Августина, Лейбница, Я. Бёме, Шеллинга, Гегеля - все они искали ответ на вопрос: каким образом зло пришло в мир, можно ли и следует ли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую?
2) то, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию; см. Теодицея.

(А - В) (Г - З) (И - Я)

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум