с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


Эго - Я

 


Я (Эго) - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.
Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.

Я (Эго) является наряду с Оно (Ид) и сверх-Я (супер-Эго) одной из трех психологических субстанций, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики.
Я, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго.
Оно обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Я не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.

По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие сверх-Я.
Сверх-Я включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, т.о., возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности.
Я играет роль посредника между сверх-Я и Оно (средоточием примитивных инстинктов) путем создания защитных механизмов. Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я. Это важное качество было названо силой Я (Эго).

Человеку с сильным Я свойственны следующие характеристики:
он объективен в своих оценках окружающего мира и себя (инсайт);
его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок;
он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив;
он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло;
он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс.

С др. стороны, индивид со слабым Эго более сходен с ребенком:
его поведение импульсивно и определяется моментом;
восприятие действительности и себя искажено;
он достигает меньшего успеха в подуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе;
он может страдать от невротических симптомов.

Со времен Фрейда, определившего концепцию Я (Эго) и его структуру, и Юнга, исследовавшего Я, др. учеными были разработаны несколько иные теории Я.
С точки зрения психологии Я рассматривается «как источник поведения и связующий центр личности в ее человеческом окружении.
Помимо убожества его свойств, бросается в глаза известный момент свободы самосознания - огромное различие методов, которые применяются для того, чтобы побудить различных людей к определенному поведению; обращаются «к самому человеку», пользуются опосредованней его внутреннего Я или точно с той же целью обращаются неопосредственно к его членам (в случае «принуждения»), непосредственно к его влечениям или страстным желаниям (в случае «соблазна, обольщения»), или непосредственно к его нежелательным привычкам (в случае «лечения внушением»). Только при применении первого, «естественного» способа влияния мы чувствуем, что с нами обращаются, как с людьми, в то время как при применении второго способа мы чувствуем себя низведенными до положения вещи, даже и тогда, когда местное вмешательство (в случае «самовнушения») исходит от нас самих» (Metzger, Psychologie, 1941).

Сознание Я (см. Осознание Я) в процессе развития человека выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает «внешний мир» и Я в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием с-самим-собой-идентичного-бытия; если, т.о., человек отчетливо познает свои телеснодушевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (т.е. в глубине своего Я) всегда остается одним и тем же.

К наглядной сфере Я относятся тело и все, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Я может «врастать».

Часто в Я видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним; наиболее четко это выражено у Фихте: «Я требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности».
Ницше, наоборот, в отношении Я говорит: «Я - это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план».

Под сверх-Я понимают, согласно Фрейду, социальную совесть, принуждающую нас отказываться от удовлетворения наших побуждений и от какой-то доли возможного счастья; см. также Оно.
Согласно экзистенциализму, сверх-Я тождественно с Man.
Я как носитель действия и как предмет этики - это личность.
См. также Индивидуализм, Индивидуальность, Индивидуум, Психоанализ.

Синонимы эго (от лат. ego – я): самосознание (ПС), сфера личности (В. Бехтерев), человеческое “Я” (В. М. Кандыба), “Я” (В. Бехтерев, ПС).
***
Эго - это сложное образование, которое конституируется, во-первых, общим осознанием собственного тела, собственного существования и, во-вторых, данными памяти - у вас есть некоторое представление о том, что происходило в прошлом, долгая последовательность воспоминаний. Таковы две основные составляющие феномена, именуемого эго. Таким образом, эго можно назвать комплексом психических фактов. Этот комплекс обладает мощнейшим магнетизмом: он притягивает то, что содержится в бессознательном, в этом темном царстве, о котором мы ничего не знаем; он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с эго, становятся фактами сознания (только так: в противном случае их нельзя считать сознательными). Мне представляется, что эго есть своего рода комплекс, безусловно, самый близкий и дорогой нам. Он всегда в центре нашего внимания и всех наших помыслов; это центр сознания, без которого не обойтись. При разрушении эго (например, в случае шизофрении) у индивида исчезает система координат: центр распался, какие-то психические составляющие отныне относятся к одному фрагменту эго, какие-то - к другому. Поэтому у шизофреника наблюдается быстрый переход как бы от одной личности к другой.” (К. Юнг)
***
«Я-образ»
- понятие из области психологии личности, подразумевает представление о самом себе, эдакий психологический «автопортрет». (П. Цуй-По)
***
“Мы предполагаем, что мальчики или девочки десятилетнего возраста должны быть сознательными, однако это весьма своеобразное сознание - сознание, которое может быть лишено всякого осознания собственного эго. Я знаю много случаев, когда дети внезапно приходят к осознанию факта "я есть" лишь в возрасте одиннадцати, двенадцати, четырнадцати лет, и даже позднее. До тех пор они только переживают события, и впоследствии, обращая взгляд в прошлое, они вспоминают эти события, но не могут вспомнить в них себя. Если мы говорим "я", это еще не значит, что нам доступен опыт переживания целостного эго. На этот счет у нас нет абсолютного критерия. Вполне возможно, что наше осознание эго носит фрагментарный характер, и когда-нибудь в будущем люди будут знать о нем значительно больше, нежели мы сегодня.” (К.Юнг)
***
“Необходимо иметь в виду двойственную природу раздражений, достигающих мозга, и вместе с тем двойственный характер восприятия. Одни раздражения приходят к мозгу от внутренних областей тела и обусловлены разообразными органическими процессами. Они возбуждают в мозгу различного рода органические впечатления. оставляющие в мозгу известные следы, способные к оживлению. Совокупность же этих следов образует органическую основу личности, или — в субъективном восприятии — основу “я”. Другой порядок раздражений притекает в мозг от воздействий, идущих извне организма и влияющих на мозг при посредстве так называемых внешних воспринимающих органов. Они являются материальной основой внешних впечатлений, субъективным показателем которых служат ощущения. Эти внешние впечатления, в свою очередь, оставляют по себе известные следы в центрах. Часть этих следов вступает в соотношение со следами, входящими в органическую основу личной сферы. Остальная часть внешних следов, не входящая в соотношение с органической основой личности, остается до поры до времени вне личной сферы; но при тех или других случаях путем сложной ассоциативной деятельности и эти следы от внешних раздражений могут входить в сферу личности, наполняя ее своим материалом: многие же из этих следов остаются надолго, а в известных случаях и навсегда, вне сферы личности.

Так как органические раздражения, следы которых входят в сферу личности, являются выразителями состояния органических функций организма и его потребностей, то очевидно, что сфера личности является главнейшим руководителем действий и поступков человека, направление которых находится в зависимости от органических потребностей организма, тогда как цель определяется теми внешними впечатлениями, которые стоят в ближайшей ассоциативной связи с этими потребностями. Равным образом и управление ходом ассоциаций стоит в значительной мере в соотношении со сферой личности и регулируется также личными потребностями, возникающими на почве органических раздражений. Благодаря этой регуляции ассоциативной деятельности, не только ход многих ассоциаций направляется соответственно личным потребностям, но и становится возможным то планомерное их течение, которое известно под названием суждения. Такова в общих чертах схема нашей психики в бодрственном ее состоянии, как мы ее понимаем на основании данных объективной психологии.” (В. Бехтерев)
***
«Где локализуется сознание человека и его Эго? Ответ: Существуют две точки зрения. Первая — сознание есть результат деятельности мозга человека. Вторая — сознание есть результат взаимодействия общекосмического информационного поля и информационного поля мозга человека. В первом случае, человек — существо отдельное, а во втором — зависимое и предопределенное. Я считаю, что первая точка зрения правильная, а вторая ведет к религии и мистике.

Что касается локализации самосознания — человеческого «Я», то я думаю, что оно находится в мыслительном и чувственном информационном пространстве человека. Это значит, что оно везде — и в самом человеке, и вокруг него, как поле-луч окутывающее все, о чем человек думает или чувствует. Говоря древнерусским языком, человеческое «Я» — это «Истинный Свет», а если говорить проще и религиозно, то это зашифрованный Род, Перун или Иисус Христос. Это значит, что абсолютная объективная реальность – это «Мы», а субъективная относительная реальность – это и есть человеческое «Я». (Кандыба)
***
"Представления об "я" как хранящейся в памяти и распределенной в мозге информации дает возможность преодолеть одну из главных трудностей проблемы, которая получила название проблемы регрессии гомункулуса. Так если признать, что "я" имеет определенную мозговую локализацию, необходимо будет объяснить, как это "я" может общаться с внешним миром. Для этого придется поместить внутри гомункулуса соответствующие "сенсорные" системы, также как и структуры, отвечающие за мотивации и т.д., то есть практически весь мозг. Мотивация является необходимым составным элементом "я". Входящая в формулу эмоций необходимая ("для себя") информация в большей степени представлена в правом полушарии. Показана также особая роль теменных отделов правого полушария в поддержании схемы тела. Возможно, этим объясняются относительно большие связи "я" с правым полушарием." (Иваницкий А.М.)

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум