с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


НАТУРАЛИЗМ - НАТУРФИЛОСОФИЯ

 


Натурализм
(фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни).
По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы.

В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше).
В социологии - преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества.
Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного.
О религиозном натурализме см.Пантеизм.

Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

Натурфилософия
(от лат. nature природа) - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки.
Состояние развития натурфилософии в настоящее время в большой степени зависит от соответствующего состояния естественных наук.
Возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из т.н. космогонии, сохраняя мифологический характер последней.
Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония.

Родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы.
Ими рассматривались следующие осн. проблемы:
материя и ее (атомистическая) структура,
гармония (математическая) Вселенной,
соотношение вещества и силы,
неорганического и органического.
начение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке.
У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер.
Дальнейшее ее развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками.

Впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики.
Однако вместе с развитием естественных наук в средние века развивалась также и натурфилософия, гл. о. со времени поздней схоластики, и особенно в лице таких мыслителей, как Фома Аквинский и Альберт Великий.
Наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль как в натурфилософии, так и в естественных науках (Генрих фон Лангенштейн, Альберт Саксонский, Роджер Бэкон, Николай Орезмский и физики-оккамисты).

Относящееся к началу нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (Джордано Бруно).
Вскоре произошло ее разделение на натурфилософию органического (Парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (Галилей), близкую к механицизму, причем последняя все больше и больше одерживала верх, и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественнонаучных методов исследования - шествию, возглавляемому Леонардо да Винчи, Коперником, Кеплером, Сеннертом, Галилеем, Декартом.
Натурфилософия Вселенной основана Коперником, Кеплером, Ньютоном; последний под ней понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» - «точная наука о природе»).

В 18 в. различаются «physica speculative» и «physica empirica» (физическая констатация фактов).
В 1786 Кант в «Метафизических началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «Критике способности суждения» - дополнительную критику натурфилософии органического, т.е. критику биологических понятийных построений.
Появившиеся в 1797 «Идеи натурфилософии» Шеллинга открыли идеалистический , конструктивно-умозрительный период натурфилософии.
Натурфилософия романтизма (Окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли Гегель и Шопенгауэр.
Исследованиями в сфере органического специально занимались Гёте и К. Г. Карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы.

Все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в 19 в. к тому, что натурфилософия скатилась к материализму;
наконец она исчезла почти полностью - так же как и метафизика и по тем же причинам.
Материалистическую натурфилософию представляли Бюхнер, Молешотт и др.;
ее использовал в своих аргументациях также и марксизм.

У физиологов - Иоганнеса Мюллера, Лотце, Гельмгольца - натурфилософия становится критической теорией принципов естествознания;
в натурфилософии Фехнера еще присутствует спекулятивный элемент.
На основе естественнонаучных и естественноисторических исследований Дарвина и Геккеля развилась натурфилософия особого рода (см. Монизм).

К нач. 20 в. в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия.
Вильгельм Оствальд создал натурфилософию неорганического (см. Энергетизм);
Рейнке, Дриш, Паладьи и др. - органического (см. Витализм).
Первая с этого времени стала господствующей (см. Причинно-механическая картина мира, Физическая картина мира, Органический), особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму. В настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук; «Philosophie der Natur» (1905) Николая Гартмана имеет знаменательный подзаголовок: «Очерк специального учения о категориях».

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - Я)
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум