|
Мораль (от лат. moralis - нравственный) - та область из царства этических
ценностей (см. Этика), которая прежде всего признается каждым взрослым
человеком.
Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и
различны у разных народов и слоев населения (принцип множества моралей и
единства этики).
Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое
«хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей, в
которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей
(потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к
значимости и к обладанию) в пользу осуществления (меньше всего в силу понимания
того, что считается правильным) ценностей социальных (признание прав др.
личности, справедливость, самообладание, правдивость, благонадежность, верность,
терпимость, вежливость и т.д.)
См. Правило.
К господствующей морали у всех
народов и во все времена, кроме социальных ценностей, принадлежат также и те,
которые расцениваются религией как благое поведение (любовь к ближнему,
благотворительность, гостеприимность, почитание предков, отправление религиозных
культов и т.д.).
Мораль - это составная часть индивидуального микрокосмоса, она
является одним из моментов, определяющих для личности картину мира.
Моралисты - группа писателей и философов, которые во избежание моральных
пошлостей стремились исследовать сущность страстей и указать методы, чтобы
направлять страсти и бороться с ними. «По чистосердечию и нетерпению они
пренебрегают систематическим порядком и логикой, забывая о них... Искренностью и
нетерпением приправляют они свои размышления и исследования, находят для них
индивидуальный, неровный, волнующий стиль, который называется афористическим. В
них еще живет со времен античности и средневековья, благонравия школ, академий и
церквей любовь к внутренней жизни, ясности и красоте, что предотвращает
непоследовательность и самодержавный произвол» (К. Фослер в предисловии к «Die
franzsischen Moralisten», 1938).
К франц. моралистам причисляются Ларошфуко, Вовенарг, Монтескье, Шамфор,
Ривароль (См. Французская философия).
В 1711 Шефтсбери опубликовал получившую
широкую известность книгу «The moralists». Кроме него, наиболее известными англ,
моралистами были Кумберленд, Батлер, Кларк, Уильям Волластон, Ачесон, Хом (Ноте)
и Фергюсон.
Мораль, основанная на чувстве - характеристика морали, которая видит мотивы
нравственной воли и поступков в чувствах, склонностях, аффектах (главные
представители этого направления: Шефтсбери, Хатчисон); противоположность -
рассудочная мораль.
Мораль рефлекторная - мораль, требующая от нравственной воли, чтобы она с
необходимостью определяла себя при помощи рефлексии в результате разумного
понимания и размышления. В то же время чувственная мораль считает определенное
чувство (напр., сострадание, любовь) основой движения нравственной воли.
Моральность (от лат. moralitas
нравственность) - по Канту, действие только тогда
обладает моральностью, когда оно не просто соответствует нравственному закону, а
само вытекает из идеи долга. Моральный- относящийся к морали, соответствующий
морали, нравственный, а также (особенно у французов и англичан)
противоположность физического, т. е. духовное.
Моральный принцип - всякий принцип, который должен определять нравственную волю,
как, напр., радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм),
удовлетворение естественных побуждений (этический натурализм), совершенство (эвфоризм),
гармония и т.д.
Мораль господ и Мораль рабов (стадная мораль) - Ницше различает их как два основных
типа морали. Слабый и угнетенный из озлобления против «господ» создает мораль, в
которой слабость и угнетенность являются высшими ценностями; т.о. возникли христ.
ценности смирения и сострадания, и поэтому они должны быть заменены
соответствующими ценностями морали господ, чувством дистанции, сознанием силы и
т.д.
(А - В) (Г - З) (И - Я)
|
|
|