КИТАЙ КЛУБ
galactic.org.ua
СТРАТАГЕМЫ

_____
Рецензия Антона Калабина на книгу Криппендорфа Кайхана
 «36 СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ПОБЕДЫ В ЭПОХУ КОНКУРЕНЦИИ

____
 

 

 


Вот уже несколько десятилетий не проходит мода на всё восточное. Началась она с открытия западными людьми восточной (в основном китайской) философии, а именно буддизма, дзен-буддизма и даосизма. Потом оказалось, что нам есть чему поучиться у восточных людей и во многих других областях, от кулинарии до военных искусств. Так, многие современные топ-менеджеры и предприниматели, и западные и российские, для получения физической нагрузки ходят теперь не в GYM (тренажёрный зал), а к учителю восточных единоборств. А для усиления профессиональных навыков обращаются к восточным политическим и военным трактатам (бизнес давно использует военный опыт в своей деловой практике, вспомните хотя бы труды по военной теории Клаузевица и их переложение на бизнес-практику, сделанное четверть века назад Элом Райсом и Джеком Траутом).

Задокументированная китайская история как минимум вдвое длиннее европейской. И на протяжении всей этой истории китайские мудрецы анализировали свой исторический опыт и строили на его основе свои военные и политические теории. Очень распространённой практикой среди китайских правителей было держать при дворе одного или нескольких философов-мудрецов и советоваться с ними по важным вопросам. Благодаря этому мудрецы получали возможность черпать информацию из первых рук и проверять свои теории на практике.
К слову сказать, может быть тому причиной была большая концентрация власти в руках китайских императоров по сравнению с сегодняшними президентами, или существенно больший срок правления, но китайские правители гораздо чаще поступали, следуя советам своих придворных философов. Правда, и за ошибки с советников спрос был соответствующий. Может быть поэтому современные советники президентов не дотягивают до уровня китайских мудрецов?

Стратагема – короткое образное высказывание, выражающее какой-либо стратегический принцип. В китайской традиции, с помощью стратагем происходило обучение воинскому (и политическому) искусству, а также выстраивались реальные стратегии. В основном сами 36 стратагем многим покажутся очевидными и естественными следствиями простого здравого смысла.
Однако всё гениальное просто, и какими бы простыми эти умозаключения не выглядели при прочтении, я советую серьезно поразмышлять над каждой стратагемой и попробовать приложить её к собственной практике. Ведь далеко не все вообще задумываются над теми фундаментальными проблемами, которые рассматриваются в этой книге.
Учитывая, например, что бизнес в нашей стране только вступает в пору зрелости, для многих будет весьма любопытно ознакомиться с той точкой зрения, что нет выгоды в полном устранении конкурента.
Тем, кому интересно, как можно извлечь выгоду из существования конкурента и как «побеждать, не побеждая» поможет первая часть («Инь-ян: две противоположности») книги.
Побеждать эффективно (например, победить противника, существенно более сильного, чем вы сами) вам поможет часть вторая «Увей: путь наименьшего сопротивления».
Выигрывать завтра, возможно ценой каких-то жертв сегодня научит часть третья: «Учан: непрерывное изменение».
Четвёртая часть «Шанбин убин: непрямое действие» посвящена манёврам. В ней рассказывается о том, что лобовая атака – лишь одна из многих, зачастую более выгодных, альтернатив.

К неоспоримым достоинствам этой книги стоит отнести то, что рассмотрение каждой стратагемы сопровождается примером из мира бизнеса. И, хотя встречаются и уже набившие оскомину образцы бизнес-решений (особенно про Microsoft, Virgin Group, Sony, Coca-Cola и Pepsi), я встретил и много новых, притом весьма интересных вариантов бизнес-поведения. А военные примеры из истории Китая служат прекрасным к ним дополнением и весьма порадуют воинственно настроенных предпринимателей и маркетологов.
И в заключение скажу, что хотя к концу книги у вас может сложиться впечатление, что бизнес, как и война – это путь обмана, вернитесь к началу. И вы осознаете, что конкуренция – это танец, а не война. А в танце нет противников, только партнеры. Поэтому, так как цель бизнеса – не сиюминутное извлечение прибыли, а долговременные источники дохода, то какую бы стратагему или цепочку стратагем вы не применяли в каждой конкретной ситуации, помните, что основной капитал бизнесмена – это его репутация.
 

 

О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е

____

китай клуб
мероприятия
организации
фоторепортажи
махинации
история
верования
философия
искусства
цигун
ушу
лингвистика
форум


главная
концепция
обучение
объявления
клуб бронникова
лаборатория пространств
интерактив лаборатория
адвокат клуб
пресса
вернисаж
библиотека
словарь
гостевая
рассылка

 

 
 

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум