Вот уже несколько
десятилетий не проходит мода на всё восточное. Началась она с
открытия западными людьми восточной (в основном китайской)
философии, а именно буддизма, дзен-буддизма и даосизма. Потом
оказалось, что нам есть чему поучиться у восточных людей и во многих
других областях, от кулинарии до военных искусств. Так, многие
современные топ-менеджеры и предприниматели, и западные и
российские, для получения физической нагрузки ходят теперь не в GYM
(тренажёрный зал), а к учителю восточных единоборств. А для усиления
профессиональных навыков обращаются к восточным политическим и
военным трактатам (бизнес давно использует военный опыт в своей
деловой практике, вспомните хотя бы труды по военной теории
Клаузевица и их переложение на бизнес-практику, сделанное четверть
века назад Элом Райсом и Джеком Траутом).
Задокументированная
китайская история как минимум вдвое длиннее европейской. И на
протяжении всей этой истории китайские мудрецы анализировали свой
исторический опыт и строили на его основе свои военные и
политические теории. Очень распространённой практикой среди
китайских правителей было держать при дворе одного или нескольких
философов-мудрецов и советоваться с ними по важным вопросам.
Благодаря этому мудрецы получали возможность черпать информацию из
первых рук и проверять свои теории на практике.
К слову сказать,
может быть тому причиной была большая концентрация власти в руках
китайских императоров по сравнению с сегодняшними президентами, или
существенно больший срок правления, но китайские правители гораздо
чаще поступали, следуя советам своих придворных философов. Правда, и
за ошибки с советников спрос был соответствующий. Может быть поэтому
современные советники президентов не дотягивают до уровня китайских
мудрецов?
Стратагема – короткое образное высказывание,
выражающее какой-либо стратегический принцип. В китайской традиции,
с помощью стратагем происходило обучение воинскому (и политическому)
искусству, а также выстраивались реальные стратегии. В основном сами
36 стратагем многим покажутся очевидными и естественными следствиями
простого здравого смысла.
Однако всё гениальное просто, и какими
бы простыми эти умозаключения не выглядели при прочтении, я советую
серьезно поразмышлять над каждой стратагемой и попробовать приложить
её к собственной практике. Ведь далеко не все вообще задумываются
над теми фундаментальными проблемами, которые рассматриваются в этой
книге.
Учитывая, например, что бизнес в нашей стране только
вступает в пору зрелости, для многих будет весьма любопытно
ознакомиться с той точкой зрения, что нет выгоды в полном устранении
конкурента.
Тем, кому интересно, как можно извлечь выгоду из
существования конкурента и как «побеждать, не побеждая» поможет
первая часть («Инь-ян: две противоположности») книги.
Побеждать
эффективно (например, победить противника, существенно более
сильного, чем вы сами) вам поможет часть вторая «Увей: путь
наименьшего сопротивления».
Выигрывать завтра, возможно ценой
каких-то жертв сегодня научит часть третья: «Учан: непрерывное
изменение».
Четвёртая часть «Шанбин убин: непрямое действие»
посвящена манёврам. В ней рассказывается о том, что лобовая атака –
лишь одна из многих, зачастую более выгодных, альтернатив.
К
неоспоримым достоинствам этой книги стоит отнести то, что
рассмотрение каждой стратагемы сопровождается примером из мира
бизнеса. И, хотя встречаются и уже набившие оскомину образцы
бизнес-решений (особенно про Microsoft, Virgin Group,
Sony, Coca-Cola и Pepsi), я встретил и много
новых, притом весьма интересных вариантов бизнес-поведения. А
военные примеры из истории Китая служат прекрасным к ним дополнением
и весьма порадуют воинственно настроенных предпринимателей и
маркетологов.
И в заключение скажу, что хотя к концу книги у вас
может сложиться впечатление, что бизнес, как и война – это путь
обмана, вернитесь к началу. И вы осознаете, что конкуренция – это
танец, а не война. А в танце нет противников, только партнеры.
Поэтому, так как цель бизнеса – не сиюминутное извлечение прибыли, а
долговременные источники дохода, то какую бы стратагему или цепочку
стратагем вы не применяли в каждой конкретной ситуации, помните, что
основной капитал бизнесмена – это его репутация.