Политическая мысль Китая представляет собой – совокупность ранних политических представлений,
взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской
политической мысли является то, что она рано выделилась из
религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию
государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних
политических учениях, отраженных в книге “Шуцзин”, древнейшие части которой
берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о
“тань-мин” – праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв
мандата властелина и передачи его более достойному.
Отцом древнекитайской политической мысли считают Чжоу-гуна
(XI-X в. до н.э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его
учением, мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в своем лице
наибольшее количество “дэ” (честность, благодать, справедливость).
Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам,
до тех пор, пока в них “дэ” не исчерпается. Признаками утраты “дэ”
являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным,
нарушение норм справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на
Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного де, и учреждается
новый властный цикл.
На стыке VIII-VII вв. до н.э. Гуань Чжун разработал теорию о
двух возможных путях государственного управления: “ба-дао” – правление,
основанное на силе, и “ван-дао” - правление, основанное на честности. Причем, государство
рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить
отношения по принципу “старший-младший”.
Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине
I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения
Древнего Китая, не утратившие своего значения и поныне. Среди них:
конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического
наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.).
Взгляды Конфуция (Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец,
учитель) были не только спустя несколько веков были возведены в ранг официальной
идеологии, но и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и
политической культуры Китая (до 1949 г. – официальная идеология), составной
частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это
единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека.
Основой социально-политического и этического учения Конфуция,
изложенного в сборнике “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”, составленного
учениками после смерти Конфуция), является принцип добродетели – “дэ”.
Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По
Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными (“цзюнь-цзы” – благородные) и подчинены строгим нормам ритуала
“ли”: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности,
уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник
всегда следует справедливости (“дао” – путь, служение) и готов к
отставке. “Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая
занимает свое место в окружении созвездий”.
Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним
временам, когда государь – правитель, почитавшийся народом как самый
добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники
самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему
учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев. “Передаю, а не
создаю, – говорил он. – Верю в древность и люблю ее”. Конфуций интерпретировал
нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой он
жил. Примерно так, как следуют учению Конфуция современные китайцы, для которых
он – древность и традиция.
Признавая божественную и естественную стороны происхождения
власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь
людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве.
Этот порядок предполагает пять разнородных отношений:
властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего,
друзей. В первых четырех должно быть повеление, с одной стороны, и полное
подчинение, с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением,
подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна
быть обоюдная добродетель.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал
патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он уподоблял государство
гигантской семье: царь (“сын неба”) – отец, старшие братья – чиновники, младшие
– работники. Цель государства и царской власти – общее благо семьи.
Изображаемая Конфуцием социально-политическая структура
строится на принципе неравенства людей: “простолюдины”, “низкие”, “младшие”
должны подчиняться “лучшим”, “старшим”. Тем самым обосновывалась
аристократическая концепция правления восточного образца. Наряду с
нравственностью, Конфуций отмечает большое значение четкой организации и
формализации естественной деятельности с тем, чтобы каждый соблюдал свои
обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту (Конфуций.
Лунь юй, 1962, с. 231-239).
Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся веками
обычаев, определявших каждый шаг китайцев “ли”, пример же в их исполнении
должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он достаточно
скептически относился к попыткам управления посредством создания новых жестоких
законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного
обновления.
Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать
насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращал внимание на
важность использования принципа “исправления имен”: приведения обозначения
различных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Многие
афоризмы Конфуция широко распространены:
“Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями, то
люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда. Если наставлять
добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что
такое стыд и будут вести себя пристойно”.
“Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся
о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься. Не беспокойся о том, что
тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя
знали”.
Секрет доброго правления:
правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын –
сыном”.
“Благородный муж берет своей основой чувство долга, претворяет
его в жизнь посредством ритуала, являет миру в своей скромности, а приводит к
завершению правдивостью своих слов”.
“Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет
быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет
быть непокорным; когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет
быть нечестным”.
“Когда богатства распределяются равномерно, то не будет
бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочисленен; когда
царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения
правителя”.
“В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.
Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая эти правила, ты
еще будешь иметь досуг, используй его для учения”.
“Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
Благородный муж помогает людям увидеть то, что в них есть доброго, и не учит
людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот”
(Афоризмы старого Китая, 1991, с.
15-25).
Распространены также политические идеи Мо-цзы (479-400 гг. до
н.э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом
исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений,
названный именем самого просветителя – “Мо-цзы”, составлен в VI в. до н.э. (см.:
Мо-цзы, 1994, с. 175-201).
В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания
государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и
централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо-цзы осуждал
аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа.
Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма,
связанную с отказом от роскоши. Мо-цзы полагал, что осуществление преобразований
предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в
форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Именно со времен Мо-цзы право
стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом “ли”, но и с
наказанием “син” и законом “фа”. Он явился предшественником
легизма, важного течения китайской
политической мысли, соперничавшего с конфуцианством (Мо-цзы, 1999, с.
28-31).
Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 гг. до н.э.,
правитель области Шан, работа – “Книга правителя области Шан”). Шан Ян
констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое
основное занятие – земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не
помогают, речи в стиле Конфуция – тоже. Вот почему следует установить
единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат,
ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и
обеспеченные наказанием “фа”, а не ритуалом “ли” и навести
порядок. Латинизированное название школы (“фа” – порядок) – ”легизм”. В
трудах “легистов” государство рассматривалось, как самодовлеющий институт, смысл
и цель существования общества, восточная деспотия (см.: Шан Ян, 1968, с.
141-173).
Одним из видных представителей школы легистов считается Хань
Фэй-цзы “Учитель Хань Фэй” (280-233 до н.э.). Сборник “Хань Фэй-цзы” состоит из
55 глав (разделов) об искусстве управления государством. Основные идеи: “Люди по
природе эгоистичны и реагируют только на наказания или награды”. “Эффективное
управление требует наличия законов, авторитета власти и искусства управления”.
“Ясные и четко сформулированные законы правителя должны заменить расплывчатые
моральные нормы в качестве стандарта поведения”. “Политическая власть должна
принадлежать только правителю и не может быть разделена с аристократией и
министрами”. “Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной
бюрократической системы, находящейся под его полным контролем”. “Порядок в
обществе достижим только в том случае, когда “имена” соответствуют реальности”.
“Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель
должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении”.
Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то
можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих
абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на
эффективность управления: закон “фа”, власть, или сила “ши”, и
политическое искусство “шу”. Благодаря ему в политическую мысль и науку
вошло правило (тезис) о том, что “Закон, власть и политическое искусство – три
главные составляющие эффективного управления государством” (Хань Фэй-цзы, 1999,
с. 60).
Со времен легизма, знание законов и правил политического
менеджмента считается обязательным для политолога и политического деятеля.
Новейшая российская политологическая традиция и нормативы
предполагают соответствующую правовую подготовку студентов-политологов. Так,
политологи-специалисты и политологи-магистры, в соответствии с новым российским
государственным образовательным стандартом, принятом в 2000 г., обязаны изучать
и знать основные отрасли юриспруденции: конституционное, административное и
международное право, в программы по политологии введен раздел “Политический
менеджмент”, при изучении которого будет полезным обращение к опыту зарубежных и
российских “легистов”.
Важным направлением ранней китайской политической мысли
является также даосизм (основоположник Лао-цзы, книга “Дао-де цзин” VI-II в. до
н.э.). В отличие от традиционно-теологических толкований “дао” как
проявления “небесной воли” Лао-цзы характеризует “дао” как независимый от
небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность.
“Дао” определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую
добродетель и естественную справедливостью. В отношении к “дао” все
равны. Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое
неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает
отклонению от подлинного “дао”. протестуя против существующего положения
дел, он вместе с тем все свои надежды возлагает на самопроизвольное действие
“дао”, которому приписывается способность восстанавливать справедливость.
“Небесное “дао”, – утверждает он, – напоминает натягивание лука. Когда
понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает
отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и
отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно
отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято”. В такой трактовке дао
выступает как естественное право непосредственного действия.