КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    СТРАТАГЕМЫ

 



 

"ГУЙ ГУ-ЦЗЫ"

 
 


седьмая  Глава

О ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ

     Те среди древних, кто искусно управляли Поднебесной, умели безошибочно определить соотношение сил в мире и понимали чувства владетельных князей. Если не уметь определить соотношение сил, нельзя понять, кто силен, а кто слаб, что важно, а что нет. Кто не может понять чувства других, неспособен распознать тайные пружины событий.
               Как же определить силу? А вот как: узнай, велики или малы владения противника, много или мало у него людей, есть ли у него богатства, много ли у него провианта и в чем у него нужда, а чего у него в избытке. Разведай, какова местность в его владениях, и где удобно пройти войскам, а где может ждать опасность, определи, где у него сильные позиции и где уязвимые места. В отношениях господина и подданного кто у него возвышен, а кто унижен. Кто из его полководцев искусен, а кто бесталанен. Наблюдай за переменами погоды, дабы знать, когда условия благоприятны для того, чтобы выступить в поход, а когда нет. Узнай, с кем из владельных князей он ладит, а с кем нет. Следи за настроением народа: что для народа хорошо а что ему вредно, когда народ любит власть, а когда ненавидит ее? Кого из смутьянов можно замирить, а кто не заключит мира? Если узнать все это, то можно сказать, что ты смог “определить соотношение сил”.
          Проницательность же заключается в том, чтобы в мгновения великой радости человека примечать его желания, ибо в его желаниях раскроются его чувства. Когда же с ним случится беда, примечай, чего он более всего боится, ибо в его страхах проявится то, к чему он питает отвращение. Человек не может скрыть свои чувства, и в выражениях его чувств становится видна жизнь его души. Если же, даже будучи возбужденным, противник не раскрывает своих чувств, не следует наседать на него, а лучше всего завязать с ним отвлеченный разговор и расспросить подробнее о том, что его больше всего волнует. Тогда можно определить, где исток его внутреннего спокойствия. Вообще то, что у человека происходит в душе, проявляется у него на лице. А потому надлежит постоянно наблюдать за ним, и тогда можно будет постичь его сокровенные мысли. Это называется “измерять глубину и щупать чувства”.
          Итак, тот, кому вверено управление государством, должен определять соотношение сил, а тот, кто дает советы государю, должен проникать в его чувства. Отношения с правителем должно вытекать из этого. Благодаря этому искусству можно стать знатным или сделать кого-то презренным, кого-то можно возвысить, а кого-то принизить, можно принести себе выгоду и причинить другому вред, можно добиться для себя достижений и подвести другого к поражению. Все эти приемы проистекают из одного принципа.
          Если даже кто-то сведущ в пути правителя и в науках мудрецов, но не владеет секретом проницательности, он не сможет разгадать намерения того, кто умеет хорошо их скрывать. Сие есть основа всякой стратегии и закон всякой речи.
          Люди обычно не умеют предвидеть события, которые случаются вокруг них. Владеть секретом предвидения труднее всего. Вот почему говорят: “искусство проницательности применить всего сложнее”.
          Нужно уметь делать суждения в зависимости от обстоятельств. События в мире – что роящаяся мошкара, в них нет умысла кому-то помочь или навредить, они непрестанно претерпевают изменения. Каждое событие несет с собой утонченный образ силы (ши). Владеющие секретом проницательности облекают эту силу в красивые слова и составляют свои суждения.

 
 
 

О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е
 

 
 


восьмая  Глава

ПРОЩУПЫВАНИЕ

     Прощупывание относится к искусству проницательности, оно – всему основа в деле познания чужой души. В применении его есть свои законы, но раскрывать их не следует. Прощупывая другого человека, надобно угождать его желаниям и так исследовать его как можно глубже. Если ваши предположения совпадают с его тайными помыслами, эти помыслы обязательно проявятся вовне.
          Прощупав противника, следует осторожно отойти от него, подобно тому как бережно закрывают крышкой котел. Надобно стирать свои следы, скрывать свое лицо, таить свои чувства, чтобы другие ни о чем не догадались. Так можно сделать свое дело, не доставив никому неприятностей.
          Нужно прощупывать противника то в одном месте, то в другом. Нельзя, чтобы между вами и тем, кого вы прощупываете, возникали трения. Тогда вы непременно добьетесь своей цели.
          Те из древних, кто были искусны в прощупывании, уподоблялись рыбакам, забрасывающим в воду свои удочки и терпеливо дожидающимся улова. Нужно только кинуть в воду наживку, и рыба приплывет сама. Поэтому и говорится: “Дело делается целый день, а этого никто не замечает. Войско растет с каждым днем, а это ни в кого не вселяет страх”.
          Мудрый вынашивает свои планы втайне, оттого его и зовут “божественным”. Свершаются же его планы на виду у всех, поэтому его зовут “сиятельным”. Когда говорят: “дело делается целый день”, то имеется в виду накопление благой силы (дэ). Народ же от этого обретает покой, но сам не знает, чему обязан таким благом. За тем, кто накапливает в себе благую силу, народ идет без принуждения и притом сам не знает почему. Он только уподобляет такое правление “божественной осиянности”.
          Тот, кто умеет следовать принципу “войско растет с каждым днем”, воюет, не устраивая сражения и не неся расходов, народ же непроизвольно ему покоряется и его страшится, и в Поднебесной такое правление тоже уподобляют “божественной осиянности”.
       Занимаясь прощупыванием, можно воздействовать умиротворенностью, и можно воздействовать прямотой, можно воздействовать веселостью и можно воздействовать гневом, можно воздействовать славой и можно воздействовать решительным действием, можно воздействовать бескорыстием и можно воздействовать доверием, можно воздействовать выгодой и можно воздействовать страхом позора.
          Умиротворенность – этой покой. Прямота – это прямодушие. Веселость – это безмятежная радость. Слава – это громкое имя. Решительное действие – это подвиг. Бескорыстие – это целомудрие сердца. Доверие – это просветленность ума. Выгода – это приобретение. Позор – это унижение. Посему то, чем пользуется только мудрый, есть во всех людях. Но никто не может успешно этим воспользоваться, потому что не знает, как это делать. Ибо в составлении планов самое трудное учесть все мелочи. В советовании государю самое трудное заставить его выслушать до конца. В делах самое трудное довести задуманное до завершения. Эти три трудности под силу преодолеть только истинному мудрецу.
          Составив какой-либо план, нужно быть осмотрительным и скрытным, поверять свои намерения только тем, кто вас понимают. О таких говорят: “связаны в один пучок и не допускают разлада”. Кто хочет успешно осуществить задуманное, пусть поразмыслит над такими словами: “Принципы Дао и обстоятельства времени должны сойтись”. Дающий совет должен говорить так, чтобы слушающий мог воспринять сказанное, посему говорится: “Коли слова согласуются с чувствами, тогда слушают”. Нужно помнить, что подобное согласуется лишь с подобным: нельзя пытаться хворостом забросать огонь, ибо огонь от этого разгорится еще пуще, и нельзя направлять течение вод, выливая воду на ровную землю, ибо вода будет стоять на месте.
          Таковы законы взаимодействия вещей, из которого образуются все формы “силы обстоятельств” (ши). Такова же природа внутреннего соответствия вещей, и искусство прощупывания на нем основывается. Ибо сказано: “Если прощупывать сообразно природе вещи, то может ли она не откликнуться?” Если прощупывать кого-то сообразно его желаниям, то может ли он не прислушиваться к вам? По этому поводу говорится: “Это великое искусство Одиноких”.
(1) Постигшие сокровенную силу перемен никогда не остаются не у дел. Они достигают всего – и не требуют наград, но постепенно, мало-помалу добиваются желаемого.

КОММЕНТАРИИ
 1. “Одинокий” (ду), “идущий путем одиноких” – одно из традиционных названий мудрого правителя.

девятая  Глава
ОСЕЛОК РАЗГОВОРА

     Советование – это искусство убеждать. Убеждение основывается на соображениях пользы. Прелестные речи – это обман. Обман касается соображений о приобретениях и потерях. Угодливые речи – это слова, сказанные по случаю. Речами, высказанными по случаю, не дорожат. Речи, содержащие предложение, – это суждение. Суждение нуждается в проверке. Возражения – это речи, которые ранят. Речи, которые ранят, обнажают в противнике его затаенные мысли.
          Хитрые речи вследствие своего коварства могут укрепить преданность. Хвастливые речи вследствие своей всеобъятности могут привести к мудрости. Простодушные речи вследствие своей решительности могут укрепить храбрость. Печальные речи вследствие своей правдивости могут укрепить доверие. Умиротворенные речи вследствие пустого противодействия им могут привести к победе.
          Использовать заманчивые слова для того, чтобы возбуждать желания, – это коварство. Украшать свои речи преувеличениями – это всеобъятность. Тщательно подбирать слова ради осуществления своих планов – это правдивость. Действовать, не ведая сомнений, – это решительность. Не имея достаточно сил, выступать против – это пустое противодействие.
           Посему рот – это главный орган, он запечатывает мысли и чувства. Уши и глаза – прислужники сердца, благодаря им распознается обман и ложь. Поэтому говорят: “Если рот, уши и глаза действуют заодно, любое дело по плечу”. В таком случае даже самые противоречивые суждения не смогут смутить, даже самые заманчивые речи не смогут сбить с толку, ни в одном деле не подвергнешься опасности, в каждой вещи прозреешь истину. Оттого же незрячему нет нужды показывать пять цветов, глухому бесполезно рассказывать о пяти звуках. А потому они и не пойдут в место, которое нельзя достичь, и не будут готовиться к встрече человека, который не может придти. О чем нельзя поведать, то невозможно и сделать. В старину говорили: “Можно ощутить вкус, но нельзя рассказать словами”. Нельзя не относиться к словам в высшей степени осмотрительно: тысячеустная молва плавит и металл, слово может всякое дело согнуть.
          Человек так устроен, что, услышав чью-то речь, прислушивается к ней, а, когда возникает дело, хочет поскорее сделать его. Вот почему мудрые не торопятся использовать свои слабые стороны, а прежде пользуются сильными сторонами неразумных людей, не пускают в дело свое неумение, а используют мастерство неразумных людей. Поэтому они никогда не ведают затруднений. Встречая выгодное дело, они развивают свои достоинства. Сталкиваясь с чем-то вредным, они не выказывают своих недостатков. Повадки жуков обусловлены тем, что у них твердый и толстый панцирь. Повадки ос обусловлены тем, что у них есть острое и ядовитое жало. Звери и птицы пускают в дело то, что дает им преимущество. Таковы же и мужи, искусные в речах: они знают, как пользоваться их оружием.
          Существует пять видов речи: речь болезненная, речь горестная, речь скорбная, речь сердитая и речь веселая. Болезненная речь – это признак упадка духа и бессилия. Горестная речь – это признак душевной муки и растерянности. Скорбная речь – это признак затворения сердца в себе и невозможности высказать себя. Сердитая речь – это признак горячности и торопливости. Веселая же речь – это признак того, что дух растекается привольно и ни на чем не задерживается. К этим видам речи следует прибегать по настроению и использовать их к своей выгоде.
          Беседуя с многознающим мужем, ищи опору в широте кругозора. Беседуя с неучем, ищи опору в искусстве спора. Беседуя с заядлым спорщиком, обращайся к сути дела. Беседуя со знатным человеком, прославляй силу. Беседуя с богачом, прославляй возвышенность духа. Беседуя с бедняком, прославляй выгоду. Беседуя с подлым человеком, прославляй великодушие. Беседуя с храбрецом, прославляй отвагу. Беседуя с выскочкой, прославляй скромность. Таково искусство разговора.
          В человеке всегда живет дух противоречия. Поэтому, беседуя с многознающим мужем, используй это, чтобы просветить его в истине. Беседуя с несведущим человеком, используй это, чтобы наставить его. Однако же сделать сие крайне затруднительно.
          Вот так есть много видов речи, подобно тому как есть много видов событий. Если в беседе правильно выбирать вид речи, в делах не будет беспорядка, и пусть даже события будут непрестанно изменяться – сущность их будет всегда отражена в речи. Тогда вы будете не зря обладать богатством и знатностью, слух ваш будет ясно улавливать подлинное, ум – ясно видеть истину, а речь будет казаться чудесной.

десятая  Глава
О ЗАМЫСЛАХ

     В составлении замыслов есть свои законы, и первым делом нужно установить причины, породившие данное событие, а потом дознаться до мотивов, за ним стоящих. Поняв же эти мотивы, нужно определить их свойства по трем категориям: высшей, средней и низшей. Так можно составить выдающийся план.
          Выдающийся план не имеет предела в применении, и основывается на мудрости, идущей из незапамятной древности. Так люди царства Чжэн отправляются в горы за яшмой, установив на повозке “иглу, указующую на юг”, чтобы не сбиться с дороги. В оценке талантов, способностей и чувств добрый замысел действует как та “игла, указующая на юг”.
          И вот, когда люди, думающие одинаково, друг другу близки, то вместе они добиваются успеха. А когда люди, желающие одного и того же, друг от друга далеки, то они терпят неудачу. Когда два человека, замысливших недоброе, действуют сообща, то оба несут кару. А когда два недобрых человека действуют порознь, то страдает обычно лишь один из них.. Поэтому в выгодном деле лучше действовать сообща, а в деле, чреватом плохими последствиями, лучше действовать порознь. Исходя из этого правила, можно предугадать ход событий – тут есть неизменный закон. Стена разрушается по трещине, дерево переламывается в самом слабом месте – таково общее правило. Так перемена порождает событие, событие порождает замысел, замысел порождает план, план порождает предложение, из предложения рождается убедительная речь, из убедительной речи происходит движение вперед, из движения вперед вытекает движение назад, а движение назад порождает порядок, и этот порядок приложим к любому делу. Посему у всех событий – единый принцип (дао), у всех мерок – единое правило.
          Милосердный человек презирает богатство, и поэтому его нельзя увлечь выгодой, но можно побудить отдать свои средства. Храбрый человек презирает трудности, и поэтому его нельзя запугать лишениями, но можно побудить пойти на риск. Мудрый человек знает правила и понимает, что разумно, поэтому его нельзя обмануть, но можно благоразумными суждениями убедить совершить подвиг. Таковы три вида талантливых людей. Что же касается людей невежественных, то они легко впадают в помраченность, робкие легко пугаются, жадные легко теряют голову, а потому их нужно подчинять себе сообразно обстоятельствам. Так сильные берут силу от слабых, прямодушные укрепляются за счет хитрых, а те, кто имеют в избытке, укрепляются за счет тех, кто живут в скудости.
          С людьми, которые внешне близки, а внутренне чужды, нужно говорить о внутреннем. А с людьми, которые внешне далеки, а внутренне близки, нужно говорить о внешнем. Тогда по их колебаниям можно понять, следует ли менять свои планы, по их суждениям можно проверять правоту своих замыслов, по их речам можно определять главное в своих действиях, судя по их силе, можно приводить свои планы к завершению, сообразно их отпору можно устанавливать наилучший способ действий, а сообразно их натиску можно выбирать для себя способ защиты. Чтобы проверить человека, сначала запугай его; вскружив ему голову, заставь его действовать; осторожно обращаясь с ним, подчиняй его; завоевав его доверие, оправдывай его; связав его действия, преграждай ему путь; введя его в замешательство, обманывай его – вот что такое искусство стратегии.
          В применении искусства стратегии личная выгода предпочтительнее общей, а закрытость сердца лучше личного интереса. Нужно закрыться внутри так, чтобы для внешнего мира не осталось ни одной лазейки. Лучше действовать неожиданно, нежели следуя правилам, ибо непредсказуемости нет ни конца, ни предела. Поэтому тот, кто хочет убедить других, должен уметь говорить необыкновенно. Обращаясь же к подданному, нужно прежде поговорить с ним о личном.
        Даже свой человек способен произнести слова, которые распространятся далеко. Даже чужой человек может произнести проницательную речь и потому может быть опасен.
          Нельзя навязывать человеку того, чего он сам себе не желает. Нельзя учить человека тому, чего он понять не может. Нужно выяснить, что данному человеку по душе и этому следовать. А того, что ему не нравится, следует сторониться.
          Вот почему, хотя стратегия – путь скрытный, плоды же ее всем видны. Если кого-то нужно устранить, лучше сначала предоставить ему волю, а потом дождаться удобного случая, чтобы расправиться с ним.
          Когда на лице не проявляется ни ненависть, ни радость, тогда мы, можно сказать, “держим совершенное чувство”. Того, кто понимает наши тайные замыслы, можно использовать в деле. Того же, кто не понимает наших тайных замыслов, использовать всерьез нельзя. Поэтому говорится: “В деле важно иметь в своей власти другого, но совсем не нужно, чтобы эта власть была видна другому”. Тот, кто имеет власть над другим, держит все дело в своих руках. А тот, над кем властвует другой, не принадлежит даже самому себе.
          Посему путь мудрого скрытен, путь глупца виден всем. Знающему всякое дело дается легко, а невежде любое дело сделать трудно. Нельзя не видеть, что погибающее не сохранить, а смуту не переделать разом в благоденствие. Сие доступно только тому, кто живет недеянием и ценит мудрость. Истинную мудрость толпа знать не может. И когда мудрость эта применяется к обыкновенным людям, они того не замечают. Когда применение мудрости обнаруживает себя, можно взять себе за образец какое-нибудь показательное действие и последовать ему в собственной жизни. Когда же узреть действие мудрое невозможно, можно действовать на виду у всех. Ибо путь древних царей сокровенен, и о нем говорят в таких словах: “Превращения Неба и Земли свершаются в вышине и в глубине.
            Путь мудрецов – в сокрытии и в тайне. Для него потребны не только преданность, доверие, человечность и справедливость. Суть его – в срединно-правильном и только”. Только с тем, кто постиг эту истину дао, можно беседовать всерьез. И тогда можно охватить умом смысл всех вещей в мире – и близких, и далеких.

одиннадцатая  Глава
О ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ

Обычно решения требуется принимать тогда, когда человек попадает в затруднительное положение. Людям свойственно стремиться к счастью и гнать прочь неприятные мысли, так что они не думают об опасности, даже когда она приступила к ним совсем близко.
          Принимая решение, нужно заботиться только о своей выгоде. Если выгоды не видно, тогда не следует принимать такое решение. – вот основа хорошей стратегии. Если рядом появляется человек, который по видимости делает добро, а внутри затаил зло, то пускать его к себе никак нельзя. Напротив, нужно отдалиться от него. Так что, если не удается удачно осуществить задуманное и, более того, вас преследуют неудачи, это значит, что вы составили неправильный план действий.
          Мудрый может добиться желаемого благодаря пяти условиям: действуя открыто, воспитывать народ; действуя скрытно, карать злодеев; искренностью завоевывать доверие честных людей; оберегать людей милосердием, умиротворять людей бескорыстием.
          Действуя открыто, нужно твердо держать свое слово. Действуя скрытно, можно менять свои суждения. Нужно уметь правильно держаться и в спокойные времена, и в мгновения, требующие решительных действий. Кто способен постичь секрет этих четырех правил, тот сможет понять события минувшие и предвидеть события грядущие. Тогда он сможет правильно оценить также и повседневные дела.
          Правители и великие мужи царств, познавшие сей закон, смогут управлять так, что сберегут свой почет и славу. Они смогут управлять так, что, не растрачивая сил, приведут к завершению все дела, а там, где будут потребны усилия и большие труды, смогут устроить свои дела так, что будут делать только то, чего нельзя не сделать. Они смогут править так, что избавят себя от всех неприятностей и привлекут к себе счастье.
          Поистине, искусство принимать решения и рассеивать сомнения и трудности – это ключ к разрешению всех дел. Дело очищения мира и искоренения в нем смуты наитруднейшее в Поднебесной! Вот почему древние цари, имея потребность принять решение, гадали на панцирях, черепах и стеблях тысячелистника.

двенадцатая  Глава
О СООТВЕТСТВИИ СЛОВ ДЕЛАМ

Комментарий Тао Хунцзина: “Слова должны соответствовать тому, что происходит в действительности”.
          Тот, кто способен обрести в себе спокойствие, раскованность, прямоту и безмятежность, будет жить привольно и вместе с тем размеренно. Он будет добр к людям и забудет о соперничестве, так что сердце его будет пустым, а воля – умиротворенной. Так он сможет одолеть все раздоры в мире и занять место истинного правителя.
          Глазам всего важнее свет, ушам всего важнее звуки, сердцу всего важнее знания. Если правитель сможет смотреть всеми глазами Поднебесной, он будет видеть все, что можно увидеть в мире. Если правитель будет слышать всеми ушами в Поднебесной, он сможет услышать все, что можно слышать в Поднебесной. Если правитель будет думать всеми сердцами, которые есть в Поднебесной, он сможет знать все, что можно знать в Поднебесной. Если все это соберется в одном человеке, он постигнет все на свете и будет обладать мудростью истинного правителя.
          Способ познания мира таков: “Не соглашайся на основании людского суда и не отвергай на основании людского суда”. Тому, кто легкомысленно соглашается с другим, придется положить немало сил, чтобы защитить себя. Тот, кто отвергает других, сам отрезает себе доступ к людям.. Глядя на вершину даже самой высокой горы, можно измерить ее высоту; заглядывая в самую глубокую пропасть, можно рассчитать ее глубину. А покой и величие духовной просветленности мудрого никто не в силах измерить. Вот что такое восприимчивость достойная истинного правителя!
          В наградах ценится доверие. В наказаниях ценится справедливость. Коли награды воспитывают доверие, а наказания утверждают справедливость, надо сделать так, чтобы это могли видеть и слышать все люди царства, чтобы те, кто этого не видели и не слышали, не пребывали в неведении. Если молва о честности государя достигнет даже духов, то кто может навредить ему? Вот что такое награда достойная истинного правителя!
          Во-первых, осведомиться о свойствах Неба; во-вторых, осведомиться о свойствах Земли; в-третьих, осведомиться о настроениях людей. Когда будет известно состояние всех четырех сторон света, верха и низа, правого и левого, предыдущего и последующего, то где пребывать заблуждениям и напастям? Вот вопрошание достойное истинного правителя.
         Сердце управляет деятельностью всех девяти отверстий тела. Дух повелевает всеми пятью органами чувств. Добрых подданных правитель награждает, а неправедных – наказывает. Государь использует людей сообразно своему правлению, и тогда ему не приходится погрязать в трудах и заботах. Когда мудрый так поступает, он и заслуживает похвалы. Лишь если он следует законам самой жизни, он сможет существовать долго. Он должен давать сообразно требуемому от него – тогда им всегда будут довольны. Даже если он не будет раздавать драгоценных камней и шелков, одно его доброе слово уже будет великой наградой. Вот что значит повеление достойное истинного государя!
          Правитель не может не быть беспристрастным. Если правитель не беспристрастен, среди его подданных вспыхнет смута. Ибо безмолвие мелким птахам несвойственно. Когда внутреннее и внешнее не сообщаются между собой, как можно знать о том, что происходит в мире? Кто не умеет открываться и закрываться, не узреет истока событий. Вот что значит беспристрастность достойная истинного государя!
          Первое дело – зрящий всюду глаз. Второе дело – витающее всюду ухо. Третье дело – сиятельная мудрость. Даже если за тысячу ли в какой-нибудь потаенной пещере прячется злодей, его тоже надобно уметь видеть. Такова осведомленность достойная истинная истинного государя!
          Выстраивай действия сообразно именам вещей – так обретешь спокойствие и твердость. Имя и сущность друг друга поддерживают и друг друга поправляют, поэтому говорится: “правильное имя рождается из сущности, сущность рождается из принципа (ли), принцип рождается из соответствия имени и сущности, соответствие же это рождается из согласия, а согласие рождается из должного”. Вот знание имен достойное истинного государя!

______________

тринадцатая  Глава
СЕМЬ ИСКУССТВ ТАЙНОГО СООТВЕТСТВИЯ
В ПРАВЛЕНЕИИ ОТ ОСНОВЫ

_____________
 

 
 

- КИТАЙ КЛУБ - АДВОКАТ КЛУБ - ЭТНОКЛУБ - ИСТОРИЯ -
-
ИСКУССТВА - ЛИНГВИСТИКА - ВЕРОВАНИЯ - ЦИГУН - УШУ
- философия -
-
ГЛАВНАЯ - НОВОСТИ - ОБУЧЕНИЕ - ПРЕССА - ВЕРНИСАЖ - БИБЛИОТЕКА - СЛОВАРЬ ГОСТЕВАЯ - ФОРУМ

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум