|
“Инстинкт (от лат. instinctus
– побуждение), совокупность сложных врожденных реакций (актов
поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние
раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный,
половой и др.) . Инстинкты человека контролируются его
сознанием и в значительной степени подчинены ему.” (СЭС)
“Широкое распространение образов животных в религии и искусстве
всех времен не просто акцентирует важность этого
вида символов — оно показывает, как важно для человека
сделать инстинкты (составляющие психическое наполнение этой
символики) составной частью своей жизни. Животное — часть
природы и не может желать того, что не свойственно природе. Другими
словами, оно повинуется своим инстинктам.
Животное начало человека, обитающее в нем в качестве инстинктивной
части психики, может стать опасным, будучи не понято и не включено в
жизненный процесс. Человек— единственное существо, способное
контролировать свои инстинкты посредством силы воли. Вместе с тем,
он способен также подавлять, искажать и ранить их. Но ведь любой
зверь, говоря метафорически, более всего свиреп и опасен, когда
ранен. Подавленные инстинкты могут подмять под себя человека и даже
уничтожить его.
Известный всякому сон, когда кажется, будто вас преследует зверь,
почти всегда указывает на оторванность инстинкта от сознания и
на необходимость (или старание) ликвидировать этот разрыв, подключив
инстинкты к общей работе. Чем опаснее поведение животного во сне,
тем глубже в подсознании первобытно-инстинктивная часть души
сновидца и тем насущнее ее осознание и включение в жизнь, чтобы не
допустить непоправимых неприятностей.
Цивилизованному человеку угрожают подавленные и ущемленные
инстинкты, первобытному же — бесконтрольные влечения. В обоих
случаях подлинная природа "животного начала" искажается, и в обоих
случаях необходимым условием целостной и полной жизни является
приятие животной части души. Первобытный человек должен укротить в
себе животное и превратить его в помощника, тогда как цивилизованный
человек должен оздоровить в себе животное начало и подружиться с
ним.” (А.Яффе)
***
Особенности инстинктивной деятельности с
психологической стороны проблемы подробно рассмотрены
Юнгом.
“ Инстинктивное действие характеризуется бессознательностью
стоящего за ним психологического мотива в противоположность строго
сознательным процессам, отличающимся непрерывностью осознавания их
мотивов. Инстинктивное действие представляется более или менее
внезапным психологическим явление –
своего рода прерыванием непрерывности сознания . В этом
отношении оно ощущается как внутренняя потребность, что фактически
является определением инстинкта по Канту.
Особенно важное для определения инстинкта имеет реакция “все или
ничего”, сформулированная Риверсом. Это – реакция, имеющая некую
собственную интенсивность, при любых условиях независимую от
вызвавшего ее раздражителя. Но если рассмотреть психологические
процессы сознания, задавшись вопросом, а есть ли среди них такие,
интенсивность которых абсолютно несоразмерна силе раздражителя, то
окажется, что их великое множество у любого человека.
Из всех таких процессов инстинктивными могут быть названы только те
бессознательные процессы, которые являются унаследованными и
возникают единообразно и регулярно. …Как удачно отметил Ллойд
Морган, биться об заклад в отношении инстинктивной реакции также
неинтересно, как и в отношении завтрашнего восхода солнца.
Такой процесс отличается от простого сенсорно-моторного рефлекса
лишь тем, что является более сложным. У. Джеймс поэтому называет
инстинктом, и не без основания, “простой возбуждающе-моторный
импульс, вызванный предсуществованием некоторой рефлексной дуги в
нервных центрах”.
Вопрос о том, откуда возникают инстинкты и как
они приобретаются , является исключительно сложным. Тот
факт, что они всегда унаследованы, ничего не дает для объяснения их
происхождения — он просто отодвигает проблему назад к нашим предкам.
Широко распространена точка зрения, согласно которой инстинкты
возникли в часто повторяющихся индивидуальных, а затем всеобщих
волевых актах . Это объяснение правдоподобно постольку,
поскольку мы можем ежедневно наблюдать, как определенные усердно
заученные действия постепенно становятся автоматическими благодаря
постоянной практике.
Но рассматривая замечательные инстинкты, обнаруживаемые в животном
мире, мы будем вынуждены признать, что элемент заучивания иногда
совершенно отсутствует . В некоторых случаях невозможно даже
представить, как вообще может иметь место заучивание и тренировка.
Возьмем в качестве примера невероятно утонченный инстинкт
размножения у бабочки юкка . Цветы растения юкка раскрываются
только на одну ночь. Бабочка берет пыльцу из одного цветка и делает
из нее маленький шарик, затем она садится на второй цветок,
раскрывает его пестик, откладывает свои яйца между тычинками и затем
вводит шарик в воронкообразное отверстие пестика. Эту сложную
операцию бабочка проделывает всего один раз в своей жизни. Такие
случаи трудно объяснить при помощи гипотезы о заучивании и
тренировке. Поэтому недавно были выдвинуты новые способы объяснения,
основанные на философии Бергсона и делающие упор на факторе
интуиции.”
словарь
|
|
|