|
Натурализм (фр.
naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) -
философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как
универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в
понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно,
Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни).
По Канту,
натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы.
В этике - это
требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных
побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто
природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники,
стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше).
В социологии - преобладающее или
исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих
сил в истории, в развитии общества.
Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было
неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного.
О религиозном натурализме см.Пантеизм.
Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом;
согласный с природой, верный природе.
Натурфилософия (от лат. nature природа) - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу
(либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн.
знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего
общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий
(субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон
природы), познания связей и закономерностей явлений природы.
Понятие
«philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки.
Состояние развития
натурфилософии в настоящее время в большой степени зависит от соответствующего
состояния естественных наук.
Возникла натурфилософия фактически еще до
появления собственно философии, из т.н. космогонии, сохраняя мифологический
характер последней.
Конечной целью натурфилософии являются уже научно
обоснованная и очищенная космология и космогония.
Родоначальником собственно
натурфилософии были ионийские философы.
Ими рассматривались следующие осн.
проблемы:
материя и ее (атомистическая) структура,
гармония (математическая)
Вселенной,
соотношение вещества и силы,
неорганического и органического.
начение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их
постановке.
У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже
естественнонаучный характер.
Дальнейшее ее развитие связано со школой
(аристотелевской) перипатетиков и стоиками.
Впоследствии натурфилософия
превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики.
Однако
вместе с развитием естественных наук в средние века развивалась также и
натурфилософия, гл. о. со времени поздней схоластики, и особенно в лице таких
мыслителей, как Фома Аквинский и Альберт Великий.
Наблюдение и эксперимент
начинают играть все более важную роль как в натурфилософии, так и в
естественных науках (Генрих фон Лангенштейн, Альберт Саксонский, Роджер Бэкон,
Николай Орезмский и физики-оккамисты).
Относящееся к началу нового времени
понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто
восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (Джордано Бруно).
Вскоре
произошло ее разделение на натурфилософию органического (Парацельс), близкую к
витализму, и натурфилософию неорганического (Галилей), близкую к механицизму,
причем последняя все больше и больше одерживала верх, и в первую очередь
благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественнонаучных методов
исследования - шествию, возглавляемому Леонардо да Винчи, Коперником, Кеплером, Сеннертом, Галилеем, Декартом.
Натурфилософия Вселенной основана Коперником,
Кеплером, Ньютоном; последний под ней понимал теоретическое
(математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» - «точная
наука о природе»).
В 18 в. различаются «physica speculative» и «physica
empirica» (физическая констатация фактов).
В 1786 Кант в «Метафизических
началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного
(механистического) естествознания, в 1790 в «Критике способности суждения» -
дополнительную критику натурфилософии органического, т.е. критику
биологических понятийных построений.
Появившиеся в 1797 «Идеи натурфилософии»
Шеллинга открыли идеалистический , конструктивно-умозрительный период
натурфилософии.
Натурфилософия романтизма (Окен) была хотя и ближе к фактам, но
менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли Гегель и
Шопенгауэр.
Исследованиями в сфере органического специально занимались Гёте и
К. Г. Карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и
полные сил формы.
Все большие успехи естественных наук и связанное с этим
растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в
19 в. к тому, что натурфилософия скатилась к материализму;
наконец она исчезла
почти полностью - так же как и метафизика и по тем же причинам.
Материалистическую натурфилософию представляли Бюхнер, Молешотт и др.;
ее
использовал в своих аргументациях также и марксизм.
У физиологов - Иоганнеса
Мюллера, Лотце, Гельмгольца - натурфилософия становится критической теорией
принципов естествознания;
в натурфилософии Фехнера еще присутствует
спекулятивный элемент.
На основе естественнонаучных и естественноисторических
исследований Дарвина и Геккеля развилась натурфилософия особого рода (см.
Монизм).
К нач. 20 в. в связи с обращением европейской мысли к метафизике
возникла новая натурфилософия.
Вильгельм Оствальд создал натурфилософию
неорганического (см. Энергетизм);
Рейнке, Дриш, Паладьи и др. - органического
(см. Витализм).
Первая с этого времени стала господствующей (см.
Причинно-механическая картина мира, Физическая картина мира, Органический),
особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом
натурфилософия принимает все более абстрактную форму. В настоящее время она
рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук;
«Philosophie der Natur» (1905) Николая Гартмана имеет знаменательный
подзаголовок: «Очерк специального учения о категориях».
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - Я)
|
|
|