с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ПСИХОГЕНИИ

 


Психогении (psychogeniae от психо... и греч. - genēs, genea, geneia - часть слова, означающая происхождение, возникновение) - обусловленный психической травмой;
1) группа психических болезней, возникающих как реакция на тяжёлую жизненную ситуацию (психическую травму);
2) (син. реактивные состояния) — психические болезни или расстройства психической деятельности, вызванные эмоциональным потрясением;
3) видоизменения клинической картины некоторых психических болезней под влиянием эмоциональных потрясений.

Основные виды психогений относят неврозы и реактивные состояния (психозы), психогенные патохарактерологические реакции, а также ностальгию и ятрогении (см. Ятрогенные заболевания). Для П. характерна выраженная связь клинических проявлений с психической травмой и эмоциональным состоянием больного. Проявления психогении не имеют четких границ, возможны переходные состояния между расстройствами невротического и психотического уровня.

  Клиническая картина П. обусловлена силой, внезапностью психической травмы, а также преморбидными особенностями больного. Условно к психическим травмам относят ситуации, угрожающие жизни, тяжелые конфликты, потерю близкого, отрыв от родины и др. В ситуациях, угрожающих жизни, например при землетрясениях, наводнениях, кораблекрушениях, могут наблюдаться аффективно-шоковые психозы, характеризующиеся аффективной суженностью сознания, страхом и ужасом, двигательными нарушениями (возбуждением или ступором) и вегетативными расстройствами; воспоминания о пережитом у больных либо отсутствуют, либо фрагментарны. В ситуациях тяжелого конфликта, при угрозе лишения свободы чаще развиваются истерические реактивные психозы. Неврозы отмечаются при длительных личностных конфликтах.

    Психогеные патохарактерологические реакции проявляются различными отклонениями в поведении ребенка или подростка, ведущими к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающимися невротическими расстройствами. Отклонения в поведении выражаются реакциями оппозиции (протеста), имитации, компенсации и гиперкомпенсации, а также эмансипации, группирования со сверстниками и др. При реакциях оппозиции в основе нарушенного поведения лежит так называемый комплекс аффективно заряженных переживаний (обиды, ущемления самолюбия, конфликты с близкими и др.). Эти реакции направлены против тех лиц, с которыми возник конфликт. Реакция активного протеста проявляется агрессивным поведением с оттенком жестокости и сопровождается вегетативной симптоматикой. К реакциям пассивного протеста относят отказ от еды, уход из дома, суицидальные попытки, которые обычно не обдумываются. Реакции имитации характеризуются изменением поведения, связанным с подражанием поведению человека, пользующегося авторитетом (положительного или отрицательного лидера). К реакциям компенсации и гиперкомпенсации относят фантазии, в которых слабый подросток представляет себя сильным, самооговоры, в которых мальчик сообщает об ограблении или выполнении особых поручений милиции. Реакции эмансипации выражаются в повышенном стремлении к самостоятельности, независимости. В тяжелых случаях подростки уходят из дома, бродяжничают.

    Психогенные патохарактерологические реакции у взрослых чаще проявляются невротической, истерической, астенической, ипохондрической, депрессивной реакциями. Невротическая реакция характеризуется разнообразными по интенсивности вегетативными расстройствами. Истерическая реакция, как правило, отмечается в виде вегетативных и сенсомоторных расстройств (см. Неврозы). Астеническая реакция возникает в большинстве случаев в ситуации длительного психического напряжения; характеризуется раздражительной слабостью, нарушениями сна и аппетита, вегетативными расстройствами, снижением трудоспособности. Ипохондрическая реакция развивается чаще после обследования при подозрении на наличие серьезного заболевания, в ряде случаев — ятрогенно. У больного появляется тревога, он может постоянно вспоминать вопросы врача, думать, что он что-то скрыл; начинает прислушиваться к своим ощущениям. Обычно больной отмечает те симптомы, о которых спрашивал врач или те, о которых узнал при чтении популярной литературы. Ипохондрические реакции могут наблюдаться у студентов-медиков («болезнь третьего курса»), когда они начинают изучать соматические болезни.

    Лечение проводит психиатр и психотерапевт. Целесообразно оградить больного от психотравмирующих моментов; при выраженных реакциях желательно поместить больного в стационар. Показаны лекарственные средства, психотерапия. В связи с тем, что при патохарактерологических реакциях у больных выражены вегетативные и эмоциональные нарушения, целесообразно назначить транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики обычно в малых дозах. В профилактике, как и в терапии большое значение имеет нормализация психологической обстановки. Прогноз обычно благоприятный, однако при длительных неразрешимых травмирующих ситуациях наблюдается затяжное течение, присоединение стойких изменений личности (см. Патологическое развитие личности).

Психогении военного времени
(син. реактивные состояния военного времени) — расстройства психической деятельности, развитие которых связано с травмирующими психику переживаниями, обусловленными обстановкой военного времени.

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум