с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ - ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРЕЖИВАНИЮ

 


Трансценденция (от лат. transcendere - переступать) - в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция - переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (Кант); см. Трансцендентальный. Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции. Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание. Особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христ. экзистенциализме, и у Ясперса, который требует, чтобы личность своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции, т. к. благодаря переходу от чистого бытия мира, т. е. «самого Май», к самобытию, т. е. к самости, настоящее становится свободным. Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистанциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.

Трансцендентный (от лат. transcendere - переступать) - «перелетающий» (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность - имманентный. См. Трансценденция.

Трансцендентное по отношению к переживанию - уклоняющееся от способности переживать; так называют в психологии физическую действительность, поскольку мы не можем сделать ее чем-то внутренним с помощью опыта, но тем не менее она дает знать о своем существовании, воздействуя на нас. Так, напр., трансцендентными по отношению к переживанию являются процессы, которые совершаются в органах чувств, в нервных путях и в центральной нервной системе и имеют следствием ощущения; трансцендентным по отношению к переживанию является также все, что извещает о себе посредством нашего настроения (см. Состояние); не воспринимаемые чувствами процессы в пищеварительном тракте, процессы кровообращения и т. д., изменения давления воздуха, содержания в воздухе влаги и электричества и т. д., вообще всего, что вызывает раздражение.

Транцендентальный (от лат. transcendere - переступать) - в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. Сущее - вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, - нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле - добро, без учета воли - совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, - в таком случае речь шла бы о трансцендентном, - а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.

(А - В) (Г - З) (И -Л) (М - Я)
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум