|
Всеобщее - то, что не только в силу
случайности, но и в силу необходимости или закономерности является для множества
общим. У Платона всеобщее есть настоящее действительное бытие (см. Идея), в то
время как единичное является действительностью лишь постольку, поскольку оно
является частью всеобщего. У Аристотеля всеобщее не имеет собственной
действительности; оно внутренне присуще отдельным предметам, как их форма, в то
время как единичное может существовать только благодаря тому, что в нем
осуществляется всеобщее. Особенное возникает путем выведения его из всеобщего.
Позднее, в схоластике, эти проблемы оказались в центре спора об универсалиях. Н.
Гартман пишет: «Как не может существовать сама по себе чистая индивидуальность,
так не может существовать само по себе и чистое всеобщее. Но всеобщее является
реальным только «в» индивидуальном, ибо только это последнее имеет
существование; индивидуальное же имеет определенность только в том, что в нем
является общим с другим, что в нем является всеобщим по форме» («Zur Grundlegung
der Ontologie», 1941).
Всеобщность (тотальность) множество,
рассматриваемое как единство. В кантонской системе категорий - категория
качества.
Всеобщая значимость - абсолютная законность
взгляда, знания, принципа. Она возможна, поскольку полагают, что способ познания
для всех людей одинаков и сущность человека определяется его разумом.
(А - В) словарь (Г - Я)
|
|
|