|
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее
отражение в мышлении человека;
обладание опытом и пониманием, которые являются
правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых
можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того
чтобы рассматриваться как знание.
По М. Шелеру, знание представляет собой
участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется
любовью (ср. Отдавание себя).
Знание должно служить, как считает Шелер,
во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, - такое
знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно,
вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения
конкретного бытия '(Sosein) и наличного бытия (см. Первосущее).
Эти принципы
достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего
собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут
достичь этого определения. Это знание - знание ради божества. Его называют
искупительным знанием. И наконец, в-третьих, имеется цель становления -
практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих
целей. «Это знание позитивных наук, знание господства и действия» («Erkenntnis
und Arbeit», в «Die Wissensformen und die Gesellschaft», 1926); см. Социология
знания.
ЗНАНИЕ - в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение
в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений
людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить
свою позицию по отношению к действительности. По мере приобретения новых знаний
и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и
суждениями. Сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он
формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому
себе. Это и определяет развитие его активности и самостоятельности как
деятельной личности.
ЗНАНИЕ: ПРИМЕНЕНИЕ - использования схем концептуальных для развития собственной
деятельности. Для этого требуется наличие уже сформированных умений
интеллектуальных, содержащих особые правила, по коим надо развертывать
деятельность в новых условиях. Выработка подобных умений достигается, как
правило, при обучении посредством решения ситуаций проблемных. Использования
этих умений интеллектуальных достигается узнавание ранее усвоенного материала в
новых ситуациях, применение знаний абстрактных.
ЗНАЧЕНИЕ - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта,
приобретенного в ходе деятельности совместной и общения; существует в виде
понятий, опредмеченных в схемах действия, ролях социальных, нормах и ценностях.
Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира, других
людей и самого себя. Индивидуальная система значений, выступая в виде
интериоризованных эталонов (-> интериоризация), обусловливает познавательные
процессы (восприятие, мышление, память и пр.) и акты поведения социального. Ее
посредством производится управление процессами индивидуальной деятельности
субъекта. Носителями значений, наряду со структурами языка естественного,
выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы
символических образов, «языки» искусства, и пр. Значение раскрывается как
содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной
культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в
социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая в значении
индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и пр.) с
целью общения, субъект тем самым осознает его. Значение в единстве со смыслом
личностным и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания.
Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза. Выделяются
генетически ранние формы значения, предшествующие самой развитой его форме -
понятию; в них обобщение реализуется, например, на основе сходства
эмоционального тона объектов (-> эмоция); к ним относятся также «житейские
понятия» - обобщения индивидуального опыта, не входящие в системные связи с
другими понятиями. Обобщения, используемые в формах значения у ребенка, могут не
совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и
взаимопонимания необходимо совпадение формирующихся индивидуальных значений с
социально-принятыми формами. В функциональном плане значение слова выступает как
единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций
субъекта. Значение - сложное, иерархически организованное образование, состоящее
из более дробных компонент, иногда называемых семами, семантическими признаками,
атомами смысла и пр. Их выделение и выяснение отношений между ними - смысловой,
семантический анализ значения - задача психосемантики экспериментальной.
(А - В) (Г - З)
(И - Л)
(М - О)
(П - С)
(Т - Я) |
|
|