|
Времени сознание - особый, зависящий от общих и индивидуальных психических и
общеличностных свойств данного человека вид сознания, связанный с переживанием
времени.
Временность - в философии Хайдеггера будущее, поскольку оно содержит прошедшее
(см. Время), а также образует настоящее, ибо существование не пребывает в
теперь, а имеется всегда уже раньше. Эта временность является сущностью заботы.
Временностью в физическом смысле является мировая линия.
Время - форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также
его самого вместе со всем тем, что к нему относится.
Объективное время,
измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое
основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и
является гл. о. возможностью что-то делать, переживать и т.п.
Выражение «на это
у меня нет времени» означает, что «подходящее ко мне», т.е. будущее, образует
непрерывную цепь из «связанных по времени» действий, переживаний и т.д. Оно
означает также, что для меня является невозможным в этом течении времени
«передвинуть» один из этих членов назад или вперед т. о., чтобы осуществлялась
дальнейшая деятельность и т. д. Выражение «еще рано» означает, что время еще не
наступило (возможности еще нет); «уже поздно» - что возможности больше нет.
Только «теперь» есть «время и возможность», «теперь» находится между «еще рано»
и «уже поздно» и должно «восприниматься», замечаться, пониматься для того, чтобы
вообще что-нибудь можно было делать. Будущее, настоящее, прошедшее суть
абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы «еще» и
«уже» являются знаками выражения характера существования как заботы (см.
Забота). При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраста
человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места
для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий
(«человек несет на себе груз прошлого»). Будущее, т. о., все больше
пропитывается прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из
прошедшего, называется жизнью без будущего. Под этим подразумевается
придавленное тяжестью прошедшего, ставшее бессмысленным существование.
Хайдеггером, Сартром, Фолькельтом и др. время толкуется реалистически. По
Хайдеггеру, времени нет, нет ни в субъекте, ни в объекте, ни «внутри», ни
«вовне», оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно
является условием самой возможности для этого «раньше». Большую роль, как это
уже подчеркивали Августин и Лейбниц, играет время как способ существования
человека, в котором он необходимо должен переживать прошедшее, настоящее и
будущее, поэтому время можно рассматривать как безусловную предпосылку бытия
человека. По Канту, время является формальным априорным условием всех явлений
вообще. Современная физика считает, что объективного времени нет, а то, что
считается таковым, представляет собой на самом деле всего лишь координату в
четырехмерном континууме (см. также Вневременность мира, Мировая линия). Эпоха
т. н. «исторического времени» охватывает приблизительно 6 тыс. лет;
предысторического времени - несколько сот тысячелетий; геологического -
несколько миллиардов лет; космическое время - бесконечно. Если допустить, что
человек на Земле существует ок. 550 тыс. лет, и положить эти 550 тыс. равными
одному двадцатичетырехчасовому дню, то тогда 6 тыс. лет исторического времени -
«мировая история» - составят всего-навсего 16 последних минут жизни в течение
этого дня.
(А - В) словарь (Г - Я)
|
|
|