ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 
ФИЗИКА 
 
        


ПАРАДОКС ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
Шрамко Я. В.
.

 

 


1. Мир.

Знаменитое положение "Логико-философского трактата": "Мир есть совокупность фактов, а не вещей" [1. - 1.1], конечно же не следует понимать в том смысле, что вещей (предметов) вообще не существует. Они существуют, но только как составная часть тех или иных фактов. Невозможно представить себе вещь "саму по себе" - вне присущих ей свойств и связывающих ее с другими вещами отношений, то есть вне тех фактов, в которые эта вещь "встроена". Поэтому, если вообще можно вести речь о полноценном познании мира, то в первую очередь - как о его познании на уровне фактов.
Факт - это то, что имеет место. Знание вещи есть всего лишь "знание-знакомство" (Рассел), знание факта есть знание истины.
Таким образом, если мы хотим достичь полного знания о мире, мы должны познать все те факты, которые имеют место в тот или иной момент времени. Но возможно ли это? Ответ на данный вопрос образует границу между агностицизмом и теоретико-познавательным оптимизмом.
Агностицизм отстаивает тезис о принципиальной непознаваемости мира. Это значит, что существует по крайней мере один факт, который никогда не может быть познан, то есть всегда будет оставаться неизвестным.
Оптимистическая точка зрения утверждает, что любой факт в принципе может быть познан. Конечно, в тот или иной конкретный момент времени вполне могут быть и действительно имеются неизвестные нам факты; но это происходит в силу определенных исторических причин, ограниченности наших познавательных ресурсов на данный момент и вовсе не закрывает возможности того, что в будущем, с развитием науки и человеческого познания, любой неизвестный доселе факт может быть познан и включен в общую картину мира.
 

 

 

 
   

Проблема познаваемости мира дает один из самых ярких примеров необычайной плодотворности логического анализа для исследования чисто философских вопросов. Именно применение такого анализа позволило установить, что в точка зрения теоретико-познавательного оптимизма влечет за собой абсурдные следствия. А именно, принятие тезиса о том, что любой факт (потенциально) может быть познан приводит к парадоксальному следствию, что любой имеющий место факт уже сейчас актуально является известным! Открытие этого парадокса, получившего в литературе название "парадокс познаваемости", обычно приписывают Фитчу, который опубликовал его в [3]. Впрочем сам Фитч отмечает, что обязан этим открытием анонимному рецензенту его статьи, представленной в 1945 году для публикации в Journal of Symbolic Logic [см. 4. - С.55]. После того как парадокс познаваемости был опубликован, он стал предметом углубленного анализа в работах многих зарубежных авторов, и литература, посвященная этому парадоксу, насчитывает уже не один десяток статей. Настоящая заметка преследует цель привлечь внимание отечественного читателя к этому все еще, к сожалению, малоизвестному у нас достижению современной эпистемологии [ср. 2. - С. 118].

2.  Знание.
Итак, имеем:
(1) Тезис о познаваемости мира.
Если какой-либо факт имеет место, то он (в принципе) может быть познан.
В данном утверждении речь идет о возможности познания фактов.
С логической точки зрения, это означает, что здесь задействуется комбинация оператора возможности - "
<>", и оператора знания - "К". Пусть А есть некоторый факт. Тогда "<>А" означает "возможно, что А", а "КА" означает "известно, что А"; выражение же "факт А может быть познан" запишется как "<>КА".
В целом, тезис о познаваемости мира в символической записи примет следующий вид: А "<>КА".

(2) Знание факта влечет его наличие.
Если какой-либо факт известен, то этот факт имеет место в действительности.
Знание факта означает, что этот факт имеет место. В самом деле, если мы действительно знаем, что какой-либо факт существует, то невозможно себе представить, что его нет, в противном случае наше "знание" оказалось бы вовсе не знанием, а заблуждением.
В символической записи: КА А.
Для дальнейшего анализа нам понадобятся символы логических связок конъюнкции - "/\" ("А /\ В" читается как "А и В") и отрицания - "~" ("~А" читается как "не А").

Конъюнкция (от лат. conjunctio - союз, связь), логич. эквивалент союза "и"
операция,  формализующая логич. свойства этого союза.

(3) Распределенность знания относительно конъюнкции.
Если мы знаем сложный (конъюнктивный) факт "А и В", то мы знаем как А, так и В. Этот постулат вполне очевиден и вряд ли нуждается в каком-то дополнительном обосновании. Символически он записывается так: К(А /\ В) (КА /\ КА).

3. Парадокс.
Теперь предположим, что имеет место какой-то конкретный факт (обозначим его р), который в настоящий момент еще неизвестен. То есть: р /\ ~Кр.
Применив к этому предположению тезис о познаваемости мира получим: <>К (р /\ ~Кр).
Принцип распределенности оператора знания относительно конъюнкции позволяет вывести отсюда:
<>К (Кр /\ ~Кр).
Наконец, применяя к выражению К~Кр постулат о том, что знание факта влечет его наличие: К ~Кр ~Кр, выводим следующее утверждение: 
<> (Кр /\ ~Кр).
Содержательно данное утверждение читается как "возможно, что факт р известен и не известен одновременно" - очевидное противоречие! Это означает, что наше исходное предположение было неверным, а верно его отрицание, то есть любой имеющий место факт в настоящее время уже известен. Если факт имеет место, то он уже сейчас (актуально) является известным: р Кр.

Абсурдность данного утверждения бросается в глаза. Но как показал несложный логический анализ, это утверждение неизбежно следует из тезиса о познаваемости мира. Значит, сам этот тезис является абсурдным и должен быть отброшен. Мир никогда не может быть познан до конца - существуют факты, которые неизвестны, не могут быть известны и всегда останутся таковыми.

Литература
1.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
2. О философии континентальной и аналитической и об интеллектуальной многоукладности. Беседа В.Россмана с Я.Шрамко // Вопросы философии, 2002, №11. -С. 106-123.
3.
Fitch, F.B. A logical analysis of some value concepts//Jornal of Symbolic Logic, 1963, v.28.-Р. 135-142.
4.  Hart, W.D. Access and inference//The Philosophy of Mathematics, Oxford University Press, 1996. - Р.52-62.

.

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум

Метод лазерного липолиза для удаления жировых отложений на теле и лице
blclinic.ru
Коллекции женской, мужской и детской одежды, обуви, аксессуаров и др
spainshoes.ru