с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ГЕШТАЛЬТ - ГЕШТАЛЬТКАЧЕСТВА - ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

 


Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов;
в переносном смысле употребляется также по отношению к психическим и культурно-историческим образованиям, части которых определяются целым и которые в то же время взаимно поддерживают и определяют друг друга; образования, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей, т.к. вне последних имеют место еще гештальткачества самих этих образований.
Напр., в случае акустического гештальтобразования какой-либо мелодии, вне которой имеют место также ее «комплексные качества» (см. Чувство).

Душа по своей сущности способна формировать гештальты (Gestaltung). Высокоразвитые структуры сознания имеют тенденцию к завершенности, единству, простоте, правильности, к симметрии и включению в предпочитаемые пространственные направления (вертикальное и горизонтальное), к законченности всех кривых, короче говоря, к четкости (см. Прегнантности правило), к наилучшему чувственному оформлению внутри сферы наглядного.
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, каждая из которых в свою очередь есть часть общей целостности сознания с признаками ограниченности и расчлененности, причем общая целостность сознания является в себе завершенной структурой, состоящей из относящихся к целому членов, более или менее отличных друг от друга.
Ограничение (контур), являющееся основой гештальта, характеризуется степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, «контура».

Согласно положению о том, что части определяются целым, в случае, если меняется часть, положение или свойство целого, меняются и все др. части, положения или свойства (см. также Поле, Микрофизика).

При описании гештальта употребляется также понятие важности (Gewichtigkeit). Целое может быть важным, члены - неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, напр., в некоторых орнаментах), или (что встречается чаще) так, что результатом иерархического распределения важности оказывается своего рода гештальтдоминанта: целое в большей или меньшей степени центрировано (напр., центр гештальта человека - его лицо, центр гештальта лица - глаза) или конкретно направлено к какому-нибудь доминирующему конечному пункту (напр., гештальт дерева - к вершине).

Члены гештальта бывают различных рангов (так, напр., в круге: 1 - центр, 2 - точка на окружности, 3 - любая точка внутри круга), выступают как осн. или второстепенные части. Там, где центр еще не установился, его передвижение может сильно изменить характер гештальта, как, напр., при перемене осн. тона аккорда.

Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (напр., середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, напр. основание колонны), или как направляющая точка (напр., острие стрелы). Из того факта, что душа способна формировать гештальты, вытекает закон «хорошего» гештальта, провозглашавший, согласно Метцгеру (Metzger, Psychologie, 1941) следующее: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось» (пример: построение «картины» звездного неба путем выбора таких звезд, которые легче всего сливаются в более или менее «хорошие» гештальты). Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (напр., приблизительно равносторонний треугольник «рассматривается» как равносторонний, почти прямой угол - как прямой и т.д.; см. Понятие).
Даже там, где человек вмешивается в физическую действительность с целью изменить ее (требуемый гештальт) - в том случае, если нужно не просто разрушить или уничтожить что-нибудь, - вмешательство происходит всегда т.о., что получающиеся восприятия более или менее бессознательно изменяются в направлении хорошего или наилучшего гештальта.

Гештальткачества (свойства целого, качества Эренфельса) - свойства целостностей, в особенности свойства гештальтов, которые не вытекают из свойств частей этих гештальтов, а присущи самим гештальтам в целом как таковым (пример: переживание аккорда совершенно отлично от суммы переживаний составляющих его отдельных тонов). Гештальткачества были открыты Хр. Эренфельсом. На этом открытии базируется гештальтпсихология. В основе гештальткачеств лежит многообразие раздражений, следовательно, нечто объективное. Но были установлены также сходства между гештальткачествами, принадлежащими к совершенно различным сферам чувств и вещей (напр., музыкальное crescendo - восходящее солнце - возрастающее ожидание; сходство стиля произв. поэзии, живописи и изобразительных искусств). Различаются три вида гештальткачеств
1. Структура, строение, или тектоника. Сюда относятся качества порядка и построения: пространственная форма или структура фигуры, яркость и окраска, расчленение и распределение важности (см. Гештальт); ритм, мелодия; способ протекания движения и изменения. Прилагательными, с помощью которых определяется данный вид гештальт-качеств, являются, напр., следующие: прямой, круглый, угловатый, замкнутый, симметричный, legato, staccato, crescendo; непрерывный, прерывный; рост, уменьшение, подъем, падение и т. д. Существуют также динамическая структура, структура напряжения, притяжения, отталкивания, порыва, побуждения и т. п., которые получаются в особенности при анализе отношения между «я» и «ты». Кроме того, существуют следующие качества структуры: связь, четкость (см. также Понятие; Прегнантности правило), система отношений, центрирование и центр тяжести гештальта, внутренняя упорядоченность («хороший» гештальт).
2.  Свойство; свойство целого или качество целого. Сюда относятся материальные свойства, «материал». Прилагательными, которые употребляются для характеристики свойств, являются, напр., прозрачный, сияющий, шероховатый, гладкий, блестящий, шелковистый, вещный, светящийся (свет и тень); мягкий, твердый, вязкий, упругий; пронзительный, дрожащий (звук).
3.  Сущность. Сюда относятся все физиогномические (характеризующие личность) свойства: характер, нрав, внешний облик, настроение и т. д. Прилагательными, которыми можно охарактеризовать свойства сущности, являются такие, как: радостный, спокойный, гордый, мрачный, враждебный, сильный, нежный, шумный, буйный, скандальный. У многих свойств сущности нет собственной характеристики. Поэтому в обиходном языке употребляются слова, лишь приблизительно выражающие то, что подразумевается, и имеющие, кроме того, свое собственное, более точное и более ясное значение. В связи с этим свойства сущности часто не распознаются или путаются с чем-нибудь другим; они важны в силу того, что могут показать вещь т. о., что мы ее характеризуем как «интересную»; между такой вещью и нами самими устанавливается изначальное познавательное отношение (см. Wesen). Подобные свойства сущности могут быть присущи вещам, относящимся к совершенно различным сферам; так, напр., свойство сущности - «теплота» - может восприниматься не только как температурное ощущение, но и как определенная окраска, напр. «желто-красная», как поведение человека или обстановка жилого помещения.

Гештальткруг - согласно В.Вайцзеккеру («Der Gestalt-Kreis - Theoire der Einheit von Wahrnehmen und Bewegen», 1940), кругообразная, в форме гештальта связь организма и среды, при которой организм выбирает определенные раздражения из группы раздражений, исходящих от внешнего мира.
Теория гештальткруга представляет собой попытку решить проблему соотношения души и тела, упростив ее посредством исключения психофизических проблем (см. Психофизический уровень).

Гештальттеория (гештальтпсихология) - одно из ведущих направлений в современной психологии, восходящее своим началом к учению Хр. Эренфельса, выдвинувшего тезис о принципиальной несводимости целого (характеристика которого была названа «гештальткачеством») к сумме составляющих его частей.
Последователи Эренфельса утверждали, что целое вообще нечто другое, нежели сумма его частей, выделяемых из него посредством обособления.
Осн. представителями гештальттеории в Германии являлись В. Кёлер, К. Коффка и М. Вертхеймер. К австр. школе принадлежали В. Бенусси (ум. 1928), С. Витасек (1870-1905), А.Мейнонг и А. Гефлер.

(А - В) словарь (Г - Я)

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум